Цели:
- Отрабатывать все изученные приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток; умение решать задачи.
- Развивать вычислительные навыки, интеллект, творческие способности учащихся;
- Воспитывать активную личность, доброжелательность, умение прислушиваться к мнению других.
Оборудование: Модель “цветика – семицветика”, индивидуальные карточки “Лучший счётчик”, пособие “Танграм”, распечатки для индивидуальной работы, лабиринт чисел, выражения на магнитных цветочках.
Ход урока:
I. Орг. момент:
Учитель:
Звенит звонок, звенит звонок,
Детей сзывает на урок.
Ученики:
Мы будем учиться сегодня на “5”.
Нам всё интересно,
Хотим много знать.
Учитель:
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь!
И мысленно пожелайте
Здоровья и успехов.
- Ребята, последнее время мы с вами познакомились со многими произведениями наших отечественных авторов. Вот и сегодня мы с вами отправимся на уроке математики… . А вот куда? – вы отгадаете как только прослушаете отрывок из произведения.
“… Пожалела старушка Женю, привела её в садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки.” (ответы детей)
- Конечно, это произведение Валентина Катаева “Цветик – семицветик”.
(раскрывается доска и на ней прикреплена модель цветика - семицветика. С каждым желанием один лепесток будет отрываться.
- Ребята, сегодня я пришла на урок со своим цветиком – семицветиком, с волшебным цветочком. И на протяжении всего урока у нас с вами будут исполняться желания. И тем временем волшебный цветок нам поможет закрепить таблицу сложения в пределах второго десятка.
II. Мозговая гимнастика:
“Шапочка для размышлений”
“Симметричные фигуры”
III. Устный счёт:
Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Хочу чтобы наши дети
Были самыми сообразительными.
1. – Я задаю вам вопрос, а вы ответ показываете на веере:
-Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре
килограмма. Сколько будет весить гусь, когда
встанет на одну ногу? (4)
-На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел
один стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3)
-У одного мужчины спросили, сколько у него детей.
Он ответил: у меня четыре сына и у каждого из них
есть родная сестра. Сколько же детей у него было? (5)
-Семь воробьишек спустились на грядки.
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке? (0)
(на доске с каждым проверенным ответом прикрепляются таблички 4, 3, 5, 0.)
2. - А теперь в тетрадях при помощи этих чисел составьте всевозможные двузначные числа. (следует проверка)
- Далее каждое число уменьшите на 2. (следует проверка)
43, 34, 53, 35, 54, 45, 40, 30, 50.
41, 32, 51, 33, 52, 43, 38, 28, 48.
3. Игра на внимание: - Я показываю вам, ребята, карточку с числом, а вы постарайтесь эти числа запомнить и занести к себе в тетрадь. 73, 1, 63, 2, 53, 3. (карточки демонстрируются очень быстро)
- Записали, а теперь установите закономерность и продолжите ряд чисел.
Итог: - Молодцы, ребята, теперь мы с вами стали ещё сообразительнее. Волшебный цветок нам помог.
IV. Закрепление изученного:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Хочу чтобы ребята
Стали ещё умнее чем прежде.
1. – Посмотрите, на доске записан столбик примеров. Разделите эти выражения на 2 группы, на 2 столбика по определённому признаку:
8 + 7 =
43 – 3 =
5 + 6 =
12 – 10 =
6 + 9 =
30 – 20 =
(Учащиеся разбили выражения по принципу суммы и вычитания.)
8 + 7 = | 43 – 3 = |
5 + 6 = | 12 – 10 = |
6 + 9 = | 30 – 20 = |
- Давайте посмотрим на первый столбик и решим задачу:
Задача: Эти примеры решали Ира, Толя и Ваня. Можно ли сказать кто из ребят какой пример решал? (нет) А если я скажу, что Ира решила выражение с отличительным ответом от других выражений? (5 + 6 = 11) – Как вы нашли? (решили)
- А Толя решил выражение в котором второе слагаемое самое большое.
(6 + 9 = 15)
- Значит Ваня решил пример? ( 8 + 7 = 15 )
2. –Ребята, а кто из вас ещё затрудняются в сложении чисел в пределах второго десятка? А когда мы встречаемся с трудностями кого тогда зовём на помощь? (конечно друга) —> (работа в парах)
- Перед вами карточка, поработайте в парах. Вставьте пропущенные числа:
5 + 7 = ...
... + 8 = 16
9 + ... = 14
7 + 8 = ...
... + 9 = 11
... + 3 = 12
(в это время два ученика в паре это задание выполняют у доски)
—> проверка.
3. а) Гимнастика для глаз: (пока ребята работали в парах самостоятельно, а учитель незаметно на край доски прикрепил бабочку)
- Ребята, вы ничего не заметили? (прилетела бабочка)
(учитель прикрепляет бабочку на конец указки и предлагает детям глазами следить за бабочкой, а сам в воздухе вращает различные движения в воздухе.)
Прилетела бабочка, села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
б) Физминутка “Бабочка”.
4. – Молодцы, ребята, мы с вами стали ещё умнее.
Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Мечтаю чтобы ученики были самостоятельными.
- Ребята, сейчас мы поработаем с учебником. А вот на какой странице вы сами узнаете и мне скажите. Для этого вам необходимо пройтись по лабиринту. (на карточке записаны разбросанные числа двузначные в пределах 100, чисел не более 10, их нужно соединить по возрастающей)
- От какого числа вы начнёте свой путь? (15)
- Почему? (самое наименьшее)
- К какому числу вы пришли, пройдя по лабиринту? (41)
- Значит откройте учебник на странице 41 и найдите
задачу под №27.
V. Работа над задачей:
- Прочтите задачу.
- Давайте будем рассуждать… - Мне известно…
- Надо узнать … и т.д.
- Самостоятельно изобразите схему к этой задаче.(проверка
у доски)
- Самостоятельно запишите решение к этой задаче. (проверка
у доски)
- !!! – Подумайте, что нужно изменить в условии
задачи, чтобы задача решалась вычитанием?
VI. Отработка изученного:
1.
Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Мечтаю, чтобы ученики мои были смышлеными.
- Поработаем с карточками “Лучший счётчик” (Приложение №1 в методическом пособии для учителя к учебникам 2 класса, автора Морро)
*строчка “Г” ( называют только ответы)
*назовите выражение и его ответ: Ж1, Л2, О3, Р6, Ж3, Г5.
* - Назовите выражение со значением 13 во 2
столбике.
12 в строчке “Г”.
Индивидуальная работа:(у доски 2 человека)- Вам нужно расставить цветы в нужные вазы.
После коллективной работы с карточкой “Лучший счётчик”, проверяем работу ребят у доски: если верно цветок поставлен, то палец большой показываем вверх, а если вы не согласны, то палец опускаем вниз.
2. – Какие ребята у нас молодцы!
Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращаясь, сделай круг.
Хотела бы видеть ребят нашего класса
Дружными между собой.
- Ребята, разбейтесь по группам. (каждый ученик знает свою группу) и все вместе дружно подумайте над логической задачей.
“В бабушкином саду растут 4 дерева: сосна, берёза, тополь, ель. Какое дерево самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже тополя, а ель выше сосны, а сосна выше тополя?”
(каждая команда своё решение на листочке вывешивает на доску) ……… проверка.
3. Резерв: “Танграм” - собрать фигурку “Собачка”
VII. Итог урока:
1. –Вы знаете, ребята, как мне было сегодня приятно смотреть на самостоятельных, умных, сообразительных, дружных учеников. Значит помог нам волшебный цветик – семицветик.
Вот и подходит к концу наш урок. Подведите итог нашей сегодняшней работе.(ответы детей)
2. Но у нас остался ещё один лепесток у цветика – семицветика. Давайте закроем глаза и каждый из вас загадает самое заветное своё желание. (в это время звучит лёгкая музыка)………
………… (ответы детей)
- Все ваши желания мы объединим в одно и назовём его так:”Мы желаем счастья всем людям на Земле!” (звучит запись песни “Мы желаем счастья Вам!”