Внеклассное мероприятие "Народ в творчестве В.И. Сурикова", посвященное 160-летию со дня рождения художника

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с творчеством В.И. Сурикова.
  2. Показать какую роль играет сюжет в произведениях художника.
  3. Познакомить учащихся с сайтами Третьяковской галереи и Русского музея.
  4. Отработка умения нахождения информации в Интернете о обработка ее с помощью программы PowerPoint.
  5. Продолжить воспитание навыков коллективной работы.

Оборудование:

  • Урок проводится в компьютерном классе с использованием проектора.

Предварительная подготовка учащихся к мероприятию:

  1. Сообщение “Историческая справка о положении России во второй половине XIX века”.
  2. Сообщение о направлении в искусстве – “Передвижники”.
  3. Презентация “Биография В.И. Сурикова”
  4. Экскурсия в дом-усадьбу В.И. Сурикова.

Ход мероприятия

Учитель: Без исторической справки о положении России во второй половине XIX века – не будет представления о творчестве В.И. Сурикова. Охарактеризуйте обстановку в России в этот период времени.

(Выступление учащихся с сообщением 1.)

Примерный материал для сообщения.

Отмену крепостного права царским манифестом 1861 г. можно считать условной точкой отсчета нового этапа в развитии русской культуры пореформенного периода. В 60-е — 70-егг. ветер перемен затронул все стороны общественной жизни. Были проведены земская, судебная, школьная, армейская и другие реформы, изменилось городское управление и функционирование печатных органов.

В российском обществе появляется достаточно большой слой интеллигенции, склонной к научной деятельности и к постоянному общению с произведениями литературы, музыки, живописи, театра. 60-е гг. явились началом расцвета отечественной науки.

Пореформенный период является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство так горячо и непосредственно не участвовало в крупных общественных движениях, отражая накал политической борьбы.

Самым влиятельным общественным течением, охватившим разные социальные слои и повлиявшим на развитие культуры, было народничество. "Хождение в народ" (термин М.А. Бакунина) стало символом самоотверженности людей, готовых к жертвам ради просвещения и освобождения народа. На противоположных полюсах этого движения оказались дворянская либеральная идеология и революционный нигилизм. Общим же для русского народнического течения была идеализация крестьянства, неприятие западной буржуазности и вера в "особый путь" России.

Ключевое слово "народ" в культуре пореформенных десятилетий трактовалось по-разному. Сохранялось значение, отождествляющее народ с крестьянством или просто с бедностью. Однако возникали и другие, более глубокие смыслы. Например, родилось понятие "критически мыслящей личности", отстаивающей интересы народа. Миссия выражения народных чаяний была чрезвычайно близка многим представителям художественной интеллигенции. Они чувствовали особую ответственность перед обществом за декларацию тех или иных идей.

По мере развития русской реалистической живописи в ней растет интерес не к сиюминутным, а к "вечным" вопросам общественного бытия, ответить на которые помогает история. Выразителем зрелого исторического мышления, сформировавшегося в 80-е гг. XIX в. в российской культуре, стал гениальный живописец В.И. Суриков (1848—1916). Сибиряк по рождению, художник особенно остро чувствовал специфику патриархального мира и исконных житейских традиций, формирующих из века в век мировоззрение русского народа. Три выдающихся полотна, рожденных кистью художника, передают переломные моменты истории Руси допетровской, петровской и послепетровской эпох.

Учитель: Согласно исторической справке в России в этом период появились различные творческие объединения, названные в искусстве “Передвижники”.

(Выступление учащихся с сообщением 2)

Примерный материал для сообщения.

В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и ее противостоянии салонно-академическому искусству. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководства Академии. Изображать “вечную красоту”, ориентироваться на “классические образцы” европейского искусства они больше не хотели. Отражая общий общественный подъем 1860-х гг., художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Учитель: Одним из представителей этого направления был – В.И. Суриков. Мы посетили с вами дом-усадьбу художника. Во время экскурсии нас познакомили с биографией и творчеством нашего земляка. Было сделано большое количество фотографий экспонатов музея, которые легли в основу презентации “Биография В.И. Сурикова”.

(Выступление учащихся с презентацией и обсуждение экскурсии. Если нет возможности посетить музей, то учащиеся могут приготовить презентацию используя различные источники информации (энциклопедии, фото-альбомы, Интернет)

Учитель: Многие из произведений В.И. Сурикова находятся в Русском художественном музее и в Третьяковской галерее. Для знакомства с его творчеством мы совершим виртуальную экскурсию в эти музеи.

(www.rissianmuseum.spb.ru - сайт Русского музея

www.tretyakovgallery.ru – сайт Третьяковской галерее)

(Во время виртуальной экскурсии учащиеся комментируют и высказывают свое отношение к событиям изображенным на картинах)

Учитель: “Жалок тот народ, который не знает своего прошлого, прошлое – это история, история того же народа”. В.И. Суриков любил свой народ, знал его историю и все это отразил в своем творчестве. Итогом нашей работы станет презентация “Народ в творчестве В.И. Сурикова”, в которой вы сможете высказать свое отношение к произведениям: “Степан Разин”, “Взятие снежного городка”, “Боярыня Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

(Учащиеся работают в парах, находят изображение картин, пишут комментарии, отдельные слайды собираются в одну презентацию.Данная презентация может быть использована при проведении тематических классных часов начальной и средней школе).