Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иноязычной культуре

Разделы: Иностранные языки


Только в словарях слово “победа”
стоит перед словом “работа”.

Кристи Ли.

В настоящее время особое внимание уделяется процессу информатизации учебно-воспитательного процесса, который можно представить следующими направлениями. Во-первых, формирование основ информационной культуры. Во-вторых, информационное обеспечение изучаемых предметов, внеклассных занятий и мероприятий. И, в-третьих, формирование первичных психомоторных и поведенческих навыков общения с компьютером, как залога успешной социализации и адаптации обучаемого в дальнейшей жизни.

На протяжении многих лет я занимаюсь изучением научных аспектов и поиском практического решения проблемы использования компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии рассматриваются как средство формирования познавательной активности обучающихся и повышения качества знаний. Почему познавательная активность так важна в процессе обучения и воспитания школьников? Как утверждает И. А. Зимняя, основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность, поэтому первоочередной задачей при обучении с точки зрения психологии является формирование познавательной активности обучающихся.

Практика показывает, внедрение информационных технологий в процесс обучения иноязычной культуре будет успешным только в том случае, если уровень информационной культуры самого педагога соответствует современным требованиям. Только освоив информатику как науку можно изменить в целом подход к организации процесса обучения и воспитания. Именно поэтому мне пришлось получить второе образование по специальности “Информатика в образовании”.

Это стало первым шагом на пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далее нужно было помочь обучаемым понять, что слово “компьютер” ассоциируется не только со словом “игра”. Разъяснение всего многообразия возможностей компьютера при изучении иностранных языков, формирование “образовательного вектора” его использования способствовало повышению познавательной активности и, соответственно, качества знаний обучаемых. Благодаря использованию информационных технологий увеличилась информативность изучаемого материала, что повысило интерес к предмету “иностранный язык”. Важным стало усиление обратной связи в системе “обучаемый - учитель”, позволяющее своевременно оценивать и корректировать эффективность процесса обучения и воспитания. Возможность использования Интернет-ресурсов помогла школьникам на практике применять знания и умения, полученные на уроках иностранного языка.

Опыт доказывает, применение информационных технологий дает положительный эффект только в случае сочетания с традиционными методами и приемами обучения.

Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе. Применение компьютера позволяет сделать урок привлекательным, информативным для обучаемых и по-настоящему современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников и, соответственно, повышению качества знаний.

Применение ИКТ на уроках иностранного языка

Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока. Роль применения компьютерных технологий можно представить следующей схемой (Рисунок 1):

Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и учителю, и обучаемым сосредоточиться на учебном материале.

Например, уже на ранних ступенях обучения актуально использование презентаций Power Point для предъявления лексических единиц. Такая наглядность отличается презентабельностью, привлекает внимание учеников и может сохраняться в таком виде долгое время. При изучении немецкого алфавита мною используется работа “Das ABC”, выполненная в виде презентации Power Point, которая не только помогает запомнить буквы, но и содержит звуковой файл “Das ABC - Lied” (Приложение 1).

Удобно использовать компьютерные технологии для предъявления, тренировки и активизации употребления грамматических явлений иностранного языка. Когда в классе находятся ученики с разными каналами восприятия информации, то для достижения наиболее высокого уровня усвоения учебного материала учителю необходимо задействовать все каналы. Если одному обучаемому достаточно только прослушать объяснения учителя, то другому нужно продемонстрировать пример. С помощью компьютера можно моделировать грамматические явления, это позволяет наглядно рассмотреть сложные аспекты грамматики иностранного языка.

Так, например, при предъявлении страдательного залога используется материал “Passiv – страдательный залог” выполненный в виде презентации Power Point. Предлагаемая презентация используется в группах с различным уровнем подготовки. Учитывая особенности определенной группы, можно не только предъявить новый материал, но и повторить изученный ранее грамматический материал, который необходим для понимания образования страдательного залога в немецком языке. Здесь же имеется возможность для тренировки употребления изученного материала, упражнения для самоконтроля и взаимоконтроля. Структура предлагаемой работы помогает учителю рационально использовать учебное время (Приложение 2).

Отдельное место занимает проведение контроля полученных знаний, умений и навыков с помощью компьютерных технологий. Практика показывает, применение контрольно-измерительных материалов, подготовленных с использованием ИКТ, представляет большой интерес в образовательном процессе, как для учителя, так и для обучаемых. Они могут быть различного вида. На мой взгляд, наиболее эффективными являются тестовые контрольно - измерительные материалы по аудированию. Тем самым, улучшается качество восприятия текста, создаются комфортные условия для выполнения задания. На завершающем этапе обучаемый получает сведения о результатах своей работы. Шкала оценки обучаемому предлагается. Задания могут носить не только тестовый характер. Например, в контрольно-измерительных материалах по аудированию для 7 класса прослушав текст “Der Bauer und seine drei Sohne” (текст взят из аудиоприложения к учебнику) ученик должен выполнить задание и творческого характера: выразить своё мнение, ответив письменно на вопрос (Приложение 3).

Прежде всего, хочется отметить экономичность тестовых контрольно-измерительных материалов такого образца. Они способствуют развитию навыков и умений обучаемых не только по предмету иностранный язык, но и совершенствуют навыки владения компьютером, что очень важно для процесса социализации обучаемого на современном этапе развития общества.

Компьютерные технологии в проектной деятельности.

Особое место занимает использование компьютерные технологии в проектной деятельности школьников. Важно подчеркнуть, проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой. Применение проектной методики обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), стимулирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации.

Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Использование современных информационных технологий при выполнении проектных работ позволяет повысить качество конечного продукта. Во-первых, используя Интернет, обучаемые получают доступ к необходимой информации. При этом информация аутентична и привлекательна для школьников, так как отражает действительность страны изучаемого языка. Очень высок уровень информативности таких материалов, что повышает познавательную активность обучаемых.

Во-вторых, имеется широкий выбор способов представления конечного продукта, который отличается своей экономичностью, удобством хранения. В этих случаях обычно используется работа с презентациями Power Point, создание Web-страниц.

В-третьих, у обучаемых формируются на практике первичные навыки работы с компьютером. Работа в группах позволяет достичь определенных успехов за счет взаимопомощи и взаимообучения.

В проектную деятельность вовлекаются школьники всех ступеней обучения. Недостаточность уровня сформированности навыков работы с компьютером обучаемых первой ступени компенсируется путем создания смешанных рабочих групп. В таких группах ученики старших классов помогают освоить компьютерные технологии младшим школьникам. Главной задачей обучаемых первой ступени является поиск и обработка информации под руководством старшеклассников.

При такой организации работы обучаемые младших ступеней, видя уровень подготовки старших товарищей, стремятся достичь более высоких результатов. Ученики старших классов стараются показать свои умения, работают над самосовершенствованием. Практика доказывает, такой подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий позволяет достичь более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.

Примером, такой деятельности может служить проектная работа “Brot, ein wichtiges Grundnahrungsmittel!”, посвященная самому востребованному продукту питания – хлебу. Эта работа носит практическую направленность и имеет очень высокий воспитательный потенциал. Конечным продуктом проектной деятельности является презентация Power Point, используемая как на уроках немецкого языка при изучении темы “Еда”, так и во внеклассных воспитательных мероприятиях. В создании проекта принимали участие обучаемые четвертых и восьмых классов (Приложение 4).

Каждый день на нашем столе мы видим хлеб. Мало кто из ребят задумывался, каким трудом он добывается, какой долгий и сложный путь проходит от зерна, посеянного в землю, до вкусной ароматной булки. Именно поэтому в школьной столовой мы видим иногда брошенные булки, недоеденные куски хлеба. Эта проблема взволновала ребят, и было решено исследовать путь этого важного продукта питания до потребителя, собрать интересную информацию о пользе хлеба, имеющихся в продаже разновидностях хлебобулочных изделий, рецепты хлеба и все, что может быть интересным для школьников.

В роли инициаторов создания предлагаемого проекта выступили обучаемые 4 классов. При поддержке и участии старшеклассников и учителя иностранного языка был разработан план работы над проектом, распределены обязанности, установлены сроки выполнения и определен вид конечного продукта.

Во время работы над проектом были задействованы ресурсы школьного кабинета информатики. Использование современных информационных технологий при выполнении проектной работы позволило повысить качество конечного продукта.

Работы старшеклассников, у которых более высокий уровень владения компьютерными технологиями, интересны не только по своему содержанию, но и по форме предъявления информации. Такие работы отличаются объёмностью, грамотностью, своеобразностью исполнения. Ярким примером являются работы, выполненные по темам “Учёба”, “Выбор профессии”, “Роль иностранного языка в нашей жизни”. Практический выход состоит в использовании их для профориентации обучаемых и предпрофильной подготовки.

Применение информационных технологий способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Например, подключение к Интернету дало возможность на практике применять языковые знания, проводить виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Не секрет, что бесконтрольное использование Интернета не всегда полезно и безопасно для школьников. Учителю важно показать обучаемым образовательные возможности информационной сети, помочь разобраться в огромном количестве информации. На практике мы используем информационные ресурсы молодежных, детских, образовательных сайтов Германии: www.jugendserver.de, www.goethe.de, www.deutsch-alsfremdsprache.de и другие. С огромным интересом посещают ученики сайты немецких школ. Мне как учителю интересно познакомится с опытом зарубежных коллег. Администрация школы также заинтересовалась опытом немецких коллег. Вместе со старшеклассниками мы находим необходимую информацию, обрабатываем её для изучения и практического использования на базе нашей школы.

Эффективность использования существующих возможностей для применения информационных технологий очевидна. Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет интенсифицировать процесс обучения, повысить качество знаний. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.

Опыт показывает, при таком подходе к организации процесса обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Учитель должен в первую очередь сам владеть компьютерными технологиями, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности обучаемых, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.

Литература

  1. Л. Великович, Г. Курис Информатизация в начальной школе: процесс, требующий иных подходов.- Журнал “Директор школы” №7, 2006
  2. И.А.Зимняя Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М., 1985
  3. И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: издательство АРКТИ, 2005