Гуситское движение в Чехии

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
  • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
  • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
  • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;
  • развивать умения анализировать текст, выделять главное
  • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
  • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Оборудование:

  • карта “Европа в XIV – XVI вв”
  • мультимедийная установка с презентацией;
  • тесты для повторения домашнего задания (Приложение 1);
  • индивидуальные (Приложение 2) и групповые (Приложение 3) задания для учащихся;
  • сообщение ученика о Яне Жижке;
  • учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.

Основные понятия:

  • гуситы;
  • табориты,
  • умеренные (чашники),
  • церковный собор,
  • сейм

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II.Проверка домашнего задания в форме тестов (Приложение 1)

III.Изучение нового материала:

ПЛАН.

  1. Чехия в XIV веке.
  2. Жизнь и смерть Яна Гуса.
  3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
  4. Крестовые походы против гуситов.
  5. Народное войско. Ян Жижка.
  6. Конец гуситских войн. Значение. Итоги.

Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)

1. Чехия в XIV веке (Слайд 1).

К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?

Учебник 4 абзаца С.195

Прочитать и ответить на поставленную проблему.

Деятельность Карла IV (слайд 2)

Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.

Это был человек с незаурядными способностями:

  • талантливый писатель;
  • самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);
  • основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)
  • покровитель искусства;
  • в то же время, глубокорелигиозный человек.

Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.

Экскурсия по Праге:

  • Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3);
  • Замок Карлштейн ( 1348) (Слайд 4)
  • Собор Святого Вита (1344 – 1929) (Слайд 5)
  • Прага сегодня (Слайд 6)

Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?

Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)

Доп.  В социально- экономической жизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права.

Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги.

Церковь была самым крупным феодалом средневековья. В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу.

Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.

Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.

Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.

  • Какие настроения были у чешского народа?
  • Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)
  1. Жизнь и смерть Яна Гуса.

(Слайд 11). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12).

Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.

  • “отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.
  • “Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”
  • “ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"

- Немцы.

- Где произносились проповеди для всех немцев?

- В соборах.

- А для чехов?

- На церковных погостах и домах”

- “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?”

- “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?”

К чему призывал Ян Гус?

Кто этот человек?

Рассказ о Яне Гусе по плану:

  1. Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.
  2. Учеба в университете - ректор Пражского университета – первый среди чехов.
  3. Проповеди – не только критиковал церковь, а требовал реформы:
  • отнять у церкви богатства и земли;
  • отменить плату за обряды;
  • проводить богослужение на родном языке (разработал грамматику на родном языке);
  • покончить с засильем немцев.
  1. Интердикт на Прагу.
  2. Гус уезжает на юг Чехии.
  3. Вызов на Констанцский собор (Слайд 13). Охранная грамота императора.
  4. Объявление Гуса еретиком. Заточение (Слайд 14).
  5. Суд и казнь 6 июля 1415 г. (Слайд 15).
  6. Памятник Яну Гусу (Слайд 16,17)

Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем, как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его? ( Ян Гус – патриот Чехии).

  1. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

1419 г. – восстание в Праге.

Какие слои населения могли подняться на борьбу? Одинаковые ли требования были у них? (Слайд 18)

Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры, часть дворянства:

  • упразднить привилегии и землевладения церкви;
  • упростить обряды, причащение хлебом и вином (Слайд 19);
  • ввести богослужение на чешском языке.

Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:

  • реформа не только церкви, но и общества.
  • Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.
  • Правление должно быть передано в руки народа.

Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.

Задание №1. Определите, какие высказывания являются требованиями гуситов, а какие – их противников.

  1. Крестовые походы против гуситов.

1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. – грабежи, пожары, убийства.

Прага Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.

Причины победы таборитов?

  1. Сообщение ученика о Яне Жижке (Слайд 20, 21).

Задание № 2. По алгоритму описания войны определите, что было причиной, поводом и т.д. гуситских войн.

  1. Конец гуситских войн.

1434 г. – битва у г. Липаны - измена умеренных (Слайд 22)

Итоги и значение гуситских войн (Слайд 23):

  1. Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.
  2. Крестьяне перестали выплачивать десятину.
  3. Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.
  4. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.
  5. Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.
  6. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.
  1. В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.

IV. Закрепление в форме рефлексии:

  • Что нового сегодня я узнал на уроке?
  • Какие умения и навыки мы отрабатывали?
  • С какими новыми терминами познакомились?
  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

V. Домашнее задание: п. 25, вопр. 4,5, заполнить контурную карту.