Цели урока:
- в общих чертах познакомить учащихся со строением организма человека, познакомить с основными правилами сохранения здоровья;
- прививать навыки личной гигиены и бережного отношения к своему здоровью, уважительному отношению к окружающим людям.
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Мы люди!
II. Введение в тему урока.
На Земле живут очень много людей – мужчины и женщины, старые и молодые, полные и худые, высокие и низкие, блондины и брюнеты… Некоторые люди похожи друг на друга, многие дети похожи на своих родителей, они наследуют некоторые черты их внешности и характера, но всё же нет на свете абсолютно одинаковых людей. Но вот строение тела и работа органов одинаковы у всех людей. Строение тела человека изучает наука анатомия.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим строение тела человека.
III. Основная часть урока.
Перед вами лежат листочки, вам необходимо найти основные части тела и соединить их линией с соответствующим названием. (Взаимопроверка в паре)
У вас, как у всех людей есть голова и живот, спина и грудь, ноги и руки, глаза и уши. Как будто всё очень просто. Но знаешь ли ты, какая сложная работа происходит в твоём организме? Что находится у тебя внутри и как устроено твоё тело?
1. Рассмотрим внутреннее строение организма.
- Лёгкие.
Сделайте вдох и задержите дыхание! Вот видите, как тяжело не дышать. Без воздуха человек не может жить, а дышим мы лёгкими. Лёгкие похожи на две большие розовые губки. Они состоят из множества маленьких пузырьков – альвеол. Лёгкие непрерывно выполняют огромную работу. Если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Вот какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа. Старайтесь дышать только носом, нос – это фильтр, проходя через него, воздух очищается.
- Сердце.
Покажите ладошку, потрогайте…стучит. Что же это? Сердце. Сожми свой кулачок – вот такое примерно у тебя сердце. Человеческое сердце невелико, какой у человека кулак, такое и сердце. Оно всё время сжимается и разжимается, не останавливается ни на минуту. Для чего же ему так стараться? Сердце – это тот неутомимый мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело, Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет.
- Желудок.
Человек должен питаться. Пища – это топливо, без которого мы не можем жить. Для полноценного питания пища должна быть размельчена, переработана и усвоена. Для этого она перемещается изо рта в желудок, и по всему пищеварительному тракту к нижним отделам кишечника.
- Мозг.
Потрогайте свою голову, Это черепная коробка, а внутри находится мозг – это командный центр, он руководит всеми процессами, которые происходят в нашем организме.
Итак, проверим, как вы поняли, какие у нас есть внутренние органы и как они работают.
Два воздушных лепестка
Розовых слегка
Важную работу выполняют
Дышать нам помогают. (Лёгкие)День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук. (Сердце)Висит мешочек небольшой
То полный, то пустой
В него вагончики бегут
Пищу, жидкости везут
Кипит работа целый день
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает
А что не нужно – выгоняет. (Желудок)Он всё запоминает
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг)
2. Физкультминутка.
Благодаря мозгу, мы захотим – сядем, захотим – ляжем, а захотим – сделаем физкультминутку.
3. Путешествие по стране здоровья.
В путь дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйтесь.
1 станция Режим дня.
Что бы быть здоровым, необходимо соблюдать распорядок дня.
Работа по учебнику. (стр 10)
Какие режимные моменты пропущены?
Необходимо всё делать вовремя: во время вставать, принимать пищу, ложиться спать и т. д.
2 станция Мойдодыр.
(стр. 11)
- Какие средства личной гигиены знаете?
- Как моете руки?
- Покажите, как умываем лицо?
- Вспомним, как правильно чистить зубы?
- Какие средства личной гигиены никому давать нельзя? (зубная щётка, носовой платок, мочалка, расческа)
Посмотрите на Вини-Пуха. Он не чистил зубы и теперь страдает. Что ему посоветуем? А кто даст ему свою щётку? (нельзя)
Некоторые дети всегда всё делают наоборот. Им говорят, умойся, они – не буду, иди кушать – не буду. Для таких детей Григорий Остер, придумал вредные советы.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо
Так зачем же тратить силы
Время попусту терять
Стричься то же бесполезно
Никакого смысла нет
К старости сама собою
Облысеет голова.
