Цель игры: закрепить знания об особенностях природы материка.
Задачи. Развивать интеллектуальные способности, умения находить ответ в нестандартных ситуациях, интерес к географии.
Оборудование: Карты Африки, компьютер, мультимедиа диск “Учебное электронное издание. “География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы, страны.” Раздаточный материал (задания для конкурсов). Выставка книг, лучших сочинений по темам: “Путешествие по Африке”, творческих работ, контурных карт.
Организация игры-соревнования
Класс делится на 4 группы (команды). Составляются списки каждой группы. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах. Задания могут быть устные или письменные, если выполняется одно задание для всех. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Итоги соревнования подводятся по таблице, где учитываются все баллы, полученные в ходе игры. Для проведения игры нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все предложенные задания.
Ход игры
1. Разминка
Учитель задаёт каждой группе вопросы, на которые учащиеся сразу отвечают. Каждый ученик может ответить только на один вопрос. Если в группе нет ответа, то отвечают учащиеся другой группы, получая дополнительно один балл. Максимальное количество баллов за данное задание – 6.
Таблица №1. Примеры вопросов.
1 группа |
2 группа |
1. Самый большой остров у берегов
Африки? 2. Крайняя западная точка материка? 3. Какой тип климата в Сахаре? 4. Народы, какой расы живут на севере Африки? 5. Родиной, какого известного напитка является Африка? 6. Водопад на реке Замбези? |
1.Формы рельефа, преобладающие в
Африке? 2. Когда в саванне травы выгорают? 3. Самые низкорослые люди в Африке? 4. Пролив между Африкой и Евразией? 5. Растительность богата в Сахаре только в …? 6. Море на севере Африки? |
3 группа | 4 группа |
1. Самый большой остров у берегов
Африки? 2. Крайняя западная точка материка? 3. Какой тип климата в Сахаре? 4. Народы, какой расы живут на севере Африки? 5. Родиной, какого известного напитка является Африка? 6. Водопад на реке Замбези? |
1. Площадь Африки? 2. Пустыня на севере Африки? 3. Природная зона в Африке, занимающая самую большую площадь? 4. Самая крупная птица на материке? 5. Океан, Омывающий Африку с запада? 6. Как называются временные реки, протекающие в пустыне? |
2. Географическое положение
Каждая группа получает карточку, в которой нужно вставить пропущенные слова.
Задание выполняется письменно. Количество баллов за задание определяется количеством верно вставленных пропущенных слов.
- Африку почти посередине пересекает … и поэтому она находится в … полушариях
- Африку нулевой меридиан пересекает в … части и она расположена в … и … полушариях. В Африке тепло, потому что она лежит между двумя …
- Материк расположен в … климатических поясах …, …, …, …
- Африку омывает … океана. Один Индийский с востока и … с запада. Африка удалена от всех материков, кроме …
3. Почемучки
Команды получают карточку с четырьмя вопросами. Отвечают устно, на каждый вопрос разные учащиеся группы. За каждый правильный ответ команды получают по два балла. Максимум за задание можно получить восемь баллов.
1 группа |
1. Почему в пустыне Намиб, находящейся на
побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в
самых сухих районах Сахары? 2. Почему зона экваториальных лесов не доходит до побережья Индийского океана? 3. Почему рельеф северной Африки отличается от восточной? 4. Почему в южной Африке в пределах тропического пояса выделяют две климатические области, а в северной – одну? |
2 группа |
1. Почему самой полноводной рекой в
Африке считается Конго? 2. Почему саванны постепенно переходят в тропические полупустыни, а затем в пустыни? 3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем? 4. Почему в климатической области тропического пояса на восточных склонах Драконовых гор и на востоке Мадагаскара осадки выпадают в большом количестве и равномерно в течение года? |
3 группа |
1. Почему для рек Африки характерно
обилие порогов и водопадов? 2. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией? 3. Почему бассейн рек Атлантического океана больше бассейна рек Индийского океана? 4. Почему деревья в экваториальном лесу растут в несколько ярусов, а кустарники и травяной покров здесь развиты слабо? |
4 группа |
1. Почему озеро Танганьика отличается
большими глубинами и крутыми склонами? 2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ? 3. Почему в своем первоначальном виде дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади? 4. Почему Африка самый жаркий материк ? |
4. Что такое, кто такой?
