Работа классного руководителя всегда требует от педагога творческого подхода. Одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Для того чтобы внести в эту деятельность что-то новое, в течение нескольких лет я привлекала своих выпускников, обучающихся в Педагогическом университете на психологов. Взаимодействие педагога и психолога в учебно-воспитательном процессе – необходимое условие для успешной работы с детьми. Формой нашей совместной деятельности, которую мы выбрали, явились тренинги и не ошиблись. Как показала практика, учащиеся с удовольствием принимают самое активное участие, в ходе тренингов выявлялись какие-то проблемы, раскрывались новые качества детей, что облегчало в будущем работу педагога. Тренинги проводились не только в урочное время, но и в выходные дни, продолжительностью 2-3 часа. Присматриваясь к деятельности психологов, советуясь с ними, читая специальную литературу, я решила и сама провести цикл психологических классных часов. Такая форма позволяет использовать метод группового обучения с применением разнообразных упражнений, приемов и заданий. В приведенных ниже разработках психологических классных часов рассматриваются две актуальные проблемы: здоровья и особенности нашей памяти.
Классный час на тему: “Здоровье – самое ценное достояние человека”.
“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”.
Г. Гейне.
Классный час проводится для учащихся 5-6 классов по методике
психологического тренинга. Такая форма позволяет сделать занятие интересным, необычным, способствует развитию познавательной активности, снижает утомляемость и повышает работоспособность. Предварительно с учащимися обсуждаются законы группы при проведении занятия:
1) доброжелательность;
2) безоценочное отношение друг к другу;
3) персонификация высказываний (говорить от
самого себя);
4) конфиденциальность всего происходящего в
группе
5) определение сильных сторон каждого.
Задачи:
1) дать представление о том, что такое
здоровье и здоровый образ жизни;
2) вызвать интерес к проблеме здоровья,
желание задуматься над тем, что здоровье – самое
ценное достояние человека. В нем залог радости
жизни, работоспособности, успеха.
Ход занятия.
Учитель. Что бы вы пожелали самому близкому вам человеку?
Все предложенные учащимися пожелания записываются на доске:
СЧАCТЬЯ
ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ
РАДОСТИ
УЛЫБОК
ВЕРНОСТИ
УСПЕХА
ДОЛГОЛЕТИЯ
Учитель. Какое из предложенных вами пожеланий является самым главным, от которого зависит благополучие человека?
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека.
Упражнение №1. Учитель дает ребятам ниточку и предлагает им передавать ее своему однокласснику, (учащиеся сидят по кругу) и при этом каждый здоровается со своим собеседником и говорит ему какие-то пожелания. Задумывались ли вы о том, что, когда мы говорим “здравствуйте”, это значит, что мы желаем всем здоровья. Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка.
Учитель: Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан наш класс, связаны вы со своими родными и знакомыми.
Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Оттого, как вы поздоровались друг с другом, как улыбнулись, как относитесь к своим родным, друзьям и чужим людям, зависит самочувствие другого человека. Важно, чтобы эти нити не прерывались.
Упражнение № 2. Обсуждение понятия здоровья по пословицам. Готовится “ромашка”, на лепестках которой записываются пословицы. Пословицы пришли к нам от наших предков, в них содержится народная мудрость.
- Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь.
- Здоровому все здорово.
- Здоровье не купишь.
- Болезнь человека не красит.
- Труд – здоровье, лень – болезнь.
- Здоровье дороже богатства.
- Береги платье снова, а здоровье смолоду.
- В здоровом теле – здоровый дух.
Упражнение №3. Все учащиеся встают по парам напротив друг друга. Нужно пожелать своему напарнику здоровья без слов, жестами, мимикой.
Упражнение № 4. Включается классическая музыка. Учащимся предлагается выразить свое состояние на бумаге, нарисовать рисунок. По желанию детей некоторые рисунки обсуждаются.
Рефлексия: Все учащиеся по кругу говорят, что им понравилось или не понравилось на данном занятии. Заканчивается классный час тем, что ребята берутся за руки, набирают воздух в легкие и, опуская руки, говорят: “Будьте здоровы!”.
Классный час: “Тайны нашей памяти”.
“Вспоминаем неожиданно,
Непредвиденно, негаданно,
То, что было и не видано,
Да и впредь не предугадано”.
Задачи:
1) Сформировать у учащихся представления о
памяти, видах памяти, определить причины,
влияющие на продуктивность памяти.
2) Показать некоторые приемы запоминания и
развития памяти.
Начало классного часа сопровождается музыкой. Подбор музыкальных произведений имеет большое значение для создания благоприятной обстановки и хорошего настроения. Для этого рекомендуется использовать классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, Л. Бетховена и другие. На данном занятии был использована музыка из произведения И. С. Баха “Шутка”.
На доске помещена таблица, в которой учащиеся с помощью цветного фломастера выражают свое эмоциональное состояние, свое настроение. Цвет выбирается такой, какой, по их мнению, соответствует настроению нам данный момент.
Имена учащихся | Настроение до классного часа | Настроение после классного часа | Продолжение следует |
По мнению психологов, существует специфическая связь между выбором цвета и эмоциональным состоянием человека (методика цветовой аналогии).
Красный – восторженное, активное настроение.
Оранжевый – радостное, теплое.
Желтый – светлое, приятное.
Зеленый – спокойное, уравновешенное.
Синий – грустное, печальное.
Фиолетовый – тревожное, тоскливое.
Черный – состояние неудовлетворительное.
