Проведение классных часов в форме тренинга

Разделы: Классное руководство


Работа классного руководителя всегда требует от педагога творческого подхода. Одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Для того чтобы внести в эту деятельность что-то новое, в течение нескольких лет я привлекала своих выпускников, обучающихся в Педагогическом университете на психологов. Взаимодействие педагога и психолога в учебно-воспитательном процессе – необходимое условие для успешной работы с детьми. Формой нашей совместной деятельности, которую мы выбрали, явились тренинги и не ошиблись. Как показала практика, учащиеся с удовольствием принимают самое активное участие, в ходе тренингов выявлялись какие-то проблемы, раскрывались новые качества детей, что облегчало в будущем работу педагога. Тренинги проводились не только в урочное время, но и в выходные дни, продолжительностью 2-3 часа. Присматриваясь к деятельности психологов, советуясь с ними, читая специальную литературу, я решила и сама провести цикл психологических классных часов. Такая форма позволяет использовать метод группового обучения с применением разнообразных упражнений, приемов и заданий. В приведенных ниже разработках психологических классных часов рассматриваются две актуальные проблемы: здоровья и особенности нашей памяти.

Классный час на тему: “Здоровье – самое ценное достояние человека”.

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”.

Г. Гейне.

Классный час проводится для учащихся 5-6 классов по методике

психологического тренинга. Такая форма позволяет сделать занятие интересным, необычным, способствует развитию познавательной активности, снижает утомляемость и повышает работоспособность. Предварительно с учащимися обсуждаются законы группы при проведении занятия:

1) доброжелательность;
2) безоценочное отношение друг к другу;
3) персонификация высказываний (говорить от самого себя);
4) конфиденциальность всего происходящего в группе
5) определение сильных сторон каждого.

Задачи:

1) дать представление о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни;
2) вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье – самое ценное достояние человека. В нем залог радости жизни, работоспособности, успеха.

Ход занятия.

Учитель. Что бы вы пожелали самому близкому вам человеку?

Все предложенные учащимися пожелания записываются на доске:

СЧАCТЬЯ
ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ
РАДОСТИ
УЛЫБОК
ВЕРНОСТИ
УСПЕХА
ДОЛГОЛЕТИЯ

Учитель. Какое из предложенных вами пожеланий является самым главным, от которого зависит благополучие человека?

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека.

Упражнение №1. Учитель дает ребятам ниточку и предлагает им передавать ее своему однокласснику, (учащиеся сидят по кругу) и при этом каждый здоровается со своим собеседником и говорит ему какие-то пожелания. Задумывались ли вы о том, что, когда мы говорим “здравствуйте”, это значит, что мы желаем всем здоровья. Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка.

Учитель: Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан наш класс, связаны вы со своими родными и знакомыми.

Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Оттого, как вы поздоровались друг с другом, как улыбнулись, как относитесь к своим родным, друзьям и чужим людям, зависит самочувствие другого человека. Важно, чтобы эти нити не прерывались.

Упражнение № 2. Обсуждение понятия здоровья по пословицам. Готовится “ромашка”, на лепестках которой записываются пословицы. Пословицы пришли к нам от наших предков, в них содержится народная мудрость.

  1. Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь.
  2. Здоровому все здорово.
  3. Здоровье не купишь.
  4. Болезнь человека не красит.
  5. Труд – здоровье, лень – болезнь.
  6. Здоровье дороже богатства.
  7. Береги платье снова, а здоровье смолоду.
  8. В здоровом теле – здоровый дух.

Упражнение №3. Все учащиеся встают по парам напротив друг друга. Нужно пожелать своему напарнику здоровья без слов, жестами, мимикой.

Упражнение № 4. Включается классическая музыка. Учащимся предлагается выразить свое состояние на бумаге, нарисовать рисунок. По желанию детей некоторые рисунки обсуждаются.

Рефлексия: Все учащиеся по кругу говорят, что им понравилось или не понравилось на данном занятии. Заканчивается классный час тем, что ребята берутся за руки, набирают воздух в легкие и, опуская руки, говорят: “Будьте здоровы!”.

Классный час: “Тайны нашей памяти”.

“Вспоминаем неожиданно,
Непредвиденно, негаданно,
То, что было и не видано,
Да и впредь не предугадано”.

Задачи:

1) Сформировать у учащихся представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.
2) Показать некоторые приемы запоминания и развития памяти.

Начало классного часа сопровождается музыкой. Подбор музыкальных произведений имеет большое значение для создания благоприятной обстановки и хорошего настроения. Для этого рекомендуется использовать классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, Л. Бетховена и другие. На данном занятии был использована музыка из произведения И. С. Баха “Шутка”.

На доске помещена таблица, в которой учащиеся с помощью цветного фломастера выражают свое эмоциональное состояние, свое настроение. Цвет выбирается такой, какой, по их мнению, соответствует настроению нам данный момент.

Имена учащихся Настроение до классного часа Настроение после классного часа Продолжение следует
       

По мнению психологов, существует специфическая связь между выбором цвета и эмоциональным состоянием человека (методика цветовой аналогии).

Красный – восторженное, активное настроение.
Оранжевый – радостное, теплое.
Желтый – светлое, приятное.
Зеленый – спокойное, уравновешенное.
Синий – грустное, печальное.
Фиолетовый – тревожное, тоскливое.
Черный – состояние неудовлетворительное.

