Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий урок.
Цели урока: Закрепить полученные знания по теме “Раннее средневековье”. Повторить причины и особенности феодальной раздробленности в Западной Европе. Вызвать интерес у обучающихся к эпохе раннего средневековья.
Оборудование: В кабинете расставлены парты для трех групп, украшение доски названием урока, иллюстрациями средневековых замков, рыцарей. На столах у игроков расставлены замки, изготовленные самими учениками.
Предварительная подготовка к уроку: на уроках наглядной геометрии ученики получают задание изготовить средневековый замок из геометрических фигур, учитель консультирует ребят. На изготовление замка отводится две недели. За это время учитель истории проводит урок-консультацию, дети знакомятся с особенностями средневековых замков, жизнью и бытом феодалов-рыцарей и простых людей.
Ход урока
Орг.момент. Проверка готовности к уроку-игре.
Учитель сообщает ученикам название игры “Рыцарский турнир”, учениками самостоятельно формируются цели урока. Учитель рассказывает о правилах игры: класс разделен на три команды – Рыцарские ордена. Каждая команда участвует в состязаниях и получает баллы за ответы (отметки-баллы выставляются на классной доске в виде геометрических фигур – круг – “5”, квадрат – “4”, треугольник – “3”, прямоугольник – “2”). В конце игры баллы суммируются и определяется победитель, набравший максимальное количество баллов. Рыцарские Ордена получают призы – грамоту за победу, участие в рыцарском турнире и отметки в журнал.
Состязания-конкурсы.
- “Домашнее задание – приветствие”:
Знакомство команд. Проходит жеребьевка и каждая команда по очереди представляет свой Орден (название, герб, девиз и жилище-замок). По возможности на экран проектируются герб Ордена. На выступление каждой команде отводится 5 минут. За оригинальность представления Ордена присуждаются дополнительные баллы.
- “Рыцарская смекалка”:
Учитель зачитывает вопросы по пройденной теме “Раннее средневековье” по очереди для каждой команды. Участники отвечают и получают баллы. 5 мин.
Чем различались условия жизни рабов в древности и зависимых крестьян в средневековье?
Расскажите про натуральное хозяйство, и почему в раннее средневековье оно господствовало?
Как и чему учили с детства феодалы своих детей?
Как феодалы относились к труду и что считали “благородным” занятием?
Расскажите про церемонию посвящения в рыцари.
Назовите правила рыцарской чести.
- “Историческое лото”:
Командам выдаются листы с вопросами и карточки с вариантами ответов, необходимо собрать на листе правильные ответы. Время выполнения задания – 5 минут.
- “Историческая мозаика”:
Каждая команда получает схему феодальной лестницы и названия социальных слоев и должна за 3 минуты сложить феодальную лестницу.
- “Турнир смекалистых”:
Команды должны разгадать кроссворд по теме “Раннее средневековье”, на выполнение задания отводится 4 минуты.
- “Конкурс для сеньоров”
От каждой команды вызывается капитан-сеньор и выбирает карточку с заданием – что означает предмет? На ответ отводится 1 минута.
Подведение итогов игры: подсчитываются очки, определяется победитель, команде- победительнице вручаются грамоты “Победитель Рыцарского турнира” и выставляются “5”, а всем участникам вручаются “Посвящение в рыцарей смекалки”.
Дополнительно на уроке наглядной геометрии объявляется конкурс на самый лучший замок, объявляются критерии оценивания, проходит голосование и выявляются победителя. Награда – сладкий приз.