Цели:
- Формировать представление об объемных фигурах: шар, куб.
- Учить сравнивать фигуры друг с другом, путем обследования их свойств. Закреплять знания детей о плоскостных фигурах: круг, квадрат.
- Продолжать учить детей конструировать по схеме.
- Закреплять пространственные отношения “на”, “под”, “над”.
- Воспитывать самостоятельность, умение оценивать знания детей.
Демонстрационный материал:
- игрушки-мышки, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь;
- объемные и плоскостные фигуры – квадрат, круг, шар, куб;
- схема “Теремка”;
- предметы шарообразной и кубической формы.
Раздаточный материал:
- строительный материал – кубики;
- схемы “Теремка”;
- картинки с изображением животных.
Предварительная работа: чтение сказки “Теремок”; раскрашивание картинок с изображением картинок.
Ход занятия
Дидактическая игра: “Трик-так это не так”
Воспитатель показывает фигурки животных и дает им описание:
- медведь живет в болоте, а лягушка – в болоте;
- зайчик любит сыр, а лиса – морковку;
- волк рыжий, а лиса серая;
- зайчик зимой спит, а медведь – нет;
- медведь любит мед, а лягушка – комаров и др.
Если утверждение неверно, то дети говорят “Трик-так – это не так”. Воспитатель спрашивает: “А как?”. Дети дают правильное описание животных.
Воспитатель: А как вы думаете, из какой сказки эти животные? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, “Теремок”. А вы помните, как закончилась эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Решили они построить новый теремок, лучше прежнего. Принесли материал для строительства. Вот что они принесли (показ строительного материла: кубики, шары, круги, квадраты). Не знали звери из чего лучше всего строить. Как вы думаете, все эти материалы подойдут для строительства? (ответы детей)
Воспитатель: Какие фигуры не подойдут? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, круги и шары. Они круглые, катятся. Чем эти фигуры отличаются? (шар – объемный, какой стороной не положи, он катится. Круг – плоский). Из квадратов можно построить теремок? (предположения детей). Если дети отвечают “да”, одному ребенку предлагается попробовать построить. Воспитатель помогает детям сделать вывод: не получается построить из квадратов, потому что они плоские.
Воспитатель: Эти фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объемные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат. Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катится). Чем похожи? (объемные)
Воспитатель: Почему их кубом удобно строить? )они не катятся, объемные. Поняли звери, из каких фигур надо строить и решили построить вот такой теремок (показ схемы “Теремок”)
Воспитатель: Сколько нужно кубов, чтобы построить такой теремок? (ответы детей)
Воспитатель: Сколько кубов в первом ряду? Сколько – во втором? Сколько – в третьем? (ответы детей).
Каждый ребенок строит теремок на столе.
Воспитатель: Из каких фигур мы строили теремок? (ответы детей)
Воспитатель: Нелегкое дело – строительство теремка. Устали животные пока строили и решили отдохнуть. Хотите посмотреть, как медведь отдыхал?
Физминутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел –
Видно – меда не нашел.
Воспитатель: Отдохнули животные и задумались, всем ли хватит места в новом теремке. А вы как думаете? (ответы детей). Давайте посмотрим.
Дети садятся за столы. На столы у каждого ребенка схема теремка и картинки с изображением животных. Воспитатель называет этаж, номер комнаты для каждого животного, дети выкладывают картинки на схему. После того, как дети выложили все картинки, воспитатель задает вопросы:
На каком этаже живет медведь?
Кто живет над лисой?
Кто живет на верхнем этаже?
Кто живет на верхнем этаже, третьей комнате и др.
Воспитатель: Очень понравились животным комнат, такие уютные, красивые. У каждого животного в комнате были предметы разной формы: кубической, шарообразной. Сложили они предметы в мешок и … (предположения детей) решили поиграть в игру “Чудесный мешочек”. А вы хотите поиграть?
Каждый ребенок достает, не глядя, любой предмет и на ощупь определяет форму предмета.
Воспитатель: Понравилось зверям теремок строить и такой красивый он у них получился, что стали они друг друга хвалить и спасибо говорить. А вам понравилось?
Воспитатель: Давайте друг друга похвалим.
Каждый ребенок хвалит того, кто на его взгляд был на занятии самым активным, внимательным, отвечал правильно на вопросы и др.