Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: раздаточный материал с текстом документов, статистические таблицы (см. Приложение 1, 2); материалы периодической печати: журналы “Эхо планеты”, “Аргументы и факты”.

Ход урока.

Актуализация.

1.Сегодня мы продолжаем работать по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. Человек биосоциальное существо, его поведение определяют потребности: и биологические и социальные.

Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Делаю что хочу?”. Что ограничивает поведение человека?

Действительно социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.

“Библиотека детского сада”:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,
Что такое хорошо и что такое плохо?...
У меня секретов нет, слушайте детишки.
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Если мальчик чистит зубы……
Этот мальчик очень милый поступает хорошо.

О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?

2. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.

Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?

Древний свод нравственных заповедей
“Подарок молодым” (перевод с китайского)
Что такое глупость?

Глупо:

  • иметь деньги и не отдавать долги;
  • знать за собой недостаток и не исправлять его;
  • то и дело бранить чужие сочинения;

Неумно:

  • за спиной человека говорить о его недостатках;
  • забросить семью и предаваться пьянству;
  • и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;
  • обидеть и надеяться, что тебя простят;

Бестактно:

  • входить без стука к людям;
  • раскрывать чужие письма и документы;
  • любоваться огнем на пожаре;
  • глазеть на утопающего.

3. Сравните мораль и право (по таблице дом. задания) Укажите общие и отличительные признаки.

Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

Сообщение новых знаний.

1. Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.

Охарактеризуйте такое общество одним словом или словосочетанием.

Законопослушное поведение называется конформистским.

Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.

2. Из рассказа учителя выделите признаки и виды отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение. Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы.

Делинквентное поведение. Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный характер по отношению к законам.

По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи.

Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении:

  1. Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
  2. Вступающие в брак отказались венчатся в церкви.
  3. Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
  4. Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
  5. Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.

3. Обратимся к причинам отклоняющегося поведения.

По материалам учебника (стр. 46-47) составить схему

Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?

4. Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.

Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.

Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.

По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи:

1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:

А) формальные Б) неформальные

  1. правительственная награда,
  2. комплимент,
  3. ученая степень,
  4. аплодисменты,
  5. улыбка,
  6. лестные отзывы,
  7. понижение в должности,
  8. клевета.

2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:

А) позитивные Б) негативные

  1. дружеская похвала.
  2. лишение специального права,
  3. фельетон,
  4. низложение с престола,
  5. штраф,
  6. вручение почетной грамоты.

5. Порой, не смотря на все усилия общества, отклоняющееся поведение принимает массовые масштабы.

Работа в парах. По материалам СМИ и статистическим таблицам пары учащихся представляют характеристику проявлений терроризма, хулиганства, коррупции, преступности среди несовершеннолетних. Из выступлений учащихся класс выбирает информацию по вопросу:

В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?

Закрепление.

Вернемся к образу идеального общества.

Что сделать, чтобы к нему приблизиться? Как вы понимаете высказывание Монтескье: “Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов”.

Домашнее задание:

§ 6. Вопрос для размышления: Всегда ли отклоняющееся поведение имеет отрицательные последствия?

Литература к уроку:

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.

Приложение 1

Приложение 2