Неделя психологии как средство развития духовности участников образовательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблемы духовности стали сегодня одними из самых существенных в обществе, и понимание необходимости духовно-нравственного развития становится обычным для общественного сознания. В современном обществе нарастают тенденции бездуховности, проявляющиеся как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, во взаимоотношениях в детской и во взрослой среде. Кризис духовности создает осложненную ситуацию воспитательной деятельности школы, способствует потере нравственных ценностей современной молодежи. Поэтому так остро встала проблема формирования духовности учеников, а так же учителей, которые способны помочь современным школьникам осознать и руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Духовность личности учителя, родителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения.

В связи с этим мы начали искать пути разрешения этой проблемы. Одним из них, на наш взгляд, может являться проведение Недели психологии. За основу мы взяли идею М.Р. Битяновой и ее коллег [2].

При планировании Недели психологии мы поставили перед собой цель:

  • содействовать духовному развитию участников образовательного процесса.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  • повышение психологической компетентности учащихся, педагогов и родителей;
  • формирование представления о важности психологической науки, как одной из составляющих человекознания;
  • содействие развитию личности учащихся;
  • помощь при построении межличностных отношений со старшими и со сверстниками.

Неделя психологии должна проводится в школе ежегодно и являться неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. При планировании Недели психологии мы опирались на следующие принципы:

  1. Целостность – Неделя должна быть целостной и законченной, иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
  2. Последовательность – каждый день должен плавно перетекать в следующий;
  3. Доступность – все мероприятия недели должны иметь определенную возрастную адресованность;
  4. Комплексность – события недели должны охватывать всю школу, всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);
  5. Активность и сознательность – мероприятия Недели должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.

Неделя психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных, нравственных качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.

Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, были определены центральные мероприятия каждого дня Недели и сквозные, связывающие между собой все дни (такие как стенд “По следам Недели психологии”, “психологические заборы”, цитаты и афоризмы, развешиваемые на стенах школы). Неделя психологии в соответствии с учебной неделей продолжалась 6 дней. Все мероприятия Недели не отвлекали детей от учебного процесса, а, напротив, способствовали формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.

Программа проведения “Недели психологии”

День Мероприятие Задачи
Понедельник Семинар с педагогами на тему “Юмор в работе педагога – помощник в построении взаимоотношений с окружающими”
  • способствовать развитию взаимопонимания педагогов и учащихся;
  • повысить уровень психологической компетентности педагогов
Игра “Лицо педагога нашей школы
  • способствовать раскрытию внутреннего мира педагогов, осознанию особенностей внутреннего мира коллектива, сплочению
“Психологический забор” на тему “Поделись хорошим настроением”.
  • психологическая разгрузка
Вторник Общешкольная акция “Скажи мне кто…”
  • возбуждение естественного интереса к самому себе и окружающим, настрой участников на “психологическую волну”
Тренинговые занятия с учащимися начальной школы
  • развитие взаимопонимания, поиск общего, проявление своих чувств по отношению к окружающим
анкетирование в старших классах по вопросу отношения школьников к курению
  • подготовка информации к игре “Сто к одному”
4. “Психологический забор” на тему “Сделай комплимент другу”
  • психологическая разгрузка
Среда Общешкольная акция “Тайный друг”
  • повышение общего позитивного эмоционального тонуса, развитие толерантности, доброты и взаимоподдержки
Игра “Сто к одному”
  • профилактика курения, формирование здорового образа жизни
“Психологический забор” на тему “Поделись с друзьями своими секретами здорового образа жизни”
  • психологическая разгрузка
Четверг Общешкольная игра “Следопыт”
  • способствовать укреплению межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков учащихся, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит
“Психологический забор” на тему “Мысли вслух”
  • психологическая разгрузка
Пятница Галерея стенгазет “Лицо нашего класса” и коллажа “Лицо педагога школы”
  • способствовать раскрытию внутреннего мира учащихся, осознанию особенностей внутреннего мира коллектива школы, сплочению, развитию творческого воображения
Создание стенда с сочинениями учащихся всех классов на тему “Как здорово быть счастливым!”
  • способствовать самораскрытию учащихся, предоставить возможность учащимся задуматься о духовных ценностях, помочь педагогам лучше понять детей
Торжественное закрытие Недели психологии, презентация “По следам Недели психологии”
  • подведение итогов, награждение самых активных участников
Анкетирование учащихся и учителей
  • получение обратной связи о прошедших мероприятиях и пожеланий на будущее
“Психологический забор” на тему “Поделись своим мнением о Неделе”
  • психологическая разгрузка
Суббота Закрытие Недели психологии для родителей.
  • познакомить с мероприятиями Недели, подвести итоги ее работы
Тренинговое занятие с родителями “Я тебя люблю” Научить родителей различным способам проявления любви, понимания и уважения к своим детям

Основная идея Недели была озвучена в форме девиза: “Узнай новое о себе и для себя”. С первого дня Недели в фойе был вывешен стенд “По дороге Недели психологии”, где ежедневно представлялся анонс предстоящих мероприятий и отражались результаты прошедших. Также большой популярностью пользовался “психологический забор”, каждый день он был посвящен новой теме. Ежедневно в коридорах школы появлялись плакаты с новыми цитатами, афоризмами, смешными картинками и высказываниями известных людей, что помогало привлечь внимание и содействовать повышению психологической культуры, поднятию настроения и расширения кругозора.

Девизом первого дня мы выбрали слова великого писателя Оскара Уайльда “Смех – неплохое начало для дружбы…”. Был вывешен психологический “Забор” на тему “Поделись хорошим настроением”. Основным мероприятием дня стал семинар с педагогами на тему “Юмор в работе педагога – помощник в построении взаимоотношений с окружающими”. Ведь именно от чувства юмора педагогов зависит то, как сложится климат в ученическом и педагогическом коллективе, как педагога будут воспринимать ученики и, насколько точно будут понимать предоставляемую им информацию. В рамках семинара была проведена игра “Лицо педагога нашей школы”, в процессе которой из журнальных и газетных вырезок был создан коллаж-портрет педагога школы.

Второй день прошел под девизом “Пусть мы разные, ну что ж…”. День начался с акции “Скажи мне кто…” [3]. Утром, при входе в школу учащимся и педагогам было предложено поучаствовать в мини-выборах. Каждому предлагалось выбрать одного из наиболее симпатичных персонажей из известного мультфильма “Вини Пух и все, все, все”. Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом было направленно на возбуждение естественного интереса к самому себе и окружающим. Данное мероприятие настроило школу на “психологическую волну”, сформировало общее настроение на всю неделю. В начальной школе приглашенные специалисты РГУ “Цивильский центр социального обслуживания населения” провели тренинговые занятия с учащимися. “Сделай комплимент другу” - такой теме был посвящен психологический “Забор” этого дня. В этот же день в качестве подготовки к третьему дню в старших классах было проведено анкетирование по вопросу отношения школьников к курению.

Перефразировав слова великого критика В. Белинского, девизом третьего дня Недели стало утверждение “Без здоровья и дружбы невозможно и счастье”. Была объявлена акция “Тайный друг” [2]. Накануне во всех классах, а также среди педагогов и работников школы была проведена жеребьевка с целью определения “объекта”, которому следовало оказывать всяческие знаки внимания на следующий день. Самыми важными результатами этой игры мы считаем повышение общего позитивного эмоционального тонуса, развитие толерантности, доброты и взаимоподдержки. После уроков в актовом зале прошла увлекательная игра “Сто к одному” [1], которая была направлена на профилактику курения, формирование здорового образа жизни. Против сборной учащихся 10-11 классов выступила команда их классных руководителей. Это изменение, внесенное в оригинальный вариант игры, было введено с целью повышения уровня взаимоотношений между учителями и учащимися. Был вывешен “Забор” “Поделись с друзьями своими секретами здорового образа жизни”.

В четверг под девизом “Кто ищет, тот всегда найдет!” прошла общешкольная игра “Следопыт” [2]. Каждый класс утром получил бланк с 20 вопросами, которые касались здания школы, ее истории, педагогов и других работников школы. Ответы необходимо было сдать до 12 часов дня.

Темой “Забора” было объявлено - “Мысли вслух”.

Пятый день прошел под девизом “Все хорошо, что хорошо кончается!”. В фойе школы была организована галерея стенгазет “Лицо нашего класса”. Там же был вывешен коллаж “Лицо педагога школы”. Был оформлен стенд с сочинениями учащихся всех классов и учителей на тему “Как здорово быть счастливым!” (тема была объявлена в начале недели). Учащиеся делились своими мыслями, впечатлениями и воспоминаниями о счастье, что, несомненно, помогло педагогам и психологам лучше понять детей. После уроков все собрались в актовом зале на торжественное закрытие Недели психологии. Подготовленная электронная презентация помогла вспомнить еще раз все события “Недели”, самые яркие ее моменты, посмотреть интересные фотографии и видеоролики. Были подведены итоги всех конкурсов, игр, награждены победители и отмечены самые активные участники. В этот день было предложено оставить на “Заборе” свои мнения о Неделе психологии.

В субботу под девизом “А напоследок я скажу…” в школе прошло закрытие Недели психологии для родителей. В актовом зале родителям показали красочную презентацию, рассказывающую о том, как прошла Неделя психологии. Затем было проведено тренинговое занятие “Я тебя люблю”. Во время занятия родители пришли к выводу, что они очень редко, скупо и недостаточно понятно показывают свою любовь к детям. С помощью притч, игр и упражнений родители познакомились с различными способами проявления любви, понимания и уважения своих детей.

На закрытии Недели психологии было проведено небольшое анкетирование учащихся и учителей, с целью получения обратной связи о прошедших мероприятиях и пожеланий на будущее (рефлексия).

Библиография.

  1. Григорьева М, Топоркова Е.. "День отказа от курения" - Газета “Школьный психолог”, №1/2007.
  2. Неделя психологии в школе/ Т.Азарова, М.Битянова, Т.Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005. (Библиотечка первого сентября).
  3. Родионов В. "Скажи мне, кто" - Газета “Школьный психолог”, №22/2006.