Обучение письму с учетом психофизиологических особенностей детей 6-летнего возраста

Разделы: Начальная школа


I. Подготовка руки к письму с помощью игровых упражнений:

1) Пальчиковые игры, в том числе со стихотворным сопровождением.

2) С помощью резиновой игрушки:

а) катание в руках, на парте, на ладони;
б) “подъёмный кран” (пары пальцев правой и левой руки по очереди поднимают игрушку);
в) “звонок” (пары пальцев правой и левой руки по очереди нажимают на игрушку);
г) массаж каждого пальца игрушкой;
д) поглаживание игрушки каждым пальцем;
е) Нахождение с закрытыми глазами заданных учителем частей игрушки (носика, лапок, рта, глаз).

II. Запоминание образа буквы:

1) Тактильное воздействие с помощью букв из бархатной или наждачной бумаги, наклеенных на карточки (с открытыми и закрытыми глазами).

2) Конструирование букв из различных материалов (на бархатной бумаге из ниток, из скрепок, из мелких пуговиц).

3) Письмо на нелинованной бумаге с постепенным уменьшением размера буквы (“прятки”): на белой бумаге 7 на 7 см пишется буква во весь лист, лист складывается пополам, буквой внутрь, снова пишется буква, лист опять складывается и т.д.

4) Письмо на индивидуальных досках с разлиновкой, соответствующей прописям, букв в увеличенном виде стирающимся маркером.

5) Приём копирования (на кальке) и обратного ему приёма сверки написанного самостоятельно на кальке с образцом в прописи путём наложения.

6) “Письмо” изучаемой буквы:

а) в воздухе: всей кистью, отдельными пальчиками, носом, головой;
б) на ладони противоположной руки;
в) на полу ногой;
г) на стене или потолке глазами за сигналом лазерной указки.

7) Угадывание буквы:

а) по траектории сигнала лазерной указки;
б) по видимым элементам (часть буквы прикрыта или стёрта).

III. Развитие навыков чтения письменного шрифта.

1) Чтение алфавита с письменными буквами:

а) хором на таблице;
б) индивидуальное или хоровое чтение алфавита с письменными буквами на карточках.

2) Чтение слоговых таблиц с письменными буквами:

а) слоги со строчными буквами;
б) слоги, начинающиеся с заглавной буквы.

3) Фотоглаз” (показ учителем слогов на карточках в быстром темпе) слогов и слов. Чтение слогов и слов.

4) Соответствие печатных и письменных букв (“перевод с печатного языка на письменный”):

а) сорбонки (на одной стороне письменная буква, на другой – печатная);
б) карточки на соединение соответствующих печатных и письменных букв с помощью цветных ниточек. Проверка осуществляется по цветным кружкам сзади карточки. Цветная нитка должна соответствовать цвету кружка.

IV. Рекомендации для домашних занятий:

а) обведение изученной буквы в трафарете с письменными буквами;
б) штриховка рисунка цветными карандашами элементами и целыми буквами;
в) вышивание буквы на картоне или ткани;
г) рисование буквы красками тонкой кисточкой;
д) конструирование из разных материалов (теста, пластилина, бисера, крупами по пластилину, мелкими крупами или песком по написанной клеем букве).