Каждому участнику группы необходимо дать объяснение одному понятию. Если у участников группы нет ответа, отвечает другая группа, получая дополнительно один балл за каждый правильный ответ.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
1. Алжир 2. Калахари 3. Финик 4. Конго 5. Сомали 6. Ливингстон |
1. Нигер 2. Вельвичия 3. Туарег 4. Виктория 5. Гепард 6. Цеце |
1. Баобаб 2. Ахаггар 3. Окапи 4. Пигмеи 5. Жираф 6. Замбези |
1. Атлас 2. Килиманджаро 3. Папирус 4. Чад 5. Оазис 6. Саванна |
5. Тестовое задание
Учащиеся выполняют тест по Африке из учебного электронного издания мультимедиа диск “География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы, страны.” Если нет мультимедиа диска, выполняют данный тест. Оценивается задание по количеству правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- В основании большей части материка находится:
а) платформа; б) складочные области. - Африка родина твердых сортов пшеницы. Это
определил :
а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон. - Полезные ископаемые осадочного происхождения в
основном расположены:
а) на севере материка; б) в южной части. - На территории Африки максимальное количество
осадков выпадает:
а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика. - Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем
в январе, то это пустыня:
а) Сахара; б) Калахари. - В Африке большинство рек относятся к бассейну
океана:
а) Индийского; б) Атлантического. - Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь. - Коренное население Северной Африки относится к
расе:
а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной.
6. Вопрос для группы
Каждая группа получает вопрос, на который отвечает устно.
- Почему люди стремятся в Африку?
- Какой сувенир вы бы привезли из Африки?
- Какой район вы хотели бы посетить в Африке? Почему?
- Что бы вы назвали символом Африки?
7. Перепутаница
Все группы получают задание, в котором нужно найти неправильные слова и выписать их на лист, который сдают на проверку. Оценивается по количеству правильно выписанных слов.
По обе стороны от экватора в бассейне реки Замбези расположена зона экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Листья деревьев верхнего яруса леса тонкие и нежные, а нижнего, наоборот, жесткие и плотные. Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву постепенно. Это родина многих ценных растений масличной пальмы, эбенового дерева, зонтичной акации, молочаев. Животный мир лесов богат и разнообразен. Здесь водятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, леопарды, гиены, лисицы. Зона лесов сменяется саваннами. Сочная высокая трава в течение всего года покрывает все горы и долины. Здесь растут баобабы, верблюжьи колючки. Почвы в саваннах красно бурые. В саванне много травоядных животных.
В пустыне редкая растительность из-за большого количества осадков. Только в оазисах развивается богатая растительность. Там растёт финиковая пальма. Животные могут обходиться без воды.
8. Карта
Каждая группа получает контурную карту, на которой необходимо цифрами отметить данные географические объекты. (Рисунок 1. Контурная карта)
- Средиземное море
- Суэцкий канал
- Полуостров Сомали
- Конго
- Танганьика
- Атлас
- Эфиопское нагорье
- Красное море
- Мозамбикский пролив
- Мадагаскар
- Нил
- Мыс Игольный
9. Конкурс домашнее задание
Каждая группа защищает подготовленное домашнее задание ( одно по выбору):
- Памятка туристу, уезжающему в Африку
- Реклама туристической фирмы маршрутов по Африке
- Путешествие в природную зону
- Стихи
- Рисунки
- Сценки.
- Кроссворды и т.д.
10. Кроссворд
Рисунок 2. Кроссворд
По горизонтали:
3. Леса, расположенные по обе стороны от экватора в бассейне р. Конго;
6. Главный район производства кофе в Эфиопии;
9. Пустыня на побережье Атлантического океана;
10. Насекомое, приносящее огромный вред населению в Африке;
11. Государство в западной части Африки;
13. Столица государства на юге Африки;
15. Территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы;
17. Хищный зверь, обитающий в саваннах Африки;
По вертикали:
1. Природная зона;
2. Хищный зверь, обитающий в саваннах Африки;
3. Представитель африканского государства;
4. Государство в северо-западной части Африки;
5. Самое большое по численности населения государство Африки;
7. Горы, на северо-западе Африки;
8. Представитель народа экваториальных лесов;
11. Столица африканского государства;
12. Национальный парк в Южно-Африканской республике;
14. Пустыня в центральной Африке;
16. Родственник жирафа, обитающий только в Африке.
Итоги конкурса
По количеству набранных баллов определяется победитель.
Таблица 2. Подсчет баллов
№ | Название конкурса | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | Максимальная оценка задания в баллах |
1. | Разминка | 6 |
||||
2. | Географическое положение | 14 |
||||
3. | Почемучки | 8 |
||||
4. | Что такое, кто такой? | 6 |
||||
5. | Задание с мультимедиа диска (тест) | 8 |
||||
6. | Вопрос | 5 |
||||
7. | Перепутаница | 12 |
||||
8. | Карта | 12 |
||||
9. | Домашнее задание | 5 |
||||
10. | Кроссворд | 17 |