ЦЕЛИ:
- Подведение итогов изученного за 4 года по русскому языку.
- Развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения делать вывод, подводить итог.
- Воспитание гордости за русский язык, привитие любви к изучению данного учебного предмета.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка задачи занятия.
- Давайте прочтем тему сегодняшнего занятия.
- Как вы сможете объяснить смысл темы занятия?
- На сегодняшнем занятии мы раскроем глубокий смысл нашей темы.
2. Работа над темой занятия.
1) Многозначность одного слова. ОМОНИМЫ.
(На доске слова: ручка, звезда, ключ, язык, перо, волна, нос.)
- Что можете сказать об этих словах?
- Какими словами можно продолжить этот ряд?
(коса, очки, опушка, ножка, горлышко, спинка, глазок, мир и др.)
- Кто знает, как называются слова, имеющие не одно значение?
- Можно ли их причислить к богатству русского языка?
2) Слова в переносном значении. МЕТАФОРЫ.
- В речи иногда одно слово употребляется с несколькими значениями, например,
ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ЛЕД ПИСЬМО ВЕСНА
- Какие получились словосочетания? Что можно о них сказать?
(Переход к словам, написанным на доске: ПЕРЕНЕСТИ ВЕЩИ, ГРУЗ, БОЛЕЗНЬ, ОБИДУ)
- Составьте словосочетания со словами в переносном смысле, в прямом. Смысле.
- Какая еще причина может показать неисчерпаемость богатства русского языка? - Вспомните прочитанные стихи и метафоры в них.
3) Устойчивые словосочетания. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
- Словосочетания, употребляемые в переносном значении в русском языке - одна из трудных задач для детей и иностранцев
(Работа с материалом из методического пособия “Родная словесность” Л.Я.Желтовская , Е.Н.Леонович, О.В.Пронина стр.105-109)
- Давайте посмотрим, что произошло с героем стихотворения Елены Кай и почему? (с.105-106)
- Задания 255, 256.
- Задание 257.
- Как называются такие словосочетания?
- Чтение фразеологизмов из задания 261 с “переводом”
4) СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.
- Мы уже говорили, что русский язык - богатый, но значение этого слова по словарю не выясняли. Прочитайте в толковых или лексических словарях, что означает слово богатый (поочередно зачитывают пояснение к слову с добавлением значений, на доске появляется цепочка слов: богатый, богач, разбогатеть, убогий, бог, богато).
- Что можно сказать об этих словах?
- Докажите, что они однокоренные.
- Как можно назвать образование однокоренных слов? (словообразование)
- Какие части слова служат для образования слов?
- Являются ли слова бежать-бегает однокоренными словами?
- Как называется изменение формы слова? (словоизменение)
- Какая часть слова служит для словоизменения?
- Можно ли сказать, что СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ делают русский язык богаче?
5) ЧАСТИ РЕЧИ.
- Вернемся к однокоренным словам. Что вы о них можете сказать?
- Задайте вопросы.
- К каким частям речи относятся однокоренные слова, записанные на доске?
- Можно ли с уверенностью сказать, что каких-то частей речи больше, а каких-то меньше?
- Выслушаем выводы исследования учащихся по словарям. (Дети получали задание по группам подсчитать количество слов, обозначающих ту или иную часть речи в словарях.)
- Какой сделаем вывод?
6) СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.
- Давайте посмотрим на словосочетания: богатый человек, богатый зал, богатый урожай.
- Какими словами можно заменить слово богатый? (После ответов детей открываю запись на доске)
состоятельный
имущий
зажиточный
денежный
БОГАТЫЙ
роскошный
пышный
шикарный
обильный
щедрый
большой
- Вспомните, как называются близкие по смыслу слова?
- А теперь прочитаем о значении слова неисчерпаемый.
- Что скажете об этих словах? (синонимы)
(Открываем 6 пункт, а там еще АНТОНИМЫ)
- Что называется в русском языке антонимами?
- Добавьте к записям богатый человек, богатый зал, богатый урожай антонимы прилагательные.
7) Одинаковые слова с разным ударением.
- Прочтите слова по- разному.(на доске)
мука, стрелки, кружки, хлопком, село, стоящий
- Почему слова читаются по-разному? Остается ли тот же смысл?
- Самостоятельно прочитать. (с листа)
Почему эти предложения можно прочитать по-разному?
1. Как же они туда попадали? 2.В свое время она нашивала белые воротнички.
3. Как чудно он выглядит! 4.Дорогой друг рассказал мне историю.
(Походу работы на доске открылись проработанные причины богатства русского языка)
3. Подведение итога.
1) - Мы исследовали несколько причин, которые говорят, что “Русский язык неисчерпаем как сама жизнь”. Прочитаем.
- В старших классах вы узнаете о других причинах богатства русского языка. Поэтому мы должны гордиться своим языком, а чтобы гордиться, надо его знать. Сейчас я проверю, как вы запомнили то, о чем мы говорили 4 года.
2) Викторина
- Прочитайте задание викторины
Ответив на вопрос или продолжив предложение, выбери правильное окончание
(определи склонение, падеж существительного или спряжение, лицо глагола)
1. Слова близкие по смыслу - это…
на дорог., в неб.
И - антонимы
Е - синонимы
2. Изменение окончания - это…
гре.т, убега.т
И - словообразование
Е - словоизменение
3. Слова близкие по значению и имеющие одинаковую часть слова – это…
на ладон., в тетрад.
И – однокоренные слова
Е - синонимы
4. Устойчивые словосочетания - это…
Гон.т, дыш.т
Е – антонимы
И - фразеологизмы
5. Слова противоположные по смыслу - это…
На озер., на мор.
И - омонимы
Е - антонимы
6. Имя прилагательное, имя существительное, глагол, предлог, наречие – это…
От радост., до тропинк.
Е - члены предложения
И - части речи
3) Проверка. (Запись на доске цепочкой группой ребят)
4) - Что нам помогали в работе?
- Какими словарями мы пользовались?
5) - Мне радостно было наблюдать за вашей активной работой, я уверена, что вы с таким же интересом будите изучать русский язык в средней школе. Удачи вам в учебе.