1. Формирование и развитие классной воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
- воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
- воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности). [1]
Вот уже третий год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко “Самосовершенствование личности”.[1] С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребёнка идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Курс “Самосовершенствование личности” ставит целое педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение школьников к самосовершенствованию.
В учебном плане средней школы отсутствуют дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу содержания и закономерности формирования их личности. Данный курс предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления учащихся своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента их саморазвития. Курс представлен в систематизированном виде (с 5-го по 11-й кл.), где излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо развивающемуся человеку.
Система курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме того потребностей, обоснования А. Маслоу. [1]
Весь круг “Самосовершенствование личности” разбит на 7 разделов по классам и охватывает все основные этапы и компоненты процесса самосовершенствования.
Класс | Раздел общего курса самосовершенствования личности | Названия пособия |
5 | Самопознание | Познай себя |
6 | Самовоспитание | Сделай себе сам |
7 | Самообразование | Научи себя учиться |
8 | Самоутверждение | Утверждай себя |
9 | Самоопределение | Найди себя |
10 | Саморегуляция | Управляй собой |
11 | Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного пятиклассниками обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в классе
Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.
Уже третий год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 5-й класс. В первую очередь, учащимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы всего этого достичь, в основном мною приводились примеры из личной школьной жизни и жизни предыдущего классного коллектива. На этом этапе учащиеся начали вести “Летопись классной жизни”. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно
учащиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой.
Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе. В конце года уже было видно рождение самого настоящего коллектива. Изначальная цель почти достигнута. Это подтвердили и итоги ежегодного школьного конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и “Самый талантливый - 2005”.
Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7 классы. В начале 6-го класса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Для более интересной классной жизни было предложено переименовать класс в “государство”. На собрании актива было принято решение:
- форма самоуправления – Республика (РИД)
- глава Республики интересных дел (РИД) – президент (классный руководитель)
- министры государства (замы главы РИД):
Министры образования; | Министры внутренних дел; | |
Министры культуры; | Министры печати; | |
Министр спорта; | Министр финансов; | Министр здравоохранения. |
“Министрами государства” были приняты и утверждены устав, герб, гимн “республики”, предложенные всеми членами “государственной думы” - учениками класса.
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
- организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
- выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий; - проведение тематических классных часов;
- сбор денежных средств на поездки.
В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты все четыре номинации: “Самый лучший ученик – 2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У каждого победителя конкурса имеется портфолио достижений.
Итоги 7-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса (министры) стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая и достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят какие-то цели, задачи. Мои воспитанники придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
8) веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится, когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится, когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества ________________________ и преодолеть следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения семьи, отношений между педагогами и родителями, детьми и родителями и т.д., которые используются в моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. Для этого помимо встреч с любым педагогом предусматриваются и дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и администрацией. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Роль семьи в развитии моральных качеств подростка”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств детей. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.
Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
В нашем классе уже стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
4. Активное участие учащихся в жизни школы
2005-2006 уч. год
Результаты традиционного школьного конкурса “Ученик года – 2006” доказали активность классного коллектива в жизни школы. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” - Колпакова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Гукова В.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Помимо победителей, участие в жизни школы принимают и другие члены классного коллектива. За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”. (8 человек).
2. Участие и победы в осенних и весенних школьных олимпийских играх (весь класс)
3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х классов (победа).
4. Участие в городском смотре театрального искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14 человек)
5. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.
6. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур ) - 9 человек
7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8 классов (3 человека)
8. Участие в концерте : “Встреча с ветеранами” (4 человека)
9. Участие в Международном математическом конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)
10. Участие в городском смотре творчества: “Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)
11. Участие и победа в школьной учебно – практической конференции (4 чел.)
12. Участие и победа в городской учебно – практической конференции (3 чел.)
13. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор., обл.) – 5 человек.
2006-2007 уч. год. На участие в традиционном школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса было подано 9 заявок. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный 1 степени” - Заболотний Е.; “Самый активный 2 степени” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио.
2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника” (10 человек).
2. Активное участие и победу в осенних школьных олимпийских играх (I место)
3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I место)
4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х классов (I место)
5. Представление школьного спектакля “Кошкин дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)
6. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия Баженова
7. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур ) - 11 человек
8. Участие в новогоднем представлении для 5-8 классов (7 человек).
9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит мир спасённый” (14 чел.)
10. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор., обл.) (7 чел.).
11. Участие в школьном смотре творчества: “ Славься, город родной”, (10 чел.)
12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что Новый год готовит?”
2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники, уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.
13. Участие и победа в областной (II место) научно-практической конференции. (2 чел.)
14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)
15. Участие и победа в школьной и городской учебно – практической конференции (9 чел.)
Используемая литература: 1. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2001.