Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал с текстом документов, статистические таблицы (см. Приложение 1, 2); материалы периодической печати: журналы “Эхо планеты”, “Аргументы и факты”.
Ход урока.
Актуализация.
1.Сегодня мы продолжаем работать по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. Человек биосоциальное существо, его поведение определяют потребности: и биологические и социальные.
Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Делаю что хочу?”. Что ограничивает поведение человека?
Действительно социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.
“Библиотека детского сада”:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,
Что такое хорошо и что такое плохо?...
У меня секретов нет, слушайте детишки.
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Если мальчик чистит зубы……
Этот мальчик очень милый поступает хорошо.
О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?
2. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.
Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?
Древний свод нравственных заповедей
“Подарок молодым” (перевод с китайского)
Что такое глупость?
Глупо:
- иметь деньги и не отдавать долги;
- знать за собой недостаток и не исправлять его;
- то и дело бранить чужие сочинения;
Неумно:
- за спиной человека говорить о его недостатках;
- забросить семью и предаваться пьянству;
- и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;
- обидеть и надеяться, что тебя простят;
Бестактно:
- входить без стука к людям;
- раскрывать чужие письма и документы;
- любоваться огнем на пожаре;
- глазеть на утопающего.
3. Сравните мораль и право (по таблице дом. задания) Укажите общие и отличительные признаки.
Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?
Сообщение новых знаний.
1. Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.
Охарактеризуйте такое общество одним словом или словосочетанием.
Законопослушное поведение называется конформистским.
Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.
2. Из рассказа учителя выделите признаки и виды отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение. Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы.
Делинквентное поведение. Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный характер по отношению к законам.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи.
Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении:
- Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
- Вступающие в брак отказались венчатся в церкви.
- Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
- Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
- Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.
3. Обратимся к причинам отклоняющегося поведения.
По материалам учебника (стр. 46-47) составить схему
Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?
4. Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.
Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи:
1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) формальные Б) неформальные
- правительственная награда,
- комплимент,
- ученая степень,
- аплодисменты,
- улыбка,
- лестные отзывы,
- понижение в должности,
- клевета.
2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) позитивные Б) негативные
- дружеская похвала.
- лишение специального права,
- фельетон,
- низложение с престола,
- штраф,
- вручение почетной грамоты.
5. Порой, не смотря на все усилия общества, отклоняющееся поведение принимает массовые масштабы.
Работа в парах. По материалам СМИ и статистическим таблицам пары учащихся представляют характеристику проявлений терроризма, хулиганства, коррупции, преступности среди несовершеннолетних. Из выступлений учащихся класс выбирает информацию по вопросу:
В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?
Закрепление.
Вернемся к образу идеального общества.
Что сделать, чтобы к нему приблизиться? Как вы понимаете высказывание Монтескье: “Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов”.
Домашнее задание:
§ 6. Вопрос для размышления: Всегда ли отклоняющееся поведение имеет отрицательные последствия?
Литература к уроку:
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.