Обобщающий урок в 10-м классе на тему "Страны Зарубежной Европы"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • обобщить знания об особенностях географии и экономики крупных регионов и стран Зарубежной Европы;
  • формировать представление об уровне развития национальных традиций, культуры европейских стран;
  • закрепить знания о субрегионах Зарубежной Европы;
  • формирование умений работать с разными источниками информации;
  • формирование познавательной активности учащихся на уроке.

Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, таблицы, раздаточный материал, рисунки, диски с записью

Методы формы: проблемно-поисковый, репродуктивный, частично - поисковый, самостоятельная работа, рассказ: коллективная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока

Организационный этап.

Наш урок пройдёт в необычной форме, форме устного журнала.

Устный журнал называется: “Я стремлюсь туда мечтою”.

I страница:

Как этот мир дивен и широк,

Там розы цвет, а здесь поток.

Там нивы блеск, здесь светлый сод

То солнца жар, то лютый хлад.

Так называется наша первая страница, которая является и эпиграфом нашего урока. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с субрегионами Зарубежной Европы. Вспомним государства входящие в их состав.

Северная Западная Восточная Южная
Великобритания Австрия Болгария Албания
Дания Бельгия Венгрия Босния и Герцеговина
Ирландия Германия Польша Греция
Исландия Люксембург Румыния Испания
Латвия Нидерланды Словакия Италия
Литва Франция Чехия Македония
Норвегия Швейцария   Мальта
Финляндия     Португалия
Швеция     Словения
Эстония     Хорватия

Почему так поделили? (Сходное географическое положение, хозяйственная жизнь, тесное переплетение исторических судеб его народов).

Разминка (определение флага страны)

II страница: Визитная карточка стран

Ребята, вы получили домашнее задание: написать рефераты и подготовить краткие выступления по наиболее понравившимся вам странам. По каждому региону были выбраны по одной стране (Великобритания, Италия, Австрия, Чехословакия).

Дополнение учителя

Великобритания: в Великобритании находятся династии самых древних университетов в Европе – Оксфордский и Кембриджский. Вместе их часто называют Оксбридж. Для получения степени “бакалавр” срок обучения 3 года. На медицинском и лингвистическом факультетах 4-5 лет.

Италия: Рим – “вечный город”, один из самых древних городов планеты, основанный в 753 году н. э. Здесь находятся памятники античности Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы (бани), Ватиканский музей, собор Святого Петра. Колизей - нетленный символ древней цивилизации. Построен примерно 2000 лет назад императором Веспассианом для боёв гладиаторов и гонок колесниц. Вмещает 50 тыс. зрителей.

Австрия: Австрийские курорты сохраняют безмятежную атмосферу старинного крестьянского быта, и эта особенность привлекает любителей спокойствия, и уединения.

Чехословакия: Хрупкость чешской культуры буквальна. Одно из красивейших её проявлений – это богемское стекло. В центре Европы в Богемии исторической чешской области, которая получила название от жившего здесь в древности кельтского племени боев, ещё в средние века зародилось искусство стеклодувов. Богемские мастера создали свой стиль, разработали свои рецепты цветного стекла. Не чужд им был и хрусталь. Хрустальные богемские вазы и стеклянные бокалы, и фужеры расходятся, по Европе и уже 500 лет им почти нет равных.

Наша школа носит имя географа, художника Виктора Петровича Игнатьева. Всю свою жизнь В.П.Игнатьев путешествовал. Вместе со своими студентами изъездил и исходил почти всю Россию, бывал на Дальнем Востоке и Средней Азии. В Карелии и на Байкале, в Закавказье и на Урале. Об этом свидетельствуют его многочисленные фотографии и путевые зарисовки. Неоднократно побывал он и за границей. Как рассказывала его жена Клавдия Владимировна, В.П.Игнатьев бывал в Германии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, во Франции. Несколько раз он посещал Европу вместе с женой. Он был очень любознательным, активным путешественником: фотографировал, изучал, общался с местным населением, и, конечно же, делал многочисленные зарисовки. Многие свои рисунки он сделал на берегу реки Неман, многие зарисовки в Литве.

III страница: Вопрос-ответ – “Галопом по Европе”

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция).
  2. “Молочная ферма” Европы (Швейцария).
  3. “Стальное герцогство” (Люксембург).
  4. Производитель почтовых марок и фешенебельный курорт, игорный рай (Монако).
  5. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек (Германия).
  6. Страна тюльпанов (Нидерланды).
  7. Страна банкир (Швейцария).
  8. Государство – теократическая монархия (Ватикан).
  9. Страна, непрерывно воюющая с морем (Нидерланды).
  10. Страна розового масла (Болгария).
  11. “Лесной цех” Европы (Финляндия).
  12. “Бывшая мастерская мира” (Великобритания).
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове (Дания-Копенгаген).
  14. В стране работает фабрика “Кох и Нор”,-выпускающая 1 млн. карандашей в день (Чехия).
  15. Страна – родина паровозов и метрополитена (Великобритания).
  16. Страна 80 тысяч озёр (Финляндия).
  17. Древнее название Греции (Эллада).
  18. Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания).

Каждая страна чем-то знаменита, то есть имеет своё лицо.

IV страница: музыкально-поэтическая

На каждой парте конверт, в котором три стихотворения. Определить страну по описанию.

Много стран в Европе! Выбирай любую!
Но я для вас выбрал такую.
Всего их стран 14 похожих на неё,
Относят к странам малым их,
Так всмотримся в неё.
Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кишит торговлей
Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна
Любимый цвет оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны. (Нидерланды)
Суровый край: его красам, пугаясь, дивятся взоры
В какую сторону не глянь - повсюду каменные горы.
Синея, всходят до небес их своенравные громады
На них шумит сосновый лес,
С них бурно льются водопады. Там дол
Очей не веселит, гранитной лавой он облит;
Главу, одевши в мох печальный, огромным сторожем стоит
На нём гранит пирамидальный. (Норвегия)
На побережье океана расположилася страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала,
По уровню развития мы средней назовём
Но всё же к странам развитым её мы отнесём.
Народу много там живёт, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь скажу Вам, чем та страна занимается,
Во многом ей благодаря Европа одевается.
Едваль не швейной фабрикой её мы назовём
И, чтобы дать подсказку, к столице переедем.
В названии столицы присутствует зверёк,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намёк? (Норвегия)

А сейчас вы внимательно послушайте запись. Угадайте, к какой стране можно отнести эти музыкальные произведения?

(Румыния, Норвегия – Эдвард Григ “Утро”, Испания, Германия, Шотландия, Австрия, Штраус – “Сказки Венского леса”).

Игра “ Исключи лишнее”

  1. Германия: рейхстаг, гастарбайтер, марка, Опель, пиво, Висла.
  2. Франция: франк, Пежо, сыр, туризм, духи, лимон, цветы, шоколад.
  3. Швеция: лыжи, бумага, туризм, рыба, часы, крона, Вольво, шоколад
  4. Бельгия: сыр, пиво, бриллианты, Амстердам, франк, часы.
  5. Швейцария: лыжи, банк, часы, сыр, шоколад, лекарство, франк, бумага.
  6. Венгрия: лекарство, обувь, туризм, вино, форинг, оливки.
  7. Монако: марки, машины, курорт, туризм, казино, карты.
  8. Греция: шубы, обувь, туризм, оливки, лимон, средиземное море.

V. Итог урока