Цели и задачи:
- обобщить знания об особенностях географии и экономики крупных регионов и стран Зарубежной Европы;
- формировать представление об уровне развития национальных традиций, культуры европейских стран;
- закрепить знания о субрегионах Зарубежной Европы;
- формирование умений работать с разными источниками информации;
- формирование познавательной активности учащихся на уроке.
Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, таблицы, раздаточный материал, рисунки, диски с записью
Методы формы: проблемно-поисковый, репродуктивный, частично - поисковый, самостоятельная работа, рассказ: коллективная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока
Организационный этап.
Наш урок пройдёт в необычной форме, форме устного журнала.
Устный журнал называется: “Я стремлюсь туда мечтою”.
I страница:
Как этот мир дивен и широк,
Там розы цвет, а здесь поток.
Там нивы блеск, здесь светлый сод
То солнца жар, то лютый хлад.
Так называется наша первая страница, которая является и эпиграфом нашего урока. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с субрегионами Зарубежной Европы. Вспомним государства входящие в их состав.
Северная | Западная | Восточная | Южная |
Великобритания | Австрия | Болгария | Албания |
Дания | Бельгия | Венгрия | Босния и Герцеговина |
Ирландия | Германия | Польша | Греция |
Исландия | Люксембург | Румыния | Испания |
Латвия | Нидерланды | Словакия | Италия |
Литва | Франция | Чехия | Македония |
Норвегия | Швейцария | Мальта | |
Финляндия | Португалия | ||
Швеция | Словения | ||
Эстония | Хорватия |
Почему так поделили? (Сходное географическое положение, хозяйственная жизнь, тесное переплетение исторических судеб его народов).
Разминка (определение флага страны)
II страница: Визитная карточка стран
Ребята, вы получили домашнее задание: написать рефераты и подготовить краткие выступления по наиболее понравившимся вам странам. По каждому региону были выбраны по одной стране (Великобритания, Италия, Австрия, Чехословакия).
Дополнение учителя
Великобритания: в Великобритании находятся династии самых древних университетов в Европе – Оксфордский и Кембриджский. Вместе их часто называют Оксбридж. Для получения степени “бакалавр” срок обучения 3 года. На медицинском и лингвистическом факультетах 4-5 лет.
Италия: Рим – “вечный город”, один из самых древних городов планеты, основанный в 753 году н. э. Здесь находятся памятники античности Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы (бани), Ватиканский музей, собор Святого Петра. Колизей - нетленный символ древней цивилизации. Построен примерно 2000 лет назад императором Веспассианом для боёв гладиаторов и гонок колесниц. Вмещает 50 тыс. зрителей.
Австрия: Австрийские курорты сохраняют безмятежную атмосферу старинного крестьянского быта, и эта особенность привлекает любителей спокойствия, и уединения.
Чехословакия: Хрупкость чешской культуры буквальна. Одно из красивейших её проявлений – это богемское стекло. В центре Европы в Богемии исторической чешской области, которая получила название от жившего здесь в древности кельтского племени боев, ещё в средние века зародилось искусство стеклодувов. Богемские мастера создали свой стиль, разработали свои рецепты цветного стекла. Не чужд им был и хрусталь. Хрустальные богемские вазы и стеклянные бокалы, и фужеры расходятся, по Европе и уже 500 лет им почти нет равных.
Наша школа носит имя географа, художника Виктора Петровича Игнатьева. Всю свою жизнь В.П.Игнатьев путешествовал. Вместе со своими студентами изъездил и исходил почти всю Россию, бывал на Дальнем Востоке и Средней Азии. В Карелии и на Байкале, в Закавказье и на Урале. Об этом свидетельствуют его многочисленные фотографии и путевые зарисовки. Неоднократно побывал он и за границей. Как рассказывала его жена Клавдия Владимировна, В.П.Игнатьев бывал в Германии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, во Франции. Несколько раз он посещал Европу вместе с женой. Он был очень любознательным, активным путешественником: фотографировал, изучал, общался с местным населением, и, конечно же, делал многочисленные зарисовки. Многие свои рисунки он сделал на берегу реки Неман, многие зарисовки в Литве.
III страница: Вопрос-ответ – “Галопом по Европе”
- Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция).
- “Молочная ферма” Европы (Швейцария).
- “Стальное герцогство” (Люксембург).
- Производитель почтовых марок и фешенебельный курорт, игорный рай (Монако).
- В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек (Германия).
- Страна тюльпанов (Нидерланды).
- Страна банкир (Швейцария).
- Государство – теократическая монархия (Ватикан).
- Страна, непрерывно воюющая с морем (Нидерланды).
- Страна розового масла (Болгария).
- “Лесной цех” Европы (Финляндия).
- “Бывшая мастерская мира” (Великобритания).
- Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове (Дания-Копенгаген).
- В стране работает фабрика “Кох и Нор”,-выпускающая 1 млн. карандашей в день (Чехия).
- Страна – родина паровозов и метрополитена (Великобритания).
- Страна 80 тысяч озёр (Финляндия).
- Древнее название Греции (Эллада).
- Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания).
Каждая страна чем-то знаменита, то есть имеет своё лицо.
IV страница: музыкально-поэтическая
На каждой парте конверт, в котором три стихотворения. Определить страну по описанию.
Много стран в Европе! Выбирай любую!
Но я для вас выбрал такую.
Всего их стран 14 похожих на неё,
Относят к странам малым их,
Так всмотримся в неё.
Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кишит торговлей
Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна
Любимый цвет оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны. (Нидерланды)
Суровый край: его красам, пугаясь, дивятся взоры
В какую сторону не глянь - повсюду каменные горы.
Синея, всходят до небес их своенравные громады
На них шумит сосновый лес,
С них бурно льются водопады. Там дол
Очей не веселит, гранитной лавой он облит;
Главу, одевши в мох печальный, огромным сторожем стоит
На нём гранит пирамидальный. (Норвегия)
На побережье океана расположилася страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала,
По уровню развития мы средней назовём
Но всё же к странам развитым её мы отнесём.
Народу много там живёт, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь скажу Вам, чем та страна занимается,
Во многом ей благодаря Европа одевается.
Едваль не швейной фабрикой её мы назовём
И, чтобы дать подсказку, к столице переедем.
В названии столицы присутствует зверёк,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намёк? (Норвегия)
А сейчас вы внимательно послушайте запись. Угадайте, к какой стране можно отнести эти музыкальные произведения?
(Румыния, Норвегия – Эдвард Григ “Утро”, Испания, Германия, Шотландия, Австрия, Штраус – “Сказки Венского леса”).
Игра “ Исключи лишнее”
- Германия: рейхстаг, гастарбайтер, марка, Опель, пиво, Висла.
- Франция: франк, Пежо, сыр, туризм, духи, лимон, цветы, шоколад.
- Швеция: лыжи, бумага, туризм, рыба, часы, крона, Вольво, шоколад
- Бельгия: сыр, пиво, бриллианты, Амстердам, франк, часы.
- Швейцария: лыжи, банк, часы, сыр, шоколад, лекарство, франк, бумага.
- Венгрия: лекарство, обувь, туризм, вино, форинг, оливки.
- Монако: марки, машины, курорт, туризм, казино, карты.
- Греция: шубы, обувь, туризм, оливки, лимон, средиземное море.
V. Итог урока