Цель: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, выявить, вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.
Задачи урока:
- показать наличие двух миров: обычного и волшебного;
- научить детей вычленять повтор;
- обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
- во время сравнивнительного анализа сказки и картины В.Васнецова “Алёнушка” подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.
1. Организационный момент.
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир сказки.
- А что для этого необходимо? (фантазия, воображение)
- Сказок на свете очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.
- Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали, рассказывали люди?
Сказки появились очень давно, они создавались самим народом. Конечно, сказка создавалась сначала каким-нибудь певцом или сказочником, имя которого никем не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста.
В старину сказочников на Руси называли бахарями. Так сказка стала произведением устного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то своё. Так появились народные сказки.
2. Интеллектуальная разминка.
Прочитай предложение (раздели на слова).
а) Скоросказкасказываетсяданескороделоделается.
- Как вы понимаете это предложение?
- Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово? (сест)
- Что заметили?
- С какой интонацией хочешь прочитать?
3. Словарно-орфографическая работа.
Отчитывание слов.
залилась слезами | купец |
не распознал | хоромы |
все было ведомо | под стожком |
одини-одинёшеньки | |
жар донимает |
1 столбик – смысл объясняют дети.
2 столбик – учитель зачитывает пояснение, дети соотносят с нужным словом.
- Это большой просторный деревянный жилой дом, в котором много комнат.
- Куча плотно уложенного сена.
- Человек, который занимается торговлей.
- Можно ли по этим словам сказать, какую сказку мы будем читать?
- Что вас навело на эту мысль?
- Что можно узнать из заглавия?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Можно ли по иллюстрации предположить, какие отношения между героями? (добрые или враждебные) стр.111 учебника.
- Почему?
- Как догадались? (взгляд, гладит)
5. Работа над новым материалом.
- Чтение сказки (учитель + уч-ся)
- Беседа по содержанию:
- Назовите жанр произведения. Докажите почему ты так считаешь?
- На чём держится порядок жанра волшебной сказки?
- Какие черты волшебной сказки ты можешь отметить?
- Почему никто “ведьму не распознал”, только Иванушке “все было ведомо”?
Объясни, но не забывай, что имеешь дело со сказкой, а у сказки свои законы.
Ответы детей.
Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Иванушка обладает двойным зрением: в земном мире и волшебную сторону событий.
- Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться?
- А выплыть на бережок?
- Сколько раз понадобилось козлёнку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком?
Вывод:
В сказке действует магия числа 3. Это число волшебного мира. Число “3” соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба.
Волшебное число героев – всегда 3 и события повторяются 3 раза.
3. Сравнение образа Аленушки в сказке и на картине.
а) Какой вы себе представляете Алёнушку?
Художник Васнецов по-своему увидел Алёнушку и в 1881 году написал картину.
б) Что вы знаете о В.М. Васнецове? (портрет)
Дополнение учителем.
Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии, в семье священника. Учился в семинарии. В последних классах выяснилось, что у него большой художественный талант. В 1878 г. переезжает в Москву и занимается образами русской былины и народной сказки.
в) Внимательно рассмотрите репродукцию на с.114
- Что вы видите?
- Есть ли в сказке эпизод, изображенный на картине? (нет)
- Что роднит сказку и картину?
г) Выборочное чтение.
Зачитать: какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет?
- Как именно художник изобразил Алёнушку?
- Почему мы решили, что она плачет?
Сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые ноги, волосы распущены, смотрит на воду.
- Где Васнецов мог увидеть природу, написанную в картине?
- Придумал ли он лицо этой Алёнушки?
Дополнение учитель:
Недалеко от Москвы, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Здесь он и задумал свою картину. В этих же окрестностях он встретил девушку.
- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( именно с водой связаны все грустные события).
- Какие грустные события связаны с водой? Зачитать.
Вода – волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет.
Докажите:
а) вода из копытца;
б) ключевая вода.
6. Итог урока.
- С творчеством, какого художника сегодня познакомились?
- Так что же роднит сказку и картину? (грустное настроение, лирический и поэтический характер)
Работа в парах.
Докажите, что это сказка. На столе лист, найди “сказочные предметы”.
присказка | троекратный повтор |
зачин | сказочные предметы |
концовка | наличие устаревших слов |
вымысел | наличие волшебства |
добро побеждает зло |