- Что мы ответим таким детям?
Да здравствует мыло душистое
И полотенце душистое
И зубной порошок
И густой гребешок
Давайте же мыться, плескаться
Купаться, играть, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани
В реке, в ручейке, в океане
И в бане, и в ванне
Всегда и везде –
Вечная слава воде.
3 станция Правильное питание.
В нашем теле постоянно расходуются питательные вещества, без пищи человек не может жить.
- Что вы любите больше всего кушать?
- Согласны ли вы всегда питаться одной и той же даже самой любимой пищей? ( нет, она быстро надоедает).
Человеку нужна разнообразная пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и обязательно витамины. Надо кушать больше растительной пищи, поменьше жирных, жаренных и сладких продуктов. Наш организм состоит на 80% из воды Вода нам жизненно необходима, и мы должны выпивать не менее 6 стаканов в день.
Дополни пословицу. Когда я ем…
А вот чему нас учит Л. Н. Толстой: “Наблюдай за своим ртом, через него входят болезни”
- Что он имел в виду? (Пища должна быть приготовлена из доброкачественных продуктов, что бы не вызвать пищевое отравление).
- Сырые овощи и фрукты необходимо мыть перед едой, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены.
4 станция Спортивная.
Наше тело следует постоянно упражнять.
- Какие виды спорта вы знаете, спортивные игры?
Заниматься спортом можно не выходя из дома.
Физкультминутка.
5 станция Закаливание.
Прочитайте девиз. Если хочешь быть здоров… Солнце, воздух и вода….
- Как можно закаливать свой организм?
Надо начинать постепенно: с ног, с прохладной воды, всё выше и выше, начинать лучше в летнее время. Спать зимой (если не сильный мороз) с открытой форточкой, летом – с открытым окном.
6 станция Вредные привычки.
Наркотики, алкоголь и никотин медленно убивают человека.
7 станция Не болей.
Никто не любит простужаться, никому не нравиться ходить с насморком и кашлем. А ещё у простуженного человека болит горло, поднимается температура, краснеют и слезятся глаза.
- Как же уберечься от простуды?
Никогда не ходи с мокрыми ногами. Если входишь на улицу в мокрую или дождливую погоду одевайся так, что бы не замёрзнуть. А если ты неожиданно попал под дождь и промок, беги домой, что бы просушиться.
Грипп вызывается особыми микробами.
Высокая температура, сильные боли в мышцах, насморк, кашель, слабость, сильная головная боль. Если ты простудился, заболел гриппом или другой болезнью – немедленно обратись к врачу.
8 станция Музыкальная.
Послушайте пение птиц, представьте себя на лесной поляне и постарайтесь определить своё настроение.
- Какое у вас настроение?
Работа со словарём настроений.
9 станция Душевная.
Послушайте отрывок из рассказа А. Гайдара “Совесть” про Нину Карнаухову, которая не выучила уроки.
Так звонко пели над её головой птицы, и так тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
- Что значит грызла совесть? (мучила, не давала покоя)
- Каким же надо быть, что бы тебя не мучила совесть? (Быть прилежным, помогать, уважать, быть вежливым, добрым, честным)
В. А. Сухомлинский сказал “Поистине счастлив тот, кто счастлив у себя дома”- это те люди, которые чувствуют доброту, заботу, уважение и поддержку близких.
Итак, мы видим, что здоровье включает себя не только физическое, но и духовное состояние человека.
IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы говорили о строении тела человека и сохранения здоровья.
Сделаем вывод: “Я здоровье сберегу! Сам себе я помогу”!
Будьте здоровы, ребята!
Будьте здоровы, уважаемые взрослые!
Спасибо за урок!