Урок русского языка по теме "Правописание согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Общедидактическая цель (ОДЦ):

  • создать условия для усвоения и закрепления знаний по теме: «Правописание согласных в корне слова».

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

1. Образовательный аспект:

  • создать условия для осознания, понимания изученной темы;
  • создать условия для совершенствования знаний о способах проверки правописания слов с парными согласными.

2. Развивающий аспект:

  • создать условия для развития функции само-взаимооценки;
  • создать условия для ля развития эмоциональной сферы творческого мышления, речи, внимания.

3. Воспитательный аспект:

  • создать условие для воспитания коммуникативной культур, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- общеклассная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.

Средства обучения

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева., О.В.Пронина. Русский язык 2 класс;
  2. Набор цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6;
  3. Катер, самолет (картинки);
  4. зашифрованные слова;
  5. карточки с заданием;
  6. «волшебная коробочка»;
  7. капсулы из «Киндер-сюрприза».

I. Организация начала урока

Психологический настрой

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.

II. Подготовка к основному этапу урока

1. Игра на внимание.

Что будем оценивать на оценочной линеечке? (рис.1)

(Внимание).

Оцени себя. (выше середины; ниже середины; на середине)

рис.1 Оценочная линия

На доске слова: (см. приложение 1)

Прочтите про себя!

Прочитайте вслух!

Закрыли глаза! Повторили!

Приготовились отвечать!

Сколько слов? (9) Назовите!

На сколько групп можно разделить?

(на 3 группы: Качество людей, продукты, части тела).

Назовите слова, которые начинаются на - р -, - с -.

Назовите слова с парной согласной - ж - в середине.

Назовите прилагательные.

Назовите слово, в котором все согласные обозначают глухой согласный звук.

Оцените себя на оценочной линеечке!

Дайте совет соседу!

Исходя, из предложенных на доске слов, сформулируйте:

  • тему урока «Правописание согласных в корне слов»;

  • цель, используя слова на доске:
    - научиться……;
    - вспомнить……;
    - узнать…………;
    - повторить……..

  • Что я знаю?

  • Оцените себя на оценочной линии!

Ученики хором:

Парные звуки можно проверить, с помощью звуков других,

Рядом подставив, сонорный и гласный,

Четко услышишь ты их.

2. Минутка чистописания

На доске написано: (см. приложение 2)

1. Внимательно посмотрите на данные слова и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Л).

Какой звук обозначает буква «Л».

Докажи, почему? (Антонимы)

2. Определите порядок написания букв в данной цепочке:

Ллп    Ллб   Ллж   Лл?

Напишите данную цепочку в определенной последовательности.

3. Разминка для пальцев

  1. «Моем, моем трубочиста»;
  2. Ручка между ладошками;
  3. Какое стихотворение вы читали на уроке чтения
  4. (Лев Квитко - Название: Смелые воробьи.)
    Бежит среди цветов и трав
    Садовая дорожка
    И, к желтому цветку припав,
    Крадется тихо кошка.
    Простучите! (Кулачки, ребрышки, ладошки).

4. Словарная работа (см. приложение 3, приложение 4)

На доске карточки.

Узнай слово! (народ, артист, мальчик)

Запишите, разделяя облачком для переноса, поставьте в них ударение, подчеркните гласные, правописание которых надо запомнить.

На какую орфограмму данные слова?

5. Игра «Телефон» (слова с проверяемой безударной гласной)

ученик говорит - столы;

ученик называет слово соседа и свое слово - столы - гнездо и т.д.

ученик – столы, гнездо, больной и т.д.

III. Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу

На доске: (см. приложение 5)

Прочитайте.

Запишите предложение, которое подходит к данной схеме.

Прочитайте его.

Какое задание можно предложить с данными предложениями.

Сформулируйте (разбор по членам предложения и по частям речи), подчеркните все орфограммы.

Подберите к слову «узкая» антоним. (широкая)

Назовите сколько звуков, букв в слове «узкая». (5б.; 6зв.)

IV. Физкультминутка

«Петрушка» - исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней;

Микропауза при утомлении глаз.

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Игра «Сколько слов»

Послушайте предложения, запишите на полях карандашом, сколько слов на данную орфограмму.

  1. Рак залез на самокат, все вперед, а он назад. (5)
  2. Нашу речку, словно в сказке за ночь вымостил мороз. (2)
  3. И я там был, и мед я пил. (4)
    У моря видел дуб зеленый
    Под ним сидел и кот ученый
    Свои мне сказки говорил.

2. Проверка:

Сосчитай сумму чисел на полях, чему она равна?

3. Аукцион «Кто последний назовет слово на данную орфограмму». (сумма цифр равна 11)

- У кого 11?

4. Игра «Куда летят самолеты» (см. приложение 6)

I вариант - слова с парной согласной т.

II вариант - слова с парной согласной д.

Записать слова в тетрадь.

VI. Физкультминутка

Я буду называть слова.

Встают мальчики - глухие согласные; (на конце слова или в позиции перед -к-).

Встают девочки - звонкие согласные. (на конце слова или в позиции перед -к-).

Кот, мороз, тяпка, сугроб, конфетка, шапка, ловкий, рожки, печка, шубка, игрушка, крышка, минутка, кружка, рыбка, ошибка, морковка.

VII. Работа в группе. (6 групп).

Игра «Заморочки из бочки

Задание: по 1 человеку от группы подходят к учителю, вытаскивают капсулу из «волшебной коробки» с темой, на которую нужно придумать как можно больше слов с парной согласной.

Темы:

  • Столовая (селедка, сосиска, салат, винегрет, пирожки, суп)
  • Сад (дуб, березка, дорожка, ромашка)
  • Школа (тетрадка, обложка, книжка)
  • Море (шлюпка, матрос, моряк)
  • Лес (травка, дубки, дрозд)
  • Зима (салазки, каток, снежки мороз)

Проверка

Победители награждаются медалями - «Знаток слов!»

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Вывод: Как проверить парную согласную в корне слова?

Звук согласный проверяет!
Рядом гласный представляет!

Расскажите правило соседу.

Участвуя в обсуждении и подведении итогов урока, воспользуйся маленькими подсказками:

Продолжи фразу:

- Главная идея сегодняшнего занятия для меня заключается в……….
- Сегодня я понял(а), что…………………
- Работая на уроке я получил(а) ответна следующие вопросы…………
- Я точно буду использовать ……………………………
- Самое трудное для меня было…………………………

Учитель: А.Н. Толстой писал:

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Изучение родного языка - дело великое.
Чем мы с вами занимаемся и будем заниматься дальше.