Оценка проводится по представленности и соотношению цветов, выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения во всем коллективе. Синдромы могут быть:
1) позитивно – стимулирующие (цвета первой
части спектра),
2) умеренно – стабилизирующие (преобладание
средней части спектра),
3) негативные (цвета нижней части спектра).[2]
В конце занятия учащиеся снова подходят к таблице и выражают свое настроение. Таким образом, можно провести сравнение эмоционального состояния на начало и конец занятия.
На доске вывешивается плакат: “Виды памяти”.
Учитель: Желание учиться и достичь определенных успехов выражается часто в том, что мы механически повторяем новую информацию раз за разом в ожидании чуда.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы хорошо учиться в школе, а в дальнейшем в других учебных заведениях? (Все называемые свойства личности записываются на доске, и акцентируется внимание на таких качествах, как внимание и память):
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
РЕЧЬ
ПАМЯТЬ
ВОЛЯ
Учитель: Память – это сохранение в сознании прошлого опыта и последующее воспроизведение его в любой момент. Различают три основных процесса памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.[2] Память не включается, если вы невнимательны. Когда у человека напряжено внимание, он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова.
Учащимся предлагается тест. Необходимо воспроизвести увиденные точки в заранее заготовленной карточке. Карточки показываются последовательно через 15 секунд
Обработка результатов:
10 баллов – воспроизведено 6 и более точек
правильно (очень высокий уровень)
8-9 баллов – воспроизведено от 4 до 5 точек (высокий
уровень)
6-7 баллов – воспроизведено от 3 до 4 точек (средний
уровень)
5-4 баллов – воспроизведено от 2 до 3 точек (низкий
уровень)
0-3 балла – воспроизведено не более 1 точки (очень
низкий уровень).
Учащимся предлагаются карточки, по которым пойдет обсуждение.
Карточка № 1. Китайская мудрость гласит: “Память – это лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока ты гребешь. Как только перестал грести, тебя тотчас же унесет назад”
Учитель: Человек получает информацию через различные органы чувств, и соответственно память классифицируют по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая и двигательная.
Какой орган чувств дает больше всего информации об окружающем нас мире?
90 % информации мы получаем с помощью зрительного анализатора, следовательно, у большинства людей лучше развита зрительная память. Когда мы видим предмет, который уже раньше воспринимали, мы узнаем его. Мы можем не только узнавать предмет, мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но видели и знали его раньше. Это процесс воспроизведения. Воспроизводятся не только предметы, но и наши мысли, чувства, переживания, желания и фантазии.
Карточка № 2.
“Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…”
О каком виде памяти идет речь?
Тест на зрительную память: узнавание абстрактных фигур.
В течение 30 сек. учащиеся смотрят на рис. 1 через 2 мин. на рис. 2отмечают те фигуры, которые узнали. Проверяют себя, сравнив фигуры. [1]
Рис 1.
Рис. 2
Карточка № 3.
“Я помню вальса звук прелестный…”
“Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…”
О каком виде памяти идет речь?
Карточка №4. Если у вас нет мотива, вы не усвоите новую информацию.
Чем механическая память отличается от смысловой памяти?
Учитель: Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее. Однако, и механическая память нам необходима, она построена на многократном повторении запоминаемого материала и нужна нам для заучивания стихов, формул, дат, таблицы умножения и т. п. Эти два вида памяти переплетены между собой. Заучивая наизусть, даже бессвязный текст, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи.
Учащимся предлагается упражнение на запоминание не связанных между собой слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Один из способов запоминания состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Для этого построим с учащимися условно-логическую цепочку следующего вида: “Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу”. С помощью такого приема можно запомнить до 30 слов при многократном повторении.[2]
Тест на осмысленное заучивание.
Учащимся предлагается воспроизвести по памяти бессмысленные пары и смысловые пары слов, соответственно делается вывод.
Книга – окно
Рука – туча
Вилка – дело
Чашка – трава
Кошка – свеча
Почта – письмо
Буква – слово
Касса – деньги
Стакан – чай
Гнездо – птица
Карточка № 5. “Как неиссякаемый родник долговечна память человека”.
Учитель: Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек. Как только процесс восприятия прекратился, информация тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью мы не в состоянии. За эти 20-30 сек. человек как бы решает для себя, нужна ли ему эта информация и если это так, то за это время успевает перевести эту информацию в другой вид памяти – долговременную. Предельный срок ее – срок жизни. В долговременной памяти находятся знания, умения, навыки.
Карточка № 6. “Большинство из нас забыли больше, чем помнят”.
Учитель: Свойство памяти – забывание. Одна из наиболее удивительных особенностей нашей памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все. Практически никто не сможет вспомнить, что с ним происходило в первые годы жизни, хотя именно это время богато опытом.[2] Психологами установлено, что мы вспоминаем события из своего детства, когда нам было три года и более. Давайте и мы с вами попробуем вспомнить что-нибудь хорошее из своего детства, событие, с которым были связаны добрые, счастливые минуты.
Включается легкая классическая музыка и учащимся предлагается выполнить “рисунки из детства”. По желанию ребят некоторые рисунки обсуждаются. Они рассказывают о том, что нарисовано, сколько им было лет, и кто с ними был рядом в этот момент, какие чувства и переживания связаны с этими событиями.
Заключительное упражнение.
Встаньте парами напротив друг друга, улыбнитесь и пожелайте всего хорошего. Спасибо за работу.
Литература.
- Лапп Даниель. Улучшаем память в любом возрасте.- СПб.: ПИТЕР, 3003.- 224 с.6 ил. – (Серия “Сам себе психолог”).
- Немов Р. С. Общая психология.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 480 с.
- Родионов В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.