Цель: Показать важность и значимость знаний по проблеме.
Задачи:
- Развивать у студентов самостоятельность в преодолении жизненных проблем.
- Воспитывать у студентов культуру общения, культуру речи, культуру межличностных отношений.
- Воспитывать культуру обращения с деньгами.
- Учить студентов зарабатывать деньги, экономить их, относиться уважительно к ним.
Оборудование: Доска – Тема, лозунг. Заповеди купцов. Музыкальный центр: песни о деньгах (Meja – All about the Money; Abba – Money, Money, Money; Серега – 1000000 долларов). Листочки, ручки, калькулятор для жюри. Филиальчики (“1 филиальчик” – 30 штук, “5 филиальчиков” – 10 штук, “10 филиальчиков” – 10 штук, “50 филиальчиков” – 1 штука). “Черный ящик”. Ноутбук. Мультимедийная установка. Книги А.С. Пушкин “Евгений Онегин” и “У Лукоморья дуб зеленый”, И. Ильф и Е. Петров “Двенадцать стульев”. Сберегательная книжка. Слово “Банк”. Секундомер. Шоколадная монета. Призы. Листочки на I задание. Скотч.
Лозунг: “Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег”. Уильям Ю. Гладстон, премьер министр Великобритании.
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя:
“Добрый день, преподаватели и студенты! На улице декабрь, прекрасная зимняя природа. Все мы с вами, без исключения, готовимся к встрече Нового года! Витрины магазинов и лотков сверкают разноцветными гирляндами. Так и хочется купить…и то, и то, и то…. А где же взять деньги? Заработаем! Как рассчитать, чтобы на все хватило? Давайте попробуем сегодня найти ответ на данные вопросы или на некоторое время задумаемся над проблемой денег.
Итак, тема классного часа: “Деньги!!!”.
Презентация “Деньги…Сущность и значение” (Приложение)
II. Познавательно-информационная часть:
Деньги, по Ожегову С.И., это металлические бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления, то есть сокровищем.
Задание студентам:
1) Назвать прилагательные, характеризующие деньги.
Предполагаемые ответы: большие, сумасшедшие, маленькие, бешеные, легкие, ценные, заработанные и т.д.
2) Ласковые названия денег:
Предполагаемые ответы: деньжонки, денежки, деньжишки, деньжата.
3) Домашнее задание студентов “История происхождения денег”
Деньги.
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Далеко не всегда деньги имели вид монеты. В разных странах вид расчета был разный: ракушки каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
Постепенно торговля расширилась. На смену ценным предметам пришли металлы: золото, серебро, медь, которые не портились и легко делились. В Древнюю Русь само слово “деньги” пришло с Востока.
Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.
Денежная система на Руси постоянно менялась. На смену “натуральным” деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Копейка вошла в обращение на Руси в XVI в. И получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьём.
Слово рубль происходит от глагола “рубить”, что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра “отрубить” часть.
Монета имеет свой “язык”, которым она может нам многое рассказать об истории своей страны. На ней сохранились имена и даты, исчезнувшие памятники архитектуры. Мы можем узнать имя правителя, который её чеканил. Монеты – великие путешественницы, они нам расскажут о торговле разных стран.
Валюта других стран.
В разных странах разные валюты.
В основе современной денежной системы Европы, с момента подписания договора об образовании Европейского союза, валютой Европейских стран стал евро. Его значимость на сегодняшний день велика: курс евро превышает курс доллара США.
До становления Евро в Странах Европы существовали свои денежные системы.
Во Франции – Франк и Сантим. Основой денежной единицы франк стал только в 1795 году. После этого его стоимость много раз менялась; последний раз в 1960 году 100 старых франков приравнены к одному новому.
Лира как национальная денежная единица было введена в Италии в середине XIX века при короле Викторе Эммануиле II. Слово “лира” происходит от латинского названия “либра” (единица веса и стоимости в Древнем Мире). Из истории Италии: из-за нехватки мелких монет в 1970 г. владельцам магазинов приходилось использовать для сдачи телефонные жетоны и конфеты.
В Испании и Португалии монета со старинным названием “эскудо” появилась в 1915 г. Её образование связано с открытием Америки.
Современные деньги Японии и Китая ведут начало от серебряного доллара. Их назвали круглыми монетами “юань” – в Китае и “Иена” в Японии.
Денежной единицей в США является доллар, который как таковой был объявлен в США ещё до принятия Декларации независимости 4 июля 1776 г. С долларами и монетками Северную Америку познакомили переселенцы из Европы. Монеты в США называют соответственно: “квартер” – 25 центов, “дайм” – 10 центов, “никель” – 5 центов и “пенни” – 1 цент.
III. Анкета
“Можете ли вы дружить с деньгами?”
По каждому из приведенных ниже высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не подходят, не оцениваются.
- В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).
- Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1).
- Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).
- Деньги – самое главное в жизни (7).
- Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1).
- Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна (1).
- Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).
- Любая компания признает меня лидером (5).
- Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4).
- Я хочу получить в будущем высшее образование (2).
- Бедность – следствие недостатка способностей (5).
- Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).
- Любую попытку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).
- Я хороший организатор (5).
- Мне не нужно время на “раскачку” перед работой (1).
- Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).
- Я бы рискнул начать собственное дело вместо работы на кого-то еще (5).
- В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).
- Я не могу сидеть без дела (1).
- Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1).
- При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1).
- Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).
- Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).
- Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).
- Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).
- У меня очень много знакомых (3).
- Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).
- Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1).
- Я с интересом изучаю иностранный язык (1).
- Я почти никогда не опаздываю (1).
Итоги анкеты:
Меньше 6 баллов: В джунглях бизнеса вас вряд ли ждёт успех. Советуем вам поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.
От 6 до 18 баллов: ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.
От 19 до 50 баллов: вы можете добиться успеха, если нападете на “золотую жилу” или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов: если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждёт успех.
Больше 75 баллов: страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
IV. Обсуждение проблемы в подгруппах
Домашнее задание: придумать название и девиз подгруппы/команды.
Правила игры.
Командам по очереди будут задаваться вопросы. На обсуждение даётся 1 минута. При неправильном ответе, ответить или дополнить может другая команда.
Штраф за шум, подсказку, нарушение правил игры.
Жюри оценивает ответы. 1 балл приравнивается 1 филиальчику.
Банкир подсчитывает накопившиеся деньги (филиальчики) и раздает участникам игры.
В конце игры каждая команда может купить себе новогодние сюрпризы на заработанные деньги.
Начало игры.
Очередность.
Какая команда первой угадает о ком идет речь в стихотворении и кто автор:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет
(О Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)
Задания.
1. Объявить название команды и девиз (максимальная оценка 5 баллов).
2. Командам раздаются листочки с перечисленными потребностями людей. Необходимо распределить в 2 колонки, какие из потребностей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.
Потребности:
Познание окружающего мира, спокойная и безопасная жизнь, постоянное саморазвитие, пища, влияние на других людей, модные вещи, одежда, любовь, самоуважение, хорошее здоровье, уважение близких, хорошо устроенный быт, дружба, образование, развлечения, общение с природой, общение с людьми (максимально 20 баллов).
Вывод: чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. За деньги не купить хорошее настроение или уважение близких, их любовь к вам. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерять с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: “Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью и совестью!”.
Подведение итогов первого конкурса.
3. “Кольцовка” поговорок о деньгах – “Аукцион знатоков народной мудрости”.
Условие:
1) пословицы/поговорки не должны повторяться;
2) каждая пословица/поговорка оценивается в 1 балл
Подведение итогов 2 и 3 конкурса.
Обращение классного руководителя к студентам.
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей свое жизни и тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам и должна воспитываться с детства, быть основой отношений, в которых так или иначе используются деньги, между людьми. Такая мысль заложена в заповедях русских купцов, которые не утратили своей актуальности и в наши дни, и о которых неплохо бы знать современным предпринимателям.
Заповеди купцов.
(Зачитываются студентами с листочков, прикрепляемых на доску).
- Денежку наживай, да честь не продавай.
- Лишнего не бери, души не губи.
- Неправедно придет – быстро и уйдет.
- В ком правды нет, тому и добра нет.
- Торгуй правдой, больше барыша будет.
- Копейку пожалеешь – рубль потеряешь.
- Превыше всего прибыль, а честь выше прибыли.
4. Интерпретировать народную мудрость
(Приглашаются капитаны команд и вытягивают листочки с заповедями)
Полный ответ оценивается в 5 баллов. Другие команды могут дополнить ответ, получив баллы (по решению жюри).
Заповеди
- Денежка не Бог, а бережет.
- Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
- Будешь богат, будешь и скуп.
- Богатство разум рождает.
- И слова не скажи, только грош покажи.
- И то бывает, что и деньгам не рад.
Вывод: Есть 2 поговорки “Денежка дорожку прокладывает” и, в то же время, “Лишние деньги – лишние заботы”. Природа денег оказывается достаточно сложной. Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег. “Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания”, – Уильям Ю. Гладстон.
Подведение итогов.
5. “Черный ящик”.
1) Угадать, какая книга находится в “Черном ящике”. Подсказкой является фраза: “Утром деньги, вечером…(стулья)”. Книга И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев”;
2) в “Черном ящике” лежит документ, удостоверяющий по общему правилу заключение договора банковского вклада гражданина (Сберкнижка);
3) угадать какая книга находится в “Черном ящике”. Подсказка: “Там царь Кощей над златом чахнет…”. Где это “там”? (В лукоморье, сказка А.С. Пушкина).
4) Супер вопрос: что лежит в “Черном ящике”? Подсказка: это деньги, которые ввел на своем острове царь Гвидон? (Золотые)
…Все скорлупки золотые
…Из скорлупок льют монету
Да пускают их по свету.
Ответ: В “Черном ящике” золотая монета (шоколадная конфета в виде золотой монеты).
Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Супер вопрос оценивается в 10 баллов.
6. Задание всем командам.
Каким образом можно зарабатывать деньги?
Предполагаемые ответы: честным/нечестным, открыть свое дело…
Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Советы:
- Не стыдись вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько – на путешествия, и даже сколько – на любимую женщину.
- Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и посчитать скрягой.
- Планируя расходы, будьте сдержаны.
- Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки также приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
- Если вы в состоянии дать в долг – давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
- Старайтесь не влезать в долги.
Подведение итогов.
Вопрос к студентам: Каким способом вы зарабатывали деньги сегодня? (Интеллектом, своими знаниями и т.д.).
Подсчет заработанных денег, покупка новогодних призов.
Классный час заканчивается фейерверком из бенгальских огней.
Литература.
- Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова Справочник классного руководителя. Издат “ВАКО”, М., 2005.
- С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. “АЗЪ”, М.,1993.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.