Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Кровь. Состав крови. Функции крови"

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать раскрытию значимости крови в организме, её состава и функций.

Оборудование: компьютер, магнитофон, дидактический материал

Ход занятия

I. Проверка усвоения предыдущей темы.

Тест с выводом оценки.(Приложение1)

1.Какой учёный занимался исследованиями нервной системы?

  • И.П.Павлов*
  • Менделеев
  • Ломоносов

2. Какой главный орган нервной системы находится в черепе?

  • спинной мозг
  • головной мозг *
  • костный мозг

3. Какой орган нервной системы находится в позвоночнике?

  • костный мозг
  • головной мозг
  • спинной мозг *

4. Что “подаёт” информацию головному мозгу?

  • нервы
  • кровь
  • моча

5. Сколько примерно весит мозг взрослого человека?

  • 400- 500 гр
  • 1000-1200 гр
  • 1300-1500 гр

6. Что дают человеку во время операции для обезболивания?

  • глюкозу
  • наркоз
  • снотворное

7. Что доставляет кровь в мозг?

  • сообщение
  • кислород
  • пищу

8. Как называется особый орган около внутреннего уха?

  • вестибулярный аппарат
  • барабанная перепонка
  • ушная раковина

- Оцените себя.

-Людям, каких профессий необходимо иметь хорошее чувство равновесия?

Люди давно отметили важное значение сна в жизни человека.

Вот несколько пословиц разных народов. Как вы понимаете их?

Презентация (Приложение 2, слайд 1)

  • Сон лучше всякого лекарства. (Русская пословица)
  • Сон потерял - болезнь нашёл. (Тамильская пословица)
  • Сон вкуснее слоёных блинов. (Марийская пословица)

Во время сна под руководством некоторых групп нервных клеток происходит восстановление в организме того, что было израсходовано днём. Обязательно спите не меньше 9-10 ч в сутки. Ваш мозг будет хорошо отдыхать, а днём хорошо работать.

II. Актуализация знаний

1.Сообщение темы и задач урока. Тема нашего урока сокрыта в диалоге между отцом и сыном. (На предыдущем уроке двум мальчикам были даны слова сценки)

Сын: “Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали “короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: “Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!”Я говорю ей: “Докажи!” - а она: “Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?”

Отец: “Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.

- Какова тема нашего урока?

-Что вы можете сказать о крови? (выслушиваю ответы)

-Что бы вы хотели ещё о ней узнать? (Приложение 3)

(Учитель фиксирует ответы детей кратко в с выводом на экран через проектор)

-Что ж, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ.

III. Изучение нового материала

1. Беседа по теме

  • Приходилось ли вам порезаться или пораниться?
  • Что вы при этом чувствовали и наблюдали?
  • Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая)
  • Почему? (в ней растворены соли)
  • Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора)
  • Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце).
  • Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды.
  • Можно ли услышать работу сердца?

2. Практическая работа

1. Положите палец левой руки на запястье правой.

Что вы почувствовали? (слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс). Проверим частоту вашего пульса. (засекаю время) Запишите свои показания. (Запись в тетради) За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса-60-70 ударов в мин., у ребёнка-90 уд/мин.

2. Как вы думаете, что будет с вашим пульсом, если мы пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. (Под музыку дети приседают или бегут на месте, в течение 30 сек.)

Отмечают снова пульс и объясняют, почему произошли изменения.

Презентация (Приложение 2, слайд 2)

- С каким из высказываний вы согласны?

Вывод:

  • При беге, движении и работе начинают работать некоторые мышцы – им нужен воздух- сердце с кровью начинает его подавать.
  • При движении начинают работать одни и те же мышцы, им нужно больше питания - сердце с кровью начинает его подавать.
  • При беге, движении и работе начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - сердце начинает подавать их больше с кровью.

3. Работа с клеткой крови

С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение.

-Посмотрим на каплю крови под микроскопом. (Приложение 2, слайд 3)

Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находятся много разных клеток, следовательно кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 10 минут.

Откройте учебники на стр. 34-35 (Приложение 4)

Работа в группах с учебником.

1 группа - ищет материал о плазме
2 группа - об эритроцитах
3 группа - о лейкоцитах
4 группа - о тромбоцитах

Защита Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Приложение 2, слайд 3)

III Первичное понимание

Итак, мы познакомились с составом крови. Каков же он?

Заполните схему. (Приложение 5)

(Работают самостоятельно на компьютере или в группах заполняют схему.)

IV Закрепление

- Какие функции выполняет кровь? Составьте схему.(Работа в группах)

Ответы-Приложение 2

IV Рефлексия. Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

Где могут пригодиться эти сведения вам?

-На какие вопросы , поставленные вами в начале урока, вы можете ответить?

Приложение 4a