Цели урока:
- Повторить материал за 3-й класс (приемственность)
- Проверить качество знаний.
- Создать интерес к математике.
- Воспитать бережное отношение к родному краю.
Учитель Вы много раз слышали слова:
“С чего начинается Родина?”
(звучит песня).
А теперь вдумайтесь в них. Не сразу ответит человек, с чего начинается для него Родина. У каждого – с чего-то глубоко личного, с любимого места. Место, где прошло детство, навсегда дорого каждому из нас. Чем же богат наш край? Приглашаю я вас сегодня совершить небольшое путешествие. Нам помогут математика + грамматика + география + история + любознательность + сообразительность. Перелистаем страницы нашего урока.
Первая страница под названием “Хочу все знать…”.
Расскажем Вам… (узнаете сами, выполнив следующее задание)
Устно.
1. Задание: х : 4 = 20
2. 100 : х = 5
3. 72 : 9 уменьшить на 8
4. 900 * 60
5. Какой цифрой оканчивается произведение 23*56*45*88*1999*1298
6. S=?
Что за фигура? Что означает S? Как найти S?
7.
Как называется фигура?
Р=? Что означает Р?
8. ab=ba как читаются эти формулы?
9. a + b =b + a
10. (ab)c = a(bc)
Верные ответы позволяют составить слова: “Речной порт”
Учащихся называют эти слова.
Учитель. Речной порт один из крупнейших портов на Волге.
Ульяновск – порт пяти морей, сюда приходят теплоходы из разных регионов страны (показывается фотоснимок речного порта).
Когда был построен порт?
Узнаете, выполнив задание
Задание 2. Составить программу
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
125 | 275 | 2 | 5 | 1800 |
Самостоятельная работа в паре. С-1
Номер команды | шифр |
+1 х 2 :5 +1 |
1. 6-7-8 2. 8-9-10 3. 10-11-12 4. 12-13-14 |
Учащиеся получают число 1961. Речной порт построили в 1961году
Учитель.
Вторая страница нашего урока под названием “Интересное рядом” расскажет Вам из какого материала строили речной порт.
Задание 3. Исключите лишнюю фигуру.
Ответ: фигура, содержащая а + 5.
В первых 3-х фигурах числовые выражения, а последняя фигура - содержит буквенное выражение, поэтому эта фигура лишняя.
Учащиеся составили слово мел.
Учитель. Обыкновенный белый мел. Каждый из вас сотни раз держал его в руках,стоя перед классной доской, но не все знают, что мел добывают у нас. Ведь у нас почти в каждом районе Правобережья имеются большие запасы мела. Очень похожий на мел диатомит. Его смешивают с опилками, обжигают, получается хороший теплоизоляционный материал. Наиболее крупные залежи известны в Инзенском, Вешкамском, Барышском и Сенгилеевском районах. Мел используют для производства цемента, кирпича.
Учитель. Что еще используют при строительстве зданий, сооружений?
Выполните следующее задание.
Задание 4. Вычислите, но предварительно найдите 1-ое действие.
Ответ: 5.
Строительный материал из 5 букв.
Учащиеся. Песок.
Ответ: Песок.
Песок использовали при строительстве порта и вокзала. Ташлинский кварцевый песок считается ценным, не имеет себе равных, вывозится за пределы области в стекольные и металлургические заводы. Наш песок используется для производства стекла.
При возвращении домой, мы слышим пение птиц. Название птиц узнаете, если выполните следующее задание.
Задание 5. Вставьте пропущенное число.
Контролирующая самостоятельная работа. С-2
( x + 115 ) – 35 = 105 | 168- ( 98 + x ) = 65 | |
Р: 34 + 35 = 47 | ( х + 275) + 40 = 717 |
Что называется уравнением? Что значит решить уравнение? Что называется корнем уравнения?
Ответ: Б
Название птицы из 6 букв.
Я по России протекаю,
Но когда ко мне прибавить букву с краю,
Свое значенье я теряю
И птицей становлюсь тогда.
Что за птица? Ответ: Иволга.
Иволга – птица чуть больше скворца.
Имеет яркую окраску золотисто-желтого цвета.
Очень красивая и полезная птица.
Является украшением нашей природы.
Прилетает к нам из теплых стран в середине мая,
Обитает в лиственных лесах,
Улетает в конце августа.
Учитель.
“Да вот фруктовый магазин, здесь припасли для вас
Антоновку и апельсин, арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова – и все на букву А? ”
Кому принадлежат эти слова?
Если вы отгадаете, можете приобрести памятные значки об Ульяновске.
Для этого решим задание.
Задание 6. Решите уравнение.
(42 + у ) – 18 = 30
Ответ: у = 6
С.Я.Маршак.
Учитель. Вот наш автобус. Но …
Следующая страница нашего урока “ Знаете ли вы? ” познакомит Вас …
Задание 7.
Решить уравнение.
Корень уравнения подскажет Вам номер автобуса и название остановки.
( х - 15)( 2х-20) = 0 | Обучающая самостоятельная работа. | С - 3 |
х - 15=0 или 2х – 20 = 0
х = 5 или х = 10
10 - 5 = 5
Учащиеся отгадывают, что автобус № 5, едет до остановки Сурова.
Суров Г. И. ( 1871-1947) – врач.
Уроженец Симбирской губернии. Окончил Симбирскую гимназию и Казанский университет, работал у нас, заслуженный врач.
Его именем назван проспект врача Сурова в Новом городе.
Автобус с надписью “ идет до Сурова ” - это и есть наш автобус.
Учитель: Когда впервые привезли в наш город автобус?
Решив следующее задание, узнаете …
Задание 8.
120 + ( у - 48) = 2000
у = 1928 В 1928 году впервые привезли в наш город автобус.
Выводы:
- Учащиеся знакомились с тем, что в Ульяновске замечательный речной порт, год строительства порта.
- В нашей области большие залежи строительного материала( мел, песок, …)
- Мел добывают у нас в области, этим мелом мы пишем каждый день.
- Иволга – полезная птица, является украшением нашей природы.
- Название улицы в Новом городе – проспект врача Сурова.
- В каком году привезли впервые в Ульяновск автобус.
- Отвечая на эти вопросы, учащиеся повторили:
А). Числовые и буквенные выражения
Б). Решали уравнения
В). В 7-ом задании сложное уравнение.
Г). Какой цифрой оканчивается произведение? Сложное задание.
Д). Задания 3-е и 4-ое требуют сообразительности.
Е). Задание 2 знакомит учащихся с элементами программирования, что является новым для учащихся 5-го класса.
Ж). Все задания данного урока по-своему интересны, требуют творческого подхода.