Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
- Приказа МО РФ “ОБ утверждении базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования” от 09.03.2004 № 1312;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации Приказ МО РФ от 09.02.98. №322 “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002)
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ МО РФ № 393 от 11.02.2002)
- распоряжения правительства РФ от 29.10.2001 № 1756 “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.”
- санитарных правил 2.4.2.1178 – 02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях” от 25.11.2002г.) Постановление № 44 от 28.11.2002);
- санитарных правил и норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Госсанэпиднадзора России от 03.06.2003 г.;
- Закона Воронежской области “Об образовании” (№ 3-03 от 14.02.2005г.)
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области (приказ главного управления образования администрации Воронежской области от18.08.2004г. №547);
- приказов Комитета по образованию:
“Об утверждении программы по русскому языку” № 37 от 13.02.1997 г.;
“О реализации программы по русскому языку” № 90 от 22.04.1997 г.;
“Об утверждении регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Воронежской области” № 155 от 06.04.2005 г.;
“О введении допризывной подготовки юношей в общеобразовательных учреждениях Воронежской области” (№661/46 от 11.07.95г.);
- устава образовательного учреждения МОУ “Бродовская средняя общеобразовательная школа”.
Введение данного учебного плана предполагает:
- Повышение качества образования учащихся;
- Удовлетворение образовательных задач учащихся и их родителей;
- Создание учащимся условий для развития и самоопределения.
- Гуманизация и гуманитаризация всего образовательного процесса.
- Сохранение здоровья.
- Целенаправленное формирование нового творческого мышления.
- Формирование гражданственности и патриотизма, усвоение прав и свобод человека.
- Раскрытие творческого потенциала учеников.
- Развитие духовной культуры и нравственности.
Цель: модернизация учебного плана на основе введения в его школьный компонент предметов общеразвивающего, предпрофильного, профильного и укрепляющего здоровье характера с целью формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ на 2007-2008 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебный план 1-4 классов разработан на основе Базисного учебного плана. В соответствии с санитарными нормами в 1-м классе – пятидневная учебная неделя, во 2-4 классах – шестидневная неделя. Продолжительность учебного года в 1-м кл. – 33, во 2-4 кл. – 34 недели.
На I ступени все работают по программе 1-4.
Базовый компонент представлен следующими образовательными областями:
- Филология (русский язык, чтение, иностранный язык).
Учебный план в данной области соответствует БУП с сохранением в необходимом объеме содержания.
Образовательная область “Филология” предполагает: речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие; формирование основных видов речевой деятельности; умение читать, писать, слушать, говорить; воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей.
Как самостоятельный предмет введен иностранный язык (немецкий – со 2 кл., 2 часа в неделю). Введение направлено на обеспечение его усвоения к 9-му классу на функциональном уровне и на более раннее развитие коммуникативных способностей.
- Математика.
Общее количество часов на изучение математики соответствует рекомендованному. Образовательная область “Математика” предполагает: формирование умений производить все арифметические действия в области натуральных чисел; формирование приемов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, классификации, абстрагирования и обобщения; Формирование качества мышления, необходимого для ориентации простейших закономерностей окружающей деятельности.
- Естествознание (окружающий мир).
Образовательная область представлена предметом “Окружающий мир”, который интегрируется с ОБЖ, в его содержание дополнительно введены модули и разделы социально-гуманитарной направленности. Этот курс является пропедевтическим для последующего обучения в основном звене биологии, физики, химии, географии. На уроках по ознакомлению с окружающим миром решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширение их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирование общих и интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребенка материале, обогащение словаря и развитие связной монологической речи. Количество часов соответствует рекомендованному.
- Обществознание (история).
Введен как пропедевтический курс начального исторического образования – введение в историю.
- Искусство (изобразительное искусство, музыка).
Представленное количество часов соответствует БУПу. Данная область предполагает: воспитание интереса к искусству; развитие творческих способностей и изобразительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства; обучение основам художественной грамотности; формирование практических навыков художественной работы.
- Технология (технический труд, обслуживающий труд).
Количество часов соответствует рекомендованному.
- Физическое воспитание (физическая культура).
Количество часов соответствует рекомендованному.
Региональный компонент представлен следующими предметами:
- Культура общения (0,5 ч. в неделю, 1-4 кл.)
Предмет призван формировать у детей навыки устной речи и коммуникативной деятельности.
- Уроки здоровья (валеология), 1 час в неделю в 1-4 кл.
Этот предмет введен с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, формированию навыков соблюдения санитарно-гигиенических норм и укрепления здоровья.
Школьный компонент представлен следующими предметами:
- Изобразительное искусство (с 1 по 4 кл., по 1-му часу в неделю)
Целью введения данного предмета является развитие художественно-эстетического вкуса.
- Информатика (2-4 кл, по 1-му часу в неделю).
Изучение этого предмета направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
На II ступени обучения школа ставит своей целью заложить фундамент общей образовательной подготовки, необходимой для прохождения обучения на III ступени и выбора подготовки с учетом собственных способностей и возможностей, введения в 9-х классах предпрофильной подготовки.
По своей структуре учебный план для учащихся 5-9 классов соответствует БУП с сохранением в необходимом объеме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового уровня обучения. Кроме того, учтена специфика предпрофильного обучения в 9-м классе.
Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю. Инвариативная часть учебного плана школы полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Он обеспечивается рекомендуемыми федеральным и региональным БУП образовательными областями: “Филология”, “Математика”, “Обществознание”, “Естествознание”, “Искусство”, “Технология”, “Физическая культура”, а также соответствующим набором учебных предметов. Вариативная часть учебного плана дополняет обеспечиваемое предметами инвариативной части содержание.
- Образовательная область “Филология” представлена следующими предметами: русский язык, литература, иностранный язык, культура общения. Изучение русского языка и литературы в 5-9 классах строится с учетом направленности на формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся. Общее число часов на изучение соответствует рекомендованному БУП.
На предпрофильную подготовку в 9-м классе отводится по 0,5 ч. на курс “Тайны текста” и “Книга в современном мире”.
В 5-9 классах введен предмет “Культура общения”, предусмотренный региональным учебным планом (0,5 ч.).
Общее число часов на изучение иностранного языка (немецкого) соответствует рекомендованному. Но в 8 кл. введен 1 час английского языка из школьного компонента, т.к. в данном классе обучаются дети, прибывшие из других школ, где его изучали.
- Образовательная область “Математика” представлена предметами “Математика” и “Информатика”. Количество часов по математике соответствует рекомендованному БУП. Часы информатики в 5-7 классах введены за счет школьного компонента; в 8-9 классах количество часов соответствует БУП.
В рамках предпрофильной подготовки введен курс “Делопроизводство. Офисные технологии”(0,5 ч.).
- Образовательная область “Обществознание” представлена следующими предметами: история, обществознание, география, экономика, право.
Количество часов, выделенных на изучение истории, соответствует нормам БУП.
Учебный предмет “Обществознание” является интегрированным и построен по модульному принципу, включает разделы “Экономика” и “Право”.. Количество часов, отводимых на изучение обществознания, соответствует рекомендованному, но дополнительно в 5-м классе за счет школьного компонента введен 1 час обществознания, которое является пропедевтическим курсом и направлен на гуманизацию образования.
- Образовательная область “Искусство” включает предметы: музыка (5-7 кл., по 1 часу), ИЗО (5-7 кл., по 2 часа). Количество часов, отводимых на предмет ИЗО, увеличено на 1 час в 5-7 классах за счет школьного компонента с целью развития мелкой моторики рук и художественно-эстетического вкуса..
- Образовательная область “Технология” соответствует общему подходу, реализуемому учебным планом. В эту область входят предметы: технология и черчение.
- Образовательную область “Естествознание” в учебном плане школы составляют предметы “Биология”, “Физика”, “Химия”. Количество часов по этим предметам соответствует рекомендованному.
В 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки введены по 0,5 ч. на курсы “Интерьерный фитодизайн”, “Ландшафтный фитодизайн”, “Электрорадиотехнологии”.
Образовательная область “Физическая культура” состоит из двух образовательных компонентов: физкультура и ОБЖ. Объем часов по физкультуре соответствует рекомендованному. В целом количество часов, отводимых на изучение ОБЖ, соответствует рекомендованному. Но часы регионального компонента по ОБЖ дополнены за счет школьного компонента по 0,5 часа в 5-7 классах.
Среднее (полное) общее образование
Программы среднего (полного) общего образования реализуются на основе сетевого взаимодействия базовой школы и школ-спутников.
Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет 2 года.
Рекомендуется установить режим работы по 6-дневной учебной неделе.
Предельно допустимая недельная нагрузка составляет 36 часов.
На старшей ступени базовая составляющая каждого профиля реализуется каждым образовательным учреждением, входящим в школьный округ, самостоятельно с учетом перечня базовых предметов для выбранного профиля.
Профильная составляющая и соответствующие элективные курсы реализуются в классах заданного профиля в школе.
МОУ Бродовская средняя общеобразовательная школа
Информационно-технологический профиль:
- на изучение базовых предметов отводится в 10-11
классах по 16часов,
- на изучение профильных предметов – 14 часов:
математика – 6 часов
10а | Профильная. Авторы: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендована Министерством просвещения РФ |
1. Алгебра и начала анализа: Учебник для
10-11 классов / А.Н. Колмогоров и др. – М.:
Просвещение, 2000. 2. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. / Саакян С.М., Гольцман А.М.. – М.: Просвещение, 1997. |
10а | Профильная. Авторы: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендована Министерством просвещения РФ |
1. Погорелов А.В. Учебник по геометрии для 7-11 классов. |
информатика и ИТК – 4 часа
10а | Профильная модернизированная. Авторы: Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Г. Хлебостроев ВОИПКРО 2006 |
1. Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. 10-11.
Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003; 2.Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003. |
физика – 4 часа
10а | Профильная. Автор: Г. Я Мякишев. Программа рекомендована МО РФ |
Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 12-е издание М.: Просвещение, 2004. |
- региональный компонент – 1 час (ОБЖ);
- компонент учебного заведения – 5 часов, из
которых 3 часа отводится на элективные курсы.
Химико-биологический профиль:
- на изучение базовых предметов отводится в 10-11
классах по 19часов,
- на изучение профильных предметов – 12 часов:
химия –4 часа
10б | Профильная. Авторы: Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н, Гара, А. Ю. Жегин. Программа рекомендована министерством образования РФ |
1. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Левкина А. Н. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Вентана-Граф, 2006.- 240 с. |
информатика и ИТК – 4 часа
10б | Профильная
модернизированная. Авторы: Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Г. Хлебостроев ВОИПКРО 2006 |
1. Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. 10-11.
Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003; 2.Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003. |
биология – 4 часа
10б | Профильная Авторы: И.Н. Пономарева. Рекомендована министерством образования РФ |
1. Общая биология: Учебник для
учащихся 10 класса общеобразовательных
учреждений / / Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Лощилина Т.Е. 2. Общая биология. Рабочая тетрадь 10-11 класс / Н.Ф. Бодрова 2. Биология: Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2001. 3. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 4. Большой справочник по биологии. – М.: Дрофа, 1999. 5. Биология: Школьный курс. Учебное универсальное пособие /А. Скворцов, А. Никитов и др. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 6. Общая биология Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / О.А. Рувинский и др. – М.: Просвещение, 2002. |
- региональный компонент – 1 час (ОБЖ);
- компонент учебного заведения – 4 часа, из
которых 3 часа отводится на элективные курсы.
Естественнонаучный профиль:
- на изучение базовых предметов отводится в 10-11
классах по 17часов
- на изучение профильных предметов – 13 часов
физика – 3 часа
11 | Модернизированная. Автор Г. Я Мякишев. Программа рекомендована министерством образования РФ | Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 12-е издание М.: Просвещение, 2004. |
информатика и ИКТ – 3 часа
11 | Профильная модернизированная. Авторы: Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Г. Хлебостроев ВОИПКРО 2006 |
1. Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. 10-11.
Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003; 2.Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003. |
химия – 3 часа
11 | Профильная. Авторы: Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н, Гара, А. Ю. Жегин. Программа рекомендована министерством образования РФ |
1. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Левкина А. Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Вентана-Граф, 2006.- 240 с. |
биология –4 часа
11 | Профильная модернизированная. Авторы: И.Н. Пономарева. Рекомендована министерством образования РФ |
1. Общая биология: Учебник для
учащихся 10 класса общеобразовательных
учреждений / / Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Лощилина Т.Е. 2. Общая биология. Рабочая тетрадь 10-11 класс / Н.Ф. Бодрова 3 Биология: Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2001. 4. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 5. Большой справочник по биологии. – М.: Дрофа, 1999. 6. Биология: Школьный курс. Учебное универсальное пособие /А. Скворцов, А. Никитов и др. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 7. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / О.А. Рувинский и др. – М.: Просвещение, 2002. |
- региональный компонент – 1 час (ОБЖ);
- компонент учебного заведения -5 часов, из
которых 3 часа отводится на элективные курсы.
Сетка часов учебного плана представлена в Приложении 1.