Цель: способствовать раскрытию значимости крови в организме, её состава и функций.
Оборудование: компьютер, магнитофон, дидактический материал
Ход занятия
I. Проверка усвоения предыдущей темы.
Тест с выводом оценки.(Приложение1)
1.Какой учёный занимался исследованиями нервной системы?
- И.П.Павлов*
- Менделеев
- Ломоносов
2. Какой главный орган нервной системы находится в черепе?
- спинной мозг
- головной мозг *
- костный мозг
3. Какой орган нервной системы находится в позвоночнике?
- костный мозг
- головной мозг
- спинной мозг *
4. Что “подаёт” информацию головному мозгу?
- нервы
- кровь
- моча
5. Сколько примерно весит мозг взрослого человека?
- 400- 500 гр
- 1000-1200 гр
- 1300-1500 гр
6. Что дают человеку во время операции для обезболивания?
- глюкозу
- наркоз
- снотворное
7. Что доставляет кровь в мозг?
- сообщение
- кислород
- пищу
8. Как называется особый орган около внутреннего уха?
- вестибулярный аппарат
- барабанная перепонка
- ушная раковина
- Оцените себя.
-Людям, каких профессий необходимо иметь хорошее чувство равновесия?
Люди давно отметили важное значение сна в жизни человека.
Вот несколько пословиц разных народов. Как вы понимаете их?
Презентация (Приложение 2, слайд 1)
- Сон лучше всякого лекарства. (Русская пословица)
- Сон потерял - болезнь нашёл. (Тамильская пословица)
- Сон вкуснее слоёных блинов. (Марийская пословица)
Во время сна под руководством некоторых групп нервных клеток происходит восстановление в организме того, что было израсходовано днём. Обязательно спите не меньше 9-10 ч в сутки. Ваш мозг будет хорошо отдыхать, а днём хорошо работать.
II. Актуализация знаний
1.Сообщение темы и задач урока. Тема нашего урока сокрыта в диалоге между отцом и сыном. (На предыдущем уроке двум мальчикам были даны слова сценки)
Сын: “Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали “короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: “Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!”Я говорю ей: “Докажи!” - а она: “Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?”
Отец: “Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.
- Какова тема нашего урока?
-Что вы можете сказать о крови? (выслушиваю ответы)
-Что бы вы хотели ещё о ней узнать? (Приложение 3)
(Учитель фиксирует ответы детей кратко в с выводом на экран через проектор)
-Что ж, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ.
III. Изучение нового материала
1. Беседа по теме
- Приходилось ли вам порезаться или пораниться?
- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?
- Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая)
- Почему? (в ней растворены соли)
- Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора)
- Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце).
- Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды.
- Можно ли услышать работу сердца?
2. Практическая работа
1. Положите палец левой руки на запястье правой.
Что вы почувствовали? (слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс). Проверим частоту вашего пульса. (засекаю время) Запишите свои показания. (Запись в тетради) За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса-60-70 ударов в мин., у ребёнка-90 уд/мин.
2. Как вы думаете, что будет с вашим пульсом, если мы пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. (Под музыку дети приседают или бегут на месте, в течение 30 сек.)
Отмечают снова пульс и объясняют, почему произошли изменения.
Презентация (Приложение 2, слайд 2)
- С каким из высказываний вы согласны?
Вывод:
- При беге, движении и работе начинают работать некоторые мышцы – им нужен воздух- сердце с кровью начинает его подавать.
- При движении начинают работать одни и те же мышцы, им нужно больше питания - сердце с кровью начинает его подавать.
- При беге, движении и работе начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - сердце начинает подавать их больше с кровью.
3. Работа с клеткой крови
С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение.
-Посмотрим на каплю крови под микроскопом. (Приложение 2, слайд 3)
Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находятся много разных клеток, следовательно кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 10 минут.
Откройте учебники на стр. 34-35 (Приложение 4)
Работа в группах с учебником.
1 группа - ищет материал о плазме
2 группа - об эритроцитах
3 группа - о лейкоцитах
4 группа - о тромбоцитах
Защита Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Приложение 2, слайд 3)
III Первичное понимание
Итак, мы познакомились с составом крови. Каков же он?
Заполните схему. (Приложение 5)
(Работают самостоятельно на компьютере или в группах заполняют схему.)
IV Закрепление
- Какие функции выполняет кровь? Составьте схему.(Работа в группах)
Ответы-Приложение 2
IV Рефлексия. Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?
Где могут пригодиться эти сведения вам?
-На какие вопросы , поставленные вами в начале урока, вы можете ответить?