Правописание сочетаний ЖИ–ШИ

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Обобщение знаний о правописании жи-ши, формирование умения правильно писать сочетания с шипящими. Совершенствование навыков письма.

I. Вступление - объявление темы урока

Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино, где будем повторять правописание гласных после шипящих.

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Ж и Ш и предложение содержащее эти буквы.

На доске картинка - буква “Ж, Ш” - вагоновожатая с флажком, и предложение.

Посмотрите на доску.

II. Каллиграфия

Дети записывают буквы и предложение.

Ж Ш Ж Ш Ж Ш и тд.

Лыжи, мыши и ужи,
С буквой И всегда пиши.

Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

III. Основная часть урока

Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте назовем всех, кто едет в Жишино.

На доске паровоз и изображения животных. Ученики проговаривают слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны.

МЫШИ
УЖИ
ЁЖИКИ
ЧИЖИ
ЖИРАФЫ
МОРЖИ
ЕРШИ
СТРИЖИ

Давайте запишем слова, проставим ударение, подчеркнем сочетания жи, ши.

Ученики записывают слова, проставляют ударения, подчеркивают сочетания жи, ши. Сравнивают слова в тетради и на доске.

Ребята, мы проезжаем станцию Жишино. Посмотрите в окно там - роща.

На доске написаны предложения, “фонариками” в них закрыты орфограммы. Вам необходимо списать предложения, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.

Пчела жужжит. Змея шипит.
А лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.

Взаимопроверка.

Сравнить написанное в тетради и на доске.

IV. Физкультминутка

А за окном станция -“Зарядкино”:

Стоит в лесу избушка (руки смыкают в домик)
А в ней живёт Петрушка (руки к носу, пальцы в стороны)
К нему идут зверушки (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)

Олени (изобразить рога)
Носороги (кулачки к носу)
Медведи из берлоги (переваливаясь изображать медведя)
Приходят друг за дружкой (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)

Косули и еноты (руки сгибают в локтях, опустив кисти)
Ежи (растопырив пальцы показать иголки)
И бегемоты (округляют руки перед собой)
Идут после охоты (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)

Малиновка, овсянка (машут руками, изображая крылья)
Живая обезьянка (изображают пляшущую обезьянку)
У всех одно и тоже (шаг на месте)
Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)

Тихо садимся на места.

V. Закрепление

Открывается разворот доски, красочная аппликация: лесная полянка, пруд, заросший камышом.

Станция Чащино.

Ребята, мы приехали на станцию Чащино. В лесу есть волшебное озеро, где живут звери, птицы и рыбы, где растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило - правописание гласных после шипящих.

Дети рассказывают правило.

А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов, вспоминая правило, чтобы никто не ошибся.

Комментированное письмо:

ЕЖИ
МЫШИ
ЧИЖИ
КАМЫШИ
РЫЖИКИ
ШИПОВНИК
ЕРШИ
ЛАНДЫШИ
УЖИ
ЖИМОЛОСТЬ

На полянке появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов. Проверяем, как написали.

Подчеркните орфограммы (написание гласных после шипящих).

VI. Подведение итогов

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание жи-ши, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд.

Рассмотрите их и запомните правило:

Жи, ши пишите с буквой И!