Цель:
- Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
- Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
- Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
- Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
- Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.
Ход урока
1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?
Дима Лентяйкин
Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.
2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).
Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)
3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?
4. Сравнение по артикуляции.
- В каком положении находятся губы, когда мы
произносим звуки Д и Т?
- Язык направлен вверх или вниз?
- А воздушная струя теплая или холодная?
- Каким цветом мы обозначаем звуки Д, Т? (синим) Почему? (это твердые согласные)
- Голосок работает или спит? (Д – работает, Т – спит)
Чем же эти 2 звука отличаются?
Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.
5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.
6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.
Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.
Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)
7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)
Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.
Проверим задание.
8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):
коф__ |
горо__ |
во__ |
лопа__ |
приро__ |
просту__ |
порося__ |
звез__ |
добро__ |
ребя__ |
боро__ |
холо__ |
9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.
Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.
10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:
Богатый человек –
Толстое дерево –
Жидкий суп –
Короткая лента –
Грязная посуда –
Острый нож –
Быстрый шаг –
Молодое дерево –
Темная комната –
Теплый ветер –
11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:
Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.
Проверка:
ведро |
ветка |
посуда |
труба |
радуга |
стук |
двери |
трава |
12. Работа по карточкам.
А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.
Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.
Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?
Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.
13. Работа по карточкам.
На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:
Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.
Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.
_ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.
Проверка:
Ворота, ветка, одуванчик, парта.
Погода, молоток, ведро, одеяло.
Трудно, дождался, табурет, трактор.
14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.
Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.
Проверка:
15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?