Оценка проводится по представленности и соотношению цветов, выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения во всем коллективе. Синдромы могут быть:

1) позитивно – стимулирующие (цвета первой части спектра),
2) умеренно – стабилизирующие (преобладание средней части спектра),
3) негативные (цвета нижней части спектра).[2]

В конце занятия учащиеся снова подходят к таблице и выражают свое настроение. Таким образом, можно провести сравнение эмоционального состояния на начало и конец занятия.

На доске вывешивается плакат: “Виды памяти”.

Учитель: Желание учиться и достичь определенных успехов выражается часто в том, что мы механически повторяем новую информацию раз за разом в ожидании чуда.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы хорошо учиться в школе, а в дальнейшем в других учебных заведениях? (Все называемые свойства личности записываются на доске, и акцентируется внимание на таких качествах, как внимание и память):

ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
РЕЧЬ
ПАМЯТЬ
ВОЛЯ

Учитель: Память – это сохранение в сознании прошлого опыта и последующее воспроизведение его в любой момент. Различают три основных процесса памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.[2] Память не включается, если вы невнимательны. Когда у человека напряжено внимание, он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова.

Учащимся предлагается тест. Необходимо воспроизвести увиденные точки в заранее заготовленной карточке. Карточки показываются последовательно через 15 секунд

Обработка результатов:

10 баллов – воспроизведено 6 и более точек правильно (очень высокий уровень)
8-9 баллов – воспроизведено от 4 до 5 точек (высокий уровень)
6-7 баллов – воспроизведено от 3 до 4 точек (средний уровень)
5-4 баллов – воспроизведено от 2 до 3 точек (низкий уровень)
0-3 балла – воспроизведено не более 1 точки (очень низкий уровень).

Учащимся предлагаются карточки, по которым пойдет обсуждение.

Карточка № 1. Китайская мудрость гласит: “Память – это лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока ты гребешь. Как только перестал грести, тебя тотчас же унесет назад”

Учитель: Человек получает информацию через различные органы чувств, и соответственно память классифицируют по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая и двигательная.

Какой орган чувств дает больше всего информации об окружающем нас мире?

90 % информации мы получаем с помощью зрительного анализатора, следовательно, у большинства людей лучше развита зрительная память. Когда мы видим предмет, который уже раньше воспринимали, мы узнаем его. Мы можем не только узнавать предмет, мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но видели и знали его раньше. Это процесс воспроизведения. Воспроизводятся не только предметы, но и наши мысли, чувства, переживания, желания и фантазии.

Карточка № 2.

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…”

О каком виде памяти идет речь?

Тест на зрительную память: узнавание абстрактных фигур.

В течение 30 сек. учащиеся смотрят на рис. 1 через 2 мин. на рис. 2отмечают те фигуры, которые узнали. Проверяют себя, сравнив фигуры. [1]

Рис 1.

Рис. 2

Карточка № 3.

“Я помню вальса звук прелестный…”
“Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…”

О каком виде памяти идет речь?

Карточка №4. Если у вас нет мотива, вы не усвоите новую информацию.

Чем механическая память отличается от смысловой памяти?

Учитель: Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее. Однако, и механическая память нам необходима, она построена на многократном повторении запоминаемого материала и нужна нам для заучивания стихов, формул, дат, таблицы умножения и т. п. Эти два вида памяти переплетены между собой. Заучивая наизусть, даже бессвязный текст, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи.

Учащимся предлагается упражнение на запоминание не связанных между собой слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Один из способов запоминания состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Для этого построим с учащимися условно-логическую цепочку следующего вида: “Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу”. С помощью такого приема можно запомнить до 30 слов при многократном повторении.[2]

Тест на осмысленное заучивание.

Учащимся предлагается воспроизвести по памяти бессмысленные пары и смысловые пары слов, соответственно делается вывод.

Книга – окно
Рука – туча
Вилка – дело
Чашка – трава
Кошка – свеча

Почта – письмо
Буква – слово
Касса – деньги
Стакан – чай
Гнездо – птица

Карточка № 5. “Как неиссякаемый родник долговечна память человека”.

Учитель: Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек. Как только процесс восприятия прекратился, информация тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью мы не в состоянии. За эти 20-30 сек. человек как бы решает для себя, нужна ли ему эта информация и если это так, то за это время успевает перевести эту информацию в другой вид памяти – долговременную. Предельный срок ее – срок жизни. В долговременной памяти находятся знания, умения, навыки.

Карточка № 6. “Большинство из нас забыли больше, чем помнят”.

Учитель: Свойство памяти – забывание. Одна из наиболее удивительных особенностей нашей памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все. Практически никто не сможет вспомнить, что с ним происходило в первые годы жизни, хотя именно это время богато опытом.[2] Психологами установлено, что мы вспоминаем события из своего детства, когда нам было три года и более. Давайте и мы с вами попробуем вспомнить что-нибудь хорошее из своего детства, событие, с которым были связаны добрые, счастливые минуты.

Включается легкая классическая музыка и учащимся предлагается выполнить “рисунки из детства”. По желанию ребят некоторые рисунки обсуждаются. Они рассказывают о том, что нарисовано, сколько им было лет, и кто с ними был рядом в этот момент, какие чувства и переживания связаны с этими событиями.

Заключительное упражнение.

Встаньте парами напротив друг друга, улыбнитесь и пожелайте всего хорошего. Спасибо за работу.

Литература.

  1. Лапп Даниель. Улучшаем память в любом возрасте.- СПб.: ПИТЕР, 3003.- 224 с.6 ил. – (Серия “Сам себе психолог”).
  2. Немов Р. С. Общая психология.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 480 с.
  4. Родионов В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.