Вид занятия: комбинированная экскурсия с элементами беседы.
Адресат: дети в возрасте 6-10 лет.
Пояснительная записка
“Важно существенно повысить культуру безопасности
жизнедеятельности человека, совершенствовать работу
с населением – через школы, различные учебные
заведения, средства массовой информации”.
С.К.Шойгу
Северодвинская служба спасения считает важным проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения, так как детский травматизм в России в последние годы неуклонно возрастает. Весьма высокий процент детей в общем числе жертв аварий, катастроф, стихийных бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из путей, позволяющих в определенной мере изменить такое положение дел, является обучение детей и подростков грамотному поведению в ЧС, выработка у них навыков предвидеть и избегать опасности.
За детей в ответе взрослые – они дали детям жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих кругом опасностей, обеспечить выживание в экстремальных условиях, передать как эстафету накопленные в этой области знания и опыт.
Работники служб спасения чаще других сталкиваются с попавшими в беду людьми и вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше других знают цену человеческой жизни. Поэтому спасатели однозначно и твердо выступают за обучение детей, молодежи, а также всего населения правилам поведения в ЧС.
Спасателей часто видят в школьных коридорах – они приходят к ученикам с беседами. С управлением образования г. Северодвинска согласованы для проведения в школах города тексты бесед по темам: “Опасные игры”; “Безопасная улица”; “Один дома”; “Безопасное купание”; “Ледоход”; “Животный мир города”; “Безопасное поведение в лесу”.
В 2007 году были проведены 35 профилактических бесед в образовательных учреждениях, которые прослушали 1932 человека; в день защиты детей в школе № 12 состоялись показательные выступления спасателей с демонстрацией спасательного оборудования. Беседы, проводимые специалистами МУ АСС, востребованы учителями городских образовательных учреждений и хорошо воспринимаются учащимися. После таких мероприятий учащихся повышается интерес к безопасности жизнедеятельности, уменьшается количество происшествий.
Мы считаем, что более эффективно проводить с детьми младшего школьного возраста такую форму работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив спасателей на месте их работы, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе работу спасателя и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.
Цель:
- сформировать представление о работе службы спасения,
- профессиях спасатель и оперативный дежурный и важности данного вида деятельности для каждого человека.
Задачи:
- дать представление о работе службы спасения г. Северодвинска, профессиях спасатель и оперативный дежурный;
- формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Форма, каска спасателя, водолазный костюм;
- Видеоролики “Соревнования спасателей”, “Кольцо”;
- Карточки с номерами телефонов службы спасения на каждого ребенка.
Места посещения экскурсии:
- учебный кабинет,
- информационно-диспетчерский центр,
- спасательная машина,
План экскурсии:
1 |
Организационный момент. Приветствие. | 5 мин. |
2 |
Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную информированность детей о службе спасения и начать формировать у детей понятие о профессии “спасатель”. | 10 мин |
3 |
Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях с целью формирования представления о работе службы спасения. | 3 мин. |
4 |
Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью формирования представления о работе оперативного дежурного и формирование умения правильно вести себя в критической ситуации, знание телефонов службы спасения. | 5 мин. |
5 |
Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет с целью воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью и умения правильно вести себя в критической ситуации. | 5 мин. |
6 |
Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю с целью закрепления информации о работе спасателя. | 7 мин. |
7 |
Итог занятия, прощание. | 5 мин. |
Всего экскурсия рассчитана на 40 мин. |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Дети раздеваются, садятся на места в учебном классе.
Приветствие: – Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас у нас в гостях.
2. Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии.
- А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на экскурсию? (выслушиваются ответы детей)
- Да, вы пришли в службу спасения.
- А кто здесь работает? (спасатели)
- Кто такой спасатель?
- Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды).
- А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях – например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты светоотражающие полосы.) Проводится показ формы спасателя.
- Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится показ каски спасателя.
- Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается несколько человек).
- Спасибо, ребята, садитесь.
3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях
- Давайте посмотрим фрагмент учений в Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика “Соревнования спасателей”.
- Подумайте, чему учились наши спасатели, выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).
- Как вы считаете, кто может быть спасателем? Какими чертами характер должен обладать настоящий спасатель? (храбрость, мужество).
- Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся. Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей).
4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр.
- Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваем ответы детей).
- Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.
- Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки – и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.
- Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и послушаем, чем там занимается оперативный дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и наблюдать, т.к. в это время могут позвонить в службу спасения).
- Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что оперативный дежурный – это тот человек, который принимает все звонки и вызовы. Он принимает решение, как поступить по каждому конкретному звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации, телефоны, карты города и его окрестностей. Когда мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и возвращаются в класс).
- Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать работать оперативному дежурному).
- Кто из вас был очень внимательным и запомнил, что находится в ИДЦ и для чего это служит?
- Когда человек, оказавшись в беде, звонит оперативному дежурному, что он должен сообщить ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а также точно ответить на вопросы оперативного дежурного).
5. Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет
Проводится рассказ о реальных случаях, произошедших с детьми в г. Северодвинске, которым оказали помощь спасатели:
- Многие мальчики любят играть “в войну”, при этом вместо шлемов и касок используют различные предметы – например, мамину кастрюлю. Надеть ее легко, а вот снять не всегда получается самому – приходится обращаться к спасателям.
- А девочки очень любят наряжаться, украшать себя “драгоценностями”. А если колечек нет или их моднице мало, в ход идут гаечки, металлические колечки и прочее. А потом гаечка не снимается, пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь приходят спасатели.
- В практике спасателей бывали случаи, когда мальчик просунул голову между металлическими прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил и освободить пленника.
- Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась однажды с юным северодвинцем. На помощь ему пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр видеоролика “Кольцо”.
- Подобное может произойти с любым, поэтому нужно запомнить телефон службы спасения “000”.
6. Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю
- Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и специальное оборудование применяют спасатели в своей работе.
Дети одеваются, выходят на улицу к специализированной спасательной машине.
Спасатели показывают, как работает бензорез, разрезая кусок металлической трубы, демонстрируют наполнение спасательного автомобиля оборудованием.
7. Подведение итогов, рефлексия
- Что нового вы узнали?
- О каких профессиях мы сегодня говорили?
- Как вы поведете себя, если увидите, аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?
- Люди каких профессий работают в службе спасения?
- Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения?
- Помните ли вы телефон службы спасения?
- Для того, чтобы вы не забыли телефон службы спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача открыток с телефоном службы спасения.
- Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом, следит за своим здоровьем и хочет работать спасателем – добро пожаловать к нам. Нам нужны крепкие, здоровые, грамотные специалисты.
- До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.
Приложение: фотография младших школьников на экскурсии в службе спасения.