Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи"

Разделы: История и обществознание


В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России.

Проблема отношений между юношами и девушками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15-17 лет.

Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов.

Цели:

  • получить представление по теме: “Правовые основы брака и семьи” (понятия, нормативные документы и т.п.);
  • сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;
  • формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами;
  • формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • брак;
  • семья;
  • брачный договор;
  • условия вступления в брак;
  • права и обязанности супругов;
  • договорный режим имущества супругов.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять назначение семьи;
  2. раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;
  3. аргументировать свои ответы;
  4. высказывать собственную точку зрения.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • рабочая тетрадь.

Выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса РФ, Конституция РФ (Приложение 1), задачи и вопросы.

Тип урока – комбинированный с элементами практических заданий и применением презентации.

Ход занятия

1. Организация работы в группах.

Класс предварительно разделен на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика.

(Если класс более подготовлен для самостоятельной работы, можно использовать рабочую тетрадь (Приложение 2), где они самостоятельно знакомятся с презентацией, заполняют тетрадь, затем в группах работают с выдержками из Семейного кодекса).

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим на тему: “Правовые основы брака и семьи”.

Эпиграфом урока будут слова Н. Фосколо. (Первый слайд презентации). Приложение 3.

Слайды может комментировать либо учитель, либо 2 ученика, которые подготовили данный материал заранее.

(Смена слайдов происходит либо по щелчку, либо по гиперссылкам согласно указаниям.

Анимация текста и объектов WordArt происходит либо автоматически, либо по щелчку).

После просмотра слайдов, можно приступить к обсуждению следующих вопросов:

1. Брак – на всю жизнь?

Одни ученые считают, что в определение брака нужно ввести дополнительно такой признак: брак - это пожизненный союз мужчины и женщины. Другие, основываясь на статистических данных, высказываются против этого.

Как вы думаете, кто из ученых прав? Почему в настоящее время так много разводов и их количество все увеличивается?

2. Надо ли регистрировать брак?

Многие считают, что регистрация брака в органах загс совершенно не нужна. Чувство любви и уважения, которое составляет сердцевину брака, возникает до заключения брака. И если оно иссякло, то брак не удержит никакая “бумажка” (свидетельство о браке). Каково ваше мнение? Почему только зарегистрированный брак признается и защищается государством? В чем заключается цель и смысл регистрации брака? Какие преимущества дает супругам регистрация брака? В чем недостатки зарегистрированного брака по сравнению с браком фактическим?

3. Правильно ли то, что семейное право уделяет большое внимание регулированию имущественных отношений между супругами, а не личных?

Затем можно раздать материал по группам.

Задания.

Группа 1.

1. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак. Разрешите данную ситуацию.

2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Группа 2.

1. Солистка Большого театра народная артистка РФ 20 лет пользовалась услугами домработницы, которую звали Таня. Таня проживала вместе с ней в одной квартире, готовила пищу, убирала, распоряжалась деньгами, которые выделялись для питания и ведения домашнего хозяйства. Когда артистка умерла, ее наследники потребовали выселения Тани, мотивируя тем, что домработница не является членом семьи и поэтому наследовать имущество, в частности квартиру, не может. Законны ли их требования?

2. При заключении брака Сергей Павлов сразу признался своей жене, что он с детства не любит мыть посуду, и просил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама. Оцените эту ситуацию с позиции личных прав и обязанностей супругов.

Группа 3.

1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?

2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.

Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?

Подведение итогов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство регулируется Семейным кодексом РФ.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. (Статья 1. Семейного кодекса РФ)