Цель урока:
Обобщение знаний о правописании жи-ши, формирование умения правильно писать сочетания с шипящими. Совершенствование навыков письма.
I. Вступление - объявление темы урока
Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино, где будем повторять правописание гласных после шипящих.
Вот мы на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Ж и Ш и предложение содержащее эти буквы.
На доске картинка - буква “Ж, Ш” - вагоновожатая с флажком, и предложение.
Посмотрите на доску.
II. Каллиграфия
Дети записывают буквы и предложение.
Ж Ш Ж Ш Ж Ш и тд.
Лыжи, мыши и ужи,
С буквой И всегда пиши.
Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
III. Основная часть урока
Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте назовем всех, кто едет в Жишино.
На доске паровоз и изображения животных. Ученики проговаривают слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны.
МЫШИ
УЖИ
ЁЖИКИ
ЧИЖИ
ЖИРАФЫ
МОРЖИ
ЕРШИ
СТРИЖИ
Давайте запишем слова, проставим ударение, подчеркнем сочетания жи, ши.
Ученики записывают слова, проставляют ударения, подчеркивают сочетания жи, ши. Сравнивают слова в тетради и на доске.
Ребята, мы проезжаем станцию Жишино. Посмотрите в окно там - роща.
На доске написаны предложения, “фонариками” в них закрыты орфограммы. Вам необходимо списать предложения, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.
Пчела жужжит. Змея шипит.
А лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Взаимопроверка.
Сравнить написанное в тетради и на доске.
IV. Физкультминутка
А за окном станция -“Зарядкино”:
Стоит в лесу избушка (руки смыкают в домик)
А в ней живёт Петрушка (руки к носу, пальцы в стороны)
К нему идут зверушки (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Олени (изобразить рога)
Носороги (кулачки к носу)
Медведи из берлоги (переваливаясь изображать медведя)
Приходят друг за дружкой (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Косули и еноты (руки сгибают в локтях, опустив кисти)
Ежи (растопырив пальцы показать иголки)
И бегемоты (округляют руки перед собой)
Идут после охоты (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Малиновка, овсянка (машут руками, изображая крылья)
Живая обезьянка (изображают пляшущую обезьянку)
У всех одно и тоже (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Тихо садимся на места.
V. Закрепление
Открывается разворот доски, красочная аппликация: лесная полянка, пруд, заросший камышом.
Станция Чащино.
Ребята, мы приехали на станцию Чащино. В лесу есть волшебное озеро, где живут звери, птицы и рыбы, где растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило - правописание гласных после шипящих.
Дети рассказывают правило.
А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов, вспоминая правило, чтобы никто не ошибся.
Комментированное письмо:
ЕЖИ
МЫШИ
ЧИЖИ
КАМЫШИ
РЫЖИКИ
ШИПОВНИК
ЕРШИ
ЛАНДЫШИ
УЖИ
ЖИМОЛОСТЬ
На полянке появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов. Проверяем, как написали.
Подчеркните орфограммы (написание гласных после шипящих).
VI. Подведение итогов
Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание жи-ши, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд.
Рассмотрите их и запомните правило:
Жи, ши пишите с буквой И!