Всем педагогам нашего дошкольного учреждения предоставлено право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Такое право обязывает нас, воспитателей, определять зону ближайшего развития детей. Принцип индивидуализации гарантирует обеспечение удовлетворения потребности в движении каждого ребенка, с учетом его здоровья, развития, интересов. Поэтому, в начале каждого учебного года вместе с медицинским персоналом детского сада мы обсуждаем вопросы, связанные с индивидуальными особенностями физического развития детей, картина этих данных постоянно в поле зрения каждого воспитателя.
Для снятия утомления у детей на статических занятиях проводим физкультминутки, паузы, релаксационные упражнения. В календарных планах учитываем равномерное распределение учебной нагрузки. Планы не страдают отсутствием индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятиях.
Большинство критериев, по которым традиционно планируется и контролируется любое занятие в детском саду «Солнышко», связаны с проблемой правильного распределения двигательной активности детей, а иногда и педагогов. Так, при проведении занятия, мы, педагоги ДОУ обращаем внимание на следующие аспекты:
1. Число видов деятельности, используемых воспитателем. Это слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, продуктивная деятельность. Нормой считается 4 -7 видов в зависимости от возраста детей. Однообразность занятия вызывает утомление дошкольников, потерю интереса. Вместе с тем, слишком частые смены одной деятельности на другую требуют дополнительных адаптационных усилий, это также способствует росту утомляемости, потере результативности занятия.
2. Утомляемость дошкольников на занятиях в немалой степени зависит от соблюдения простых условий – чистоты, свежести воздуха, отсутствия монотонных, неприятных звуковых раздражителей, рациональности освещения.
3. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества); активные методы – дети в роли воспитателя, обучение действием, ребенок как исследователь; методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, воображения. Отмечается обратно пропорциональная связь между творческой активизацией детей на занятии и вероятностью появления у них непродуктивного утомления. А хроническое утомление из-за большой нагрузки – это один из главных факторов снижения активности и истощения ресурсов ребенка.
4. Позы детей и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. В большинстве случаев можно отметить, что степень естественности позы детей на занятии может служить хорошим индикатором воздействия педагога, степени его авторитаризма, когда дети на его занятии избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся в ожидании приказов, требований. Педагоги нашего детского сада стараются избегать подобных ситуаций и утверждают, что психофизический комфорт детей на занятии – это важнейшее условие при проведении всех видов деятельности с детьми.
5. Обязательной составляющей частью занятия сегодня являются физкультминутки и физкультпаузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у детей желания их выполнять.
6. Момент наступления утомления детей и снижения их активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе деятельности. Норма – не ранее, чем за 5 -7 минут до окончания занятия.
7. Положительной оценки заслуживает включение в содержание занятий вопросов, связанных с движением, физкультурой и здоровым образом жизни. Умение воспитателя выделить и подчеркнуть на занятии эти вопросы, является одним из критериев педагогического профессионализма.
8. Наличие у детей мотивации к учебной деятельности: интерес к занятию, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу. Постоянное принуждение к занятиям снижает активность детей и изматывает педагогов.
9. Преобладающее выражение лица педагога (проявление доброжелательности, улыбка или угрюмость). Занятие неполноценно, если на нем не было эмоционально – смысловых разрядок: уместных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток, юмористических картинок, стихотворных строк.
Выделяется и еще один аспект – отсутствие на занятии микроконфликтов между педагогом и детьми - из-за нарушений дисциплины, проявления дискомфортных состояний. Умение педагога предупредить такие эмоционально - негативные всполохи, грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всей группы – отражение его способности обеспечить профилактику неврозов.
10. Темп и особенности окончания занятия. К нежелательным показателям мы относим: неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы детей или необходимость торопливого окончания занятия. Все это – ненужный стресс и нагрузка, как для детей, так и для педагога.
11. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид детей, выходящих с занятия: спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно – возбужденное состояние; или – утомленное, растерянное, взвинченное.
Два раза в год для каждой возрастной группы проводится медико-педагогический контроль физкультурных занятий, в процессе которого на основании наблюдений и измерения ЧСС детей выявляется соответствие предъявляемой детям нагрузки их возрастным возможностям, физической подготовленности, соблюдение поэтапности в распределении нагрузки. Обычно наблюдается увеличение пульса на 15-25 % во вводной части занятия, на 45- 70 % в конце основной (это пик нагрузки), к концу занятия пульс возвращается до исходных величин. Если в течение 3 минут после пика нагрузки пульс не восстанавливается, нагрузка трактуется как завышенная, небезопасная для организма. Низкие же нагрузки, наоборот, не дают оздоровительного и развивающего эффекта. В процессе проведения медико-педагогического контроля отмечается, что для каждой части физкультурного занятия подбираются специфические упражнения: подготавливающие, разминочные во вводной, обучающие и тренирующие в основной, успокоительные – в заключительной части. Можно оценить уровень физической нагрузки по пульсу и внешнему виду детей: Если у ребенка отмечается покраснение лица, одышка, сильная потливость, нежелание дальше выполнять движения, нагрузка расценивается как завышенная. Если ребенок ищет дополнительную возможность для выполнения движений, становится чрезмерно активным, шалит - значит, предложенная нагрузка для него недостаточна. При оптимальной нагрузке усталость физиологически обоснована, может наблюдаться учащение дыхания, порозовение лица, поведение детей ровное, активность оптимальна.
На каждом занятии стараемся индивидуализировать нагрузку в зависимости от состояния организма каждого ребенка, точно подбирая объем нагрузки.
Учебное занятие оказывает заметное влияние на функциональное состояние организма дошкольника. Этот вид деятельности требует определенных усилий от ребенка: устойчивости внимания и ограничения двигательной активности. Поэтому, при проведении любого занятия нами учитывается постепенность подачи материала и нагрузки (от простого к сложному), чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, наличие динамических пауз между занятиями и частями занятия.
В работе с дошкольниками нами подтверждено и эффективное использование методических подходов развивающего обучения, таких, как необычное начало занятия, дух открытий (ничего не сообщается в готовом виде), удержание паузы взрослым – предоставление времени на включение мыслительных процессов у детей, внимание к каждому вопросу и ответу детей, поддержание ощущения успешности.
Данные подходы к проведению учебных занятий способствуют равномерному распределению нагрузки в течение дня, нормальному психофизическому состоянию дошкольников, предупреждению их переутомления, в итоге – благоприятствуют развитию детей.