Средства: презентация, проектор, ноутбуки, раздаточный материал (брошюры);
План доклада: (доклад в сопровождении презентации)
- Введение.
- Основные требования к проекту.
- Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
- Алгоритм создания проекта.
- Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
- Требования к оформлению проекта.
1) Введение…
Проект (от латинского) – брошенный вперед.
Проект – это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
- Образовательные;
- Социальные;
- Экологические;
- Научно-технические;
- Технологические;
- Экономические;
- Космические;
- Оборонные;
- Строительные.
В основе проекта лежит модель, которая может быть представлена в виде:
- Словесного описания (вербальная модель);
- Графического изображения (чертежей, схем);
- Изложения расчетов (числовых показателей, цифр, формул и т.д.);
- Комбинированный вариант с использованием первых трех.
Ключевые измерения проектов
Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности:
- готовность руководства к участию в проектной деятельности;
- желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности;
- наличие стратегии инновационной деятельности;
2) Основные требования к проекту:
1. Ограниченность (по времени, целям, задачам и результатам)
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. 0бъективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность авторов и членов команды - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение членами команды технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
3) Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
Процесс реализации проекта.
Этапы жизненного цикла проекта.
4) Алгоритм создания проекта:
1. Тема проекта. Идея.
Формулировка идеи. Где? Как? Что сделать?
2. Постановка проблемы.
Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем). Определить причины существования данной проблемы. Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). Почему возникла необходимость в выполнении проекта? Почему решение данной проблемы приоритетная задача? Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
3. Цель.
Желаемый результат деятельности.
4. Задачи.
Задачи – конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели, в соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
5. Методы исследования.
Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов.
6. Ресурсы.
Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.). Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств.
7. Составление плана работы.
Что сделать? когда? кто отвечает?
8. Составление рабочего графика.
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы.
9. Определение обязанностей.
Продумать обязанности, необходимые для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
10. Оценка проекта.
Определить основные критерии, подлежащие оценке. Перечень показателей и способов оценки.
5) Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
Причины:
- Отсутствие четко поставленных целей проекта;
- Недостаточный учет влияния внешней среды;
- Отсутствие эффективной системы управления проектом;
- Недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (политическим, экономическим, социальным, педагогическим и др.)
Типичные ошибки:
- Провозглашение идеи без дальнейших усилий по ее реализации;
- Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования проекта.
- Переоценка своих сил и возможностей организации;
- Отсутствие информации о реализованных проектах.
6) Требования к оформлению проекта.
- Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
- Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе, принадлежность учреждению и организации, год и место составления.
- Если проект больше 5 страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.
- Если в проекте использованы цитаты, то есть сноски на источники, если авторы использовали литературу - в конце приложен список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.
- Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы были бы разделены на смысловые абзацы.
- Если не требует организатор конкурса или организация, куда вы подаете программу - не нужно прилагать фотографии или приложения (сценарии, анкеты, социальные опросы, отзывы, др.), если это требуется - приложения аккуратно оформляются в формате А4 и нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.
- Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положения аннотации к конкурсу).
- Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте – диск. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.
- Ясно излагается только до конца понятая мысль. В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных слов.
- Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, читабельно не более 10 страниц текста – описания проекта. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.
- Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кому мы готовим текст.
- Аннотация проекта (как правило, она необходима) характеризует ваш проект с максимальной четкостью, содержит не более 200-230 слов (1 страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В ней есть краткая информация о заявителе, описание проблемы, цели и предполагаемый результат, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат. Аннотация, написанная интересно, привлекает внимание экспертов, потенциальных партнеров, так как некоторые из них будут читать только аннотацию, поэтому качественное ее написание - залог успешного рассмотрения проекта, повышение вероятности его высокой оценки и финансирования.
- Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.)
- Заявки, официальные письма и пр. прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).
Список используемой литературы:
- В.М. Лизинский. Практическое воспитание в школе. Часть 1./ М.:Центр “Педагогический поиск”, 2002
- В.М. Лизинский. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. Часть 2./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004
- Пособие для проведения занятия “Социальное проектирование” / Кондратьева О.Г. – Байкальск, 2005.
- Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 1. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
- Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 2. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
- Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 3. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
- Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 4. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
- Тренинг-центр “Голубка”: http://golubka.org/
- Управление проетом / Фил Бэгьюли. – Пер. с англ. В. Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Приложение здесь.