ЦЕЛИ:
- Углубление знаний об имени существительном как части речи.
- Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
- Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
- Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
- А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?
(Интересным, загадочным, с хитростями и
трудностями)
- А вы поможете мне провести такой урок?
(Да, поможем)
- Что самое главное мы должны делать на уроке?
(Думать, анализировать, обобщать, наблюдать,
догадываться)
II. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2 из приложения).
- Сегодня у нас урок – путешествие в город Имени Существительного.
Путеводителем для нас станет карта города Существительного
III. Работа по теме урока.
– На чем же мы отправимся в наше путешествие? Сейчас мы попробуем отгадать.
1) Игра “Светофор” (да – зелёный, нет – красный) (Слайд № 3,открываем по буквам)
- Имя существительное обозначает признак
предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто?
Что? (Да)
- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
- У него 5 склонений? (Нет)
- 6 падежей? (Да)
- Имя существительное бывает собственное и
несобственное. (Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и
неодушевленное. (Да)
- В предложении имя существительное может быть
только второстепенным членом. (Нет)
- На чем мы отправимся в путешествие? (Троллейбус)
- Запишите в тетрадь слово, поставьте ударение,
подчеркните безударные гласные.
- Что вы скажете о слове троллейбус? (Существительное,
неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч.)
2) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные. (Слайд № 4)
Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Существительным зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принес?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!
- Выпишите имена существительные. Сколько существительных выписали?
Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (Слайд № 5)
3) Улицы собственных и нарицательных. (Слайд № 6)
- Поехали. Первая остановка на улицах
Собственных и Нарицательных.
- На какой улице живут существительные, которые
мы записали? (Нарицательных)
- Какие из этих слов можно поселить на улицу
Собственных?
- К нарицательному существительному ГОРОД
подберите имена собственные, отгадав ребусы. (Д.
– Воронеж, М. – Тула)
- Назовите особенность написания имен
собственных?
(Всегда с большой буквы независимо от места положения)
ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.
- Какой это признак существительного? (постоянный).
4) Побываем еще на двух улицах города. (Слайд № 7)
Существительного: Одушевленные и Неодушевленные.
Назовите одушевленные существительные (народ)
- На какие вопросы отвечают одушевленные существительные? Неодушевленные?
5) - Посмотрите на фотографии. (Слайд № 8)
Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные?
- Какой это признак существительного? (постоянный).
ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевленные, либо неодушевленные.
6) Отправляемся на площади м.р, ж.р, ср.р. (Слайд № 9)
- Как определить род существительного?
ж.р. | м.р. | ср.р. |
она, моя | он, мой | оно, моё, |
-а, -я, _ | -а, -я, _ | -о, -е |
- Определите род сущ., которые мы записали.
Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.
- Как определить род существительного? (По
окончанию и вспомогательным словам).
- Какой это признак существительного? (Постоянный)
7) Теперь отправляемся в парки склонений. (Слайд № 10)
Почему улицы так пересечены?
(к 1 склонению относятся существительные ж. р.
И м.р. с окончаниями а, я)
(ко 2 склонению относятся существительные м.р. с
нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е)
(к 3 склонению относятся существительные ж.р. с
нулевым окончанием).
Физкультминутка
Мы идем, мы идем,
По дорожке мы идем,
Мы идем, мы идем,
Звонко песенку поём:
Ля – ля – ля!
Через сугробы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем,
Смело песенку поём:
Тра – та – та!
А теперь на лыжи встали,
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим: ух!
- Назовите имена существительные по фотографии. (Слайд № 11)
1 группа найдите ошибки. (Слайд № 12)
2 группа определяем склонения. Приготовьте сигнальные карточки 1, 2, 3(по склонениям) Семья, дом, солнце, мебель, дружба, кровать, облачко, лес, песня, закат, ночь, дерево, мама, тень, горизонт, месяц, конь, лошадь, лошадка.
- Как определить склонение? – Какой это признак существительного? (постоянный)
8) Следующая остановка “Падежный проспект”
Дети рассказывают стихи:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать СС со словом мох: 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. (Слайд № 13)
Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово)
- Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж.
СС сделал из мха, Р.п. – скатал из мха, – укрывался мхом, Т.п. – питался мхом, П.п. – жил во мхе, Д.п. – говорил мху Сайд № 15
- Прочитайте СС. – Докажите, что жил во мхе П.п.,
скатал из мха – Р.п.
- Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
- Каким признаком является изменение по падежам? (непостоянным).
Интересно, а почему в русском языке падежей 6, а не 2, 4 или 5?
Сообщение. Количество падежей связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Именно 6 падежей прекрасно позволяют передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, что в литературном русском языке самые употребительные И.п., Р.п. и В.п. В разговорной речи половина слов И.п., В.п. и Р.п. В деловой речи третья часть – Р.п. и И.п.
Вывод: Во всех стилях речи самыми частотными являются И.п., Р.п. и В.п.
Обратим на них особое внимание.
9) Подъезжаем к последней остановке Реки мн.ч. и ед.ч. (Слайд № 16)
- Как различить имена существительные этих рек?
- Могут ли существительные переплывать из одной
речки в другую?
- Образуйте от существительных, которые мы
записали, формы ед.ч. и мн.ч. (в паре)
- Изменение по числам какой это признак? (Непостоянный)
- Но есть существительные, которые имеют только
мн.ч. или ед.ч. (ножницы, сани, листва, погода)
10) Вывод:
- Почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет?
К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки имен существительных, а чуть в стороне улицы и реки, называющие непостоянные признаки.
- Назовите постоянные признаки. Непостоянные признаки.
11) Задание. Определить, какую синтаксическую роль играет слово (речка) в приведенных предложениях. (Слайд № 17) 2 ученика у доски.
Около деревни протекает тихая речка.
На берегах речки растут березки, ива, ольха. (Проверка на доске)
12) Давайте проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски
I вариант
Около деревни3 – сущ.
- Н.ф. – деревня,
- нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
- Р.п., ед.ч.
- Вт. член
II вариант
(на берегах) речки3 – сущ.
- Н.ф. – речка,
- нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
- Р.п., ед.ч.
- Вт. член
- Проверим ваши знания