Цели:
- познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
- раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
- показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
- раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;
- развивать умения анализировать текст, выделять главное
- на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
- показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
Оборудование:
- карта “Европа в XIV – XVI вв”
- мультимедийная установка с презентацией;
- тесты для повторения домашнего задания (Приложение 1);
- индивидуальные (Приложение 2) и групповые (Приложение 3) задания для учащихся;
- сообщение ученика о Яне Жижке;
- учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.
Основные понятия:
- гуситы;
- табориты,
- умеренные (чашники),
- церковный собор,
- сейм
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания в форме тестов (Приложение 1)
III.Изучение нового материала:
ПЛАН.
- Чехия в XIV веке.
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
- Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
- Крестовые походы против гуситов.
- Народное войско. Ян Жижка.
- Конец гуситских войн. Значение. Итоги.
Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)
1. Чехия в XIV веке (Слайд 1).
К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.
Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?
Учебник 4 абзаца С.195
Прочитать и ответить на поставленную проблему.
Деятельность Карла IV (слайд 2)
Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.
Это был человек с незаурядными способностями:
талантливый писатель;
Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.
Экскурсия по Праге:
Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3);
Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?
Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)
Доп. В социально- экономической жизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права.
Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги.
Церковь была самым крупным феодалом средневековья. В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу.
Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.
Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.
Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.
- Какие настроения были у чешского народа?
- Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
(Слайд 11). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12).
Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.
- “отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.
- “Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”
- “ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"
- Немцы.
- Где произносились проповеди для всех немцев?
- В соборах.
- А для чехов?
- На церковных погостах и домах”
- “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?”
- “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?”
К чему призывал Ян Гус?
Кто этот человек?
Рассказ о Яне Гусе по плану:
- Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.
- Учеба в университете - ректор Пражского университета – первый среди чехов.
- Проповеди – не только критиковал церковь, а требовал реформы:
- отнять у церкви богатства и земли;
- отменить плату за обряды;
- проводить богослужение на родном языке (разработал грамматику на родном языке);
- покончить с засильем немцев.
- Интердикт на Прагу.
- Гус уезжает на юг Чехии.
- Вызов на Констанцский собор (Слайд 13). Охранная грамота императора.
- Объявление Гуса еретиком. Заточение (Слайд 14).
- Суд и казнь 6 июля 1415 г. (Слайд 15). Памятник Яну Гусу (Слайд 16,17)
Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем, как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его? ( Ян Гус – патриот Чехии).
- Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.
1419 г. – восстание в Праге.
Какие слои населения могли подняться на борьбу? Одинаковые ли требования были у них? (Слайд 18)
Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры, часть дворянства:
- упразднить привилегии и землевладения церкви;
- упростить обряды, причащение хлебом и вином (Слайд 19);
- ввести богослужение на чешском языке.
Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:
- реформа не только церкви, но и общества.
- Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.
- Правление должно быть передано в руки народа.
Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.
Задание №1. Определите, какие высказывания являются требованиями гуситов, а какие – их противников.
- Крестовые походы против гуситов.
1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. – грабежи, пожары, убийства.
Прага – Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.
Причины победы таборитов?
- Сообщение ученика о Яне Жижке (Слайд 20, 21).
Задание № 2. По алгоритму описания войны определите, что было причиной, поводом и т.д. гуситских войн.
- Конец гуситских войн.
1434 г. – битва у г. Липаны - измена умеренных (Слайд 22)
Итоги и значение гуситских войн (Слайд 23):
- Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.
- Крестьяне перестали выплачивать десятину.
- Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.
- Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.
- Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.
- Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.
- В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.
IV. Закрепление в форме рефлексии:
- Что нового сегодня я узнал на уроке?
- Какие умения и навыки мы отрабатывали?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
V. Домашнее задание: п. 25, вопр. 4,5, заполнить контурную карту.