Цели:
- закрепить понятие об основных отраслях народного хозяйства;
- познакомить учащихся с особенностями народного хозяйства своей республики: с отраслевой и территориальной структурой;
- совершенствовать навыки работы с картографическими пособиями, диаграммами;
- развивать логическое мышление, память (на основе сравнений, анализа данных, обобщений)
- воспитывать интерес и любовь к родному краю; готовить к выбору будущей профессии, расширяя знания о потребностях в трудовых ресурсах своей республики.
Оборудование: учебники по географии Карелии, атласы по географии России для 9 класса, статистические материалы, компьютерная презентация.
По ходу и содержанию урока:
I. Организационный момент: приветствие, явка на урок, готовность к уроку.
II. Подготовка к изучению нового, повторение ранее изученного.
1) Работа с физической картой Республики Карелия.
- Повторим главные особенности географического положения нашей республики:
Зрительный диктант
А: показываю на карте участок границы, учащиеся в тетрадях записывают название субъекта РФ – соседа Карелии (Мурманская обл., Архангельская обл., Финляндия, Ленинградская обл., Вологодская обл.) Проверка: Как вы думаете, соседство с кем позволяет Карелии осуществлять международные экономические связи? Соседство с кем позволяет расширять отношения внутри страны?
Б: Найдите на карте и покажите следующие объекты: Белое море, Онежское озеро, Ладожское озеро. ?) Какое значение они имеют для нашей республики?
- Мы повторили эти особенности, так как при изучении тем “Экономика Карелии” они нам пригодятся.
III. Сообщение темы и задач урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с отраслевой и территориальной структурой хозяйства нашей республики. Запишем в тетрадях тему урока: Отраслевая и территориальная структура хозяйства Карелии. (слайд №1 через проектор)
- Прочитайте, какие задачи стоят перед нами на этом уроке: 1. Выяснить, какова отраслевая структура хозяйства нашей республики. 2.Как размещены предприятия народного хозяйства по территории республики? Какие (и где) промышленные узлы и центры находятся? Почему? (слайд №2)
IV. Изучение нового.
А). Объяснение учителем: Карелия – субъект (часть) РФ, значит, хозяйство РК является частью хозяйства РФ. А все хозяйство России сгруппировано по экономическим районам. Первое, что мы должны вспомнить – это: к какому экономическому району Российской Федерации относится Карелия? Задание: найдите в атласе нужную карту и определите, к какому экономическому району относится Карелия. В тетрадях запишите, заполнив пропуск: КАРЕЛИЯ относится к …………… экономическому району РФ.
Используя эту же карту, определите соседей и заполните схему:
- Как вы думаете, хорошо ли для экономического района иметь много соседей? Почему?
Б). Природные ресурсы – база для развития народного хозяйства.
- Какие виды природных ресурсов вам известны? Назовите, я запишу на доске. (Называют, помогаю, обобщаю, записываю: минеральные, водные, почвенные, лесные, биологические, рекреационные)
- Основой(базой), сырьём для каких отраслей экономики они могут быть? (Если забыли названия, посмотрите на карте любого экономического района России; в условных значках).
В). А теперь я вам предложу примеры нескольких конкретных видов ресурсов, а вы – используя карту в атласе Карелии (стр.28), через стрелочку запишите, для какой отрасли экономики Карелии они являются сырьём:
- Железные руды (Костомукша) —> …………………….
- р.Кемь —> ……………………
- Сосново-еловые леса РК —> ……………….
- Слюда —> ……………..
- Граниты, глины, мрамор —> ………………
- Водопад Кивач, минеральные источники —> ………………….
Обобщение: а теперь попробуем назвать. Какие же отрасли хозяйства развиты в Карелии на собственном сырье.
Г). Чтобы более подробно познакомиться с отраслевой структурой экономики, я предлагаю поработать с диаграммами в учебнике (стр.87, рис.49, учебник по географии Карелии)
В тетрадях запишем:
(заполняют схему)
Ведущие отрасли мы будем изучать подробно на следующих уроках.
- А теперь рассмотрим, как изменилась отраслевая структура экономики Карелии во времени(работа с диаграммами по атласу, стр.28, слева от карты)
- Какой можно сделать вывод? Изменяется ли отраслевая структура республики или остаётся постоянной? Почему?
Д). ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА. – Запишите в тетрадях.
1). Объяснение учителем, что называют территориальной структурой (повторение).
2). Работа с экономической картой Карелии:
- Рассмотрите внимательно карту;
- Равномерно ли распределены по территории (на карте) пунсоны? (нет)
- Где их больше?
- Где самые крупные?
- Какой можно сделать вывод?
Е). Практическая работа. Крупнейшие промышленные узлы и центры Карелии.
Промышленный узел или центр | Отрасли специализации |
|
V. Домашнее задание: стр. 84-88 прочитать, отв. на вопр.№№1,2.
VI. Закрепление изученного и подведение итогов урока. (Презентация к уроку; ответы на вопросы).