Цели:
- расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;
- воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке,
- развивать актёрские качества у детей, умение дарить себе и зрителям радость.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг, рисунки, иллюстрации к стихам, сказкам.
Ход праздника:
Вед1: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Вед2: Здравствуйте, друзья!
Вед1: А ты знаешь, есть мнение, что девочки и мальчики устроены принципиально по-разному.
Вед2: Да? Не знаю.
Вед1: А вот послушай о мальчиках и девочках устами авторитетного человека, который, к тому же, опирается на народную мудрость.
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зеленых лягушек.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Вед2: А я знаю эти стихи – это из английской народной поэзии, которые перевел один очень известный писатель, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.
Вед1: Да. Нам с вами сегодня предстоит чудесное путешествие. Мы попадем в разные книжки замечательного писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Вед2: Вот спросим сейчас у ребят. Кто был в зоопарке? А ты была Катюша? Кого ты там видела? А кто из зверей тебе больше всего понравился? Почему? А сейчас давайте послушаем стихотворение “Детки в клетке”. (Выходят дети со 2 группы подготовки к школе). Молодцы! Хорошо прочитали.
Слон.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Жираф.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Тигренок.
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Зебры.
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Совята.
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят.
Страусенок.
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Вед1: Ребята, которые прочитали сейчас стихи, занимаются во второй группе подготовки к школе и они уже запомнили эти стихи на всю жизнь, а когда вырастут, будут читать и другие стихи Самуила Яковлевича. Их ведь так много. Вот они ваши знакомые.
Вед2: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной”.
Звучит музыка. Выходят дети с 4 группы подготовки к школе и читают стихи
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился –
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
- Это что за полустанок? –
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка –
Бологое иль Поповка? –
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко,
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
- Что за станция такая –
Дибуны или Ямская? –
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Закричал он: - Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вед1: Самуил Яковлевич любил сам читать свои стихи. Слушайте, дорогие друзья, голос удивительного писателя, стихи которого вы так любите.
Диск трек 5. Стихи “Мяч”
Вед2:
Вижу, слушали вполуха,
А теперь чтоб закрепить,
Пустим мячик по рядам
И посмотрим у кого
Будет он в конце стиха.
До конца стихотворения передают мячик друг другу. Последнему – приз.
Вед2: Маршак пересказал для вас английские народные песенки. Вы, может быть, знаете такую книжку “Плывёт, плывёт кораблик”? В ней удивительные стихи. К вашему вниманию песня “Кораблик” в исполнении детей с 3 группы студии подготовки к школе.
Вед1: А сейчас посмотрите инсценировку английской народной песенки “Перчатки”, которую перевел Самуил Маршак.
3 группа студии подготовки к школе читают стихи “Перчатки”.
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
“Мама, мама, прости.
Мы не можем найти.
Мы не можем найти перчатки”.
“Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки.
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу не дам,
Мяу-мяу не дам,
Я вам нынче не дам пирога”.
Побежали котятки
Отыскали перчатки.
И смеясь, прибежали домой:
“Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки”.
“Отыскали перчатки.
Вот спасибо котятки.
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мурр пирога,
Мур-мур-мурр пирога.
Я за это вам дам пирога”.
Вед2: Многие композиторы написали песни на стихи Маршака, на стихи английских поэтов, которые он пересказал.
Вед1: Маршак блестяще пересказал для вас стихи Аллана Милна, Эдварда Лира и других поэтов, которых вы узнаете, когда вырастете.
Вед2: А сейчас посмотрите инсценировку песни “Баллада о королевском бутерброде” на стихи Милна.
Танцевальная студия показывает инсценировку песни “Баллада о королевском бутерброде”.
Вед1: Маршак много написал сказок в стихах на народные сюжеты. Иногда это были сказки русские, украинские, восточные, северные. Поэт говорил: “Трудно установить какому народу эти сюжеты принадлежат. Сюжет “Старуха, дверь закрой” я встречал в английском, латышском и украинском. Вероятно всё это очень древние сюжеты, переходившие из страны в страну”.
Вед2:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: “Заходи”.
В.А. Стеклова
Вед1: А сейчас посмотрите сказку “Старуха, дверь закрой” в исполнении кукольной студии.
Вед2:
Ой, ребята, чуть мы не забыли
Письмецо же нам прислали.
Вед1:
Смотрите, ребята, листья цветные…
Листья цветные, но непростые!
Загадки в них от Маршака
А это – жетоны- призы.
Вед2:
Слушайте внимательно,
Не перебивайте!
Каждому отгадавшему – жетон с портретом Маршака.
Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(лес)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
(ежик)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет?
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все страны улетят!
(почтовый ящик)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(ботинки)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
(часы)
Вед1:
Вот ребятки так ребятки!
Отгадали все загадки!
А сейчас скорее все
Навострите ушки!
Вед2: Подошло время подвести итоги конкурса рисунков по произведениям С.Я. Маршака. Приглашаем на сцену наше жюри.
Выдаются грамоты и призы победителям.
Вед1:
А теперь пришла пора
Расставаться. детвора!
Напоследок мы вам скажем:
Вместе:
Читайте, читайте,
Тайны знаний открывайте!
Использованная литература:
1. Аудиокнига. Сказки Самуила Маршака. –М., 2007;
2. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь: учебник по чтению для учащихся начальных школ. –М., 1997;
3. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. –Ярославль, 2006;
4. Орловская И.С. Красный день календаря. –М ., 1974;
5. С.Я. Маршак, В.В. Лебедев. Детям. –М., 1996;
6. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. Часть 2. -Самара, 2001
7. Романовская З.И. Живое слово. Учебник для 1 класса. –М., 1994;