Цель:
- Упражнять учащихся в написании слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных и мягким разделительным знаком.
- Развивать речь, память, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать.
- Воспитывать интерес к учёбе, умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник, карточки-задания, карточки со словами, картина «Зима», схема.
Ход урока
I.
Организационный моментУчитель: Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка.
Дети хором говорят и одновременно выполняют действия:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Учитель: Оформляем классную работу, записываем дату.
II.
Основная часть урокаНа доске слова «С русским языком можно творить чудеса»
1. Учитель: Так говорил русский писатель К. Паустовский. Сегодня на уроке попробуем убедиться в правоте его слов.
Учитель: Итак, послушайте внимательно отрывок из стихотворения, представьте себе картину, описанную в нём.
Простор сияет чистый,
Белым бела земля.
Под шубою пушистой
Леса, луга, поля.
Учитель: О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?
- О каких признаках зимы вы услышали?
Учитель: Сегодня на уроке будем писать все слова и предложения, связанные с темой зимы.
Учитель: Первое задание выполним в форме игры.
- Прочитайте чётко, орфографически все слова с доски
Учитель: Что общего в их написании? (есть мягкий знак)
Учитель: Он - мягкий знак - подскажет нам, по какому признаку все эти слова можно разделить на две группы.
Дети: В одну группу слова с разделительным мягким знаком, в другую – с мягким знаком показателем мягкости согласных.
Учитель: Распределите слова в два столбика. Итак, какие слова возьмём в первую группу.
Учитель: Образуйте вторую группу слов.
коньки | вьюга | |
метель | Ь | деревья |
пальто | воробьи |
Обобщение
Учитель: Какова роль мягкого знака в словах первой группы?
Учитель: После каких букв пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного?
Учитель: Какова роль мягкого знака в словах второй группы? Что он показывает? После каких букв пишется? Перед какими буквами?
Учитель: А теперь давайте обобщим наши знания о показателе мягкости согласных и мягком знаке разделительном. Для этого воспользуемся моделями.
Учитель: Выберите схему-модель к первой группе слов
- Почему выбрали именно эту?
Учитель: Почему оставшаяся схема-модель подходит ко второй группе слов?
2. Учитель: Итак, ребята, вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем упражняться в правильном написании слов с Ь.
Учитель: Тема зимней природы будет продолжена в следующем задании
Учитель: прочитайте запись на доске.
.... год начинает.
Учитель: О каком месяце так говорят? Догадайтесь – год начинает.
Учитель: Почему это январь?
Учитель: Обратите внимание на словарное слово январь.
Учитель: Что обозначает Ь в этом слове?
Учитель: Давайте запишем его с комментированием.
Учитель: Найдём и подчеркнём главные члены предложения.
3. Учитель: Продолжим составлять предложения. Прочитайте запись на доске.
… намели сугробы.
Учитель: Можно ли её назвать предложением? Почему?
Учитель: Каким членом предложения будет пропущенное слово?
Учитель: Из трёх данных слов выберите подходящее и составьте предложение.
- Вьюги
- Листья
- Деревья
Учитель: Почему выбрали именно это слово?
Учитель: Запишите предложение самостоятельно, проговаривая шёпотом.
Учитель: А что общего в словах вьюги, листья, деревья?
Учитель: Прочитайте только слоги с разделительным мягким знаком.
Учитель: Какой звук слышим в этих слогах?
Дети: Звук Й
4. Учитель: Продолжим работу над составлением предложений. Сейчас будете работать в парах по карточкам.
Учитель: Положите карточку на середину стола, прочитайте записи и договоритесь, какие предложения составите.
Учитель: Составленные предложения запишите, выбрав подходящие слова.
I ряд. С неба летят пушистые (хлопья, сосульки, деревья) снега.
II ряд. С крыш домов свисают длинные (хлопья, сосульки, деревья).
III ряд. (хлопья, сосульки, деревья) в лесу усыпаны мягким снегом.
Учитель: Давайте послушаем, какие зимние предложения вы составили. Прочитайте.
Учитель: Какое слово вставили? Мягкий знак в этом слове какой?
Физминутка
5. Учитель: Вы хорошо находили, объясняли, где пишется мягкий знак.
Учитель: А теперь я предлагаю вам новое задание. Я прочитаю предложения с доски. Ваша задача – найти слова с пропущенными буквами.
Для ребят настали весёлые ден.ки. Ил.я и Тарас катаются на кон.ках. Ветер б.ёт им в лицо. но друз.ям жарко.
Учитель: Прочитайте слова с пропущенными буквами.
Учитель: Объясните, какую букву вставите.
Учитель: Эти предложения мы будем писать под диктовкУчитель: Чтобы правильно, грамотно написать их, прочитайте хором, все вместе, проговаривая чётко каждый слог.
Учитель: Я закрываю текст. Приготовьтесь писать под диктовку.
Учитель: Проверьте себя самостоятельно. Сверьтесь с доской.
Учитель: Кто написал всё грамотно?
Учитель: У кого ошибка?
6. Учитель: А теперь прочитаем все написанные предложения, начиная с первого.
Январь год начинает. Вьюги намели сугробы. С неба летят пушистые хлопья снега.
(С крыш домов свисают длинные сосульки. Деревья в лесу усыпаны мягким снегом.) Для ребят настали весёлые деньки. Илья и Тарас катаются на коньках. Ветер бьёт им в лицо. Но друзьям жарко.
Учитель: Можно ли вместе назвать их текстом? Почему?
Учитель: Как его можно озаглавить?
7. Учитель: Давайте вернёмся к нашему тексту и выпишем с красной строки деньки и выполним звуко-буквенный анализ.
Деньки – 2 сл., 5 зв., 6 б., 2 гл., 3 согл.
Учитель: Почему букв больше?
III.
Итог урока.Учитель: Итак, подошла к концу наша зимняя прогулка. Ведя речь о зиме, мы использовали много слов с мягким знаком, учились грамотно писать их.
Учитель: Ребята, смогли ли вы сегодня на уроке ещё раз убедиться, что «с русским языком можно творить чудеса»? Объясните.
Учитель: Сегодня хорошо и активно трудились (назвать имена детей)
Учитель: Но оценки я поставлю после того, как посмотрю ваши письменные работы.
Учитель: А теперь послушайте домашнее задание. Продолжите и дома путешествие в зимУчитель: Составьте и запишите 2 – 3 предложения о ней. Но обязательное условие – в предложениях употребите слова с мягким знаком разделительным и обозначающим мягкость согласных.