Праздник числа (десяток). Игра-путешествие (по учебнику Н.Б. Истоминой)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с числом 10, его образованием и записью;
  • учить группировать предметы и воспринимать число 10.
  • состав числа 10;
  • подготовка к изучению темы “двузначные числа”, сосредоточить внимание на числе 10 (1 десяток).

Ход урока

1. Звучит музыка

Учитель: Уже по календарю весенние дни. Все, наверное, заметили, что дни стали длиннее, а ночи короче. Солнышко веселее светит. Спешит к нам Весна - Красна. Весною много праздников. Совсем скоро праздник “День космонавтики”.

Учитель: Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Учитель: Правильно. Он облетел Землю всего за 108 минут. А вы хотите полететь в космос?

Учитель: Сегодня из космоса пришла радиограмма. Нас приглашают марсиане.

Учитель: А на чем мы полетим? (на ракете)

Учитель: Ракета имеет сложную систему. Давайте проверим схему ракеты. Наша ракета имеет 16 ячеек. В каждую ячейку нужно вставить недостающие лампочки с цифрами так, чтобы сумма цифр парных лампочек составляла 9.

Учитель: Какое арифметическое действие выполняли, чтобы проверить систему ракеты? (сложение)

Учитель: С нами будет почетный пассажир “Знак плюс”.

Ученик:

Я плюс,
И этим я горжусь.
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка для всех!
За тобою и за мной
Запоет весь шар земной!

Учитель: Ребята, назовите основные компоненты действия сложения. (Слагаемое, слагаемое, сумма)

Учитель: Итак, мы проверили все лампочки. Ракета может лететь! Но прежде чем начать отсчет, необходимо проверить запасной двигатель, который может нас выручить в аварийных случаях.

9 – это 8 и 1.

Значит:

9-8=1
9-7=2
9-6=3
9-5=4
9-4=5
9-3=6
9-2=7
9-1=8

Учитель: Какое арифметическое действие помогало сейчас? (Вычитание)

Вторым почетным гостем и пассажиром будет “Знак минус”.

Ученик:

Я – минус,
Тоже добрый знак,
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки – орешки,
У Маришки – матрешку,
У Андрюшки – новый мяч.
Во дворе – и вой, и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть – подружек нет.

Учитель: И у меня есть к вам вопрос, ребята. Назовите основные компоненты действия вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

Учитель: Кажется, теперь все готово. Объявляется посадка. Усаживайтесь поудобнее.

5, 4, 3, 2, 1 - ПУСК!

Учитель: Чтобы не было в полете скучно, выполним задание:

Задание: Детям раздаются конверты с наборами кружков двух цветов. Каждому ряду разное количество кружков. Необходимо приклеить разделив их по признаку (цвет).

Учитель: Внимательно рассмотрите кружки. Чем они похожи? (форма, размер)

Учитель: Чем отличаются? (цвет) Приклейте, разделив их на две группы по цвету.

Учитель: Работы выставляются на доске. Чем похожи эти работы? Чем отличаются? Выберите выражения, которые соответствуют каждому рисунку?

5+6 4+6 2+7 3+7 5+5

Учитель: Правильно. Какие выражения оказались лишними? Почему? Мы можем продолжить наш полет.

5, 4, 3, 2, 1 - Мы на планете МАРС!

Посмотрите! Появились какие-то фигуры и как быстро они исчезли.

Учитель: Какие фигуры вы запомнили? (треугольники, квадраты, круги)

Учитель: Посмотрите, одна фигура потерялась в космическом пространстве. Догадайтесь, докажите.

Учитель: Сколько всего фигур? (9) А как сделать так, чтобы их стало 10? (Добавить еще одну)

Учитель: Работа с числовым лучом. Где мы поставили число 10? (за числом 9) Какое число больше 10 или 9? (10) На сколько 10 больше, чем 9? Посмотрите на число 10. Сколько цифр мы используем для записи этого числа? (два) Как вы думаете, как математики называют числа, в записи которых две цифры? (двузначные).

Стихи о цифре 10:

  1. Ноль катился по странице
    И не значил ничего.
    Рядом встала единица
    Сделав десять из него.
  2. Ноль встает за единицей.
    Цифра 10 на странице.
  3. За девятью идет десятка
    Ты это знаешь?
    Молодец!
    Сочти все пальцы по порядку
    И счету нашему конец.

Космическая физкультминутка

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять,
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.

Учитель: Сели на места. Мы выполнили большую часть работы. Наша ракета пошла на снижение, идем к Земле. Мы должны выполнить мягкую посадку, а для этого нужно выполнить точные расчеты. Они содержатся в учебнике с.123, № 275:

Учитель: прочитайте выражение 6+4 по-разному. По какому признаку нужно разделить фигуры, чтобы рисунок соответствовал выражению. Аналогично.

Учитель: Наша ракета приближается к земле, чтобы лучше увидеть посадочную площадку, необходимо зажечь бортовые огни. Вы должны поставить знаки + и -, чтобы равенства стали верными.

7…2=9 9…7=2 2…5=7
8…2=6 1…6=7 5…4=9

Учитель: Наши гости пассажиры проверяют, как вы правильно выполнили задание.

Подведение итогов:

Учитель: Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной, добросовестной работы всего экипажа. Прошу всех встать. Экипажу космонавтов 1 класса объявляется благодарность. Космонавты награждаются медалями “Благодарим за хорошую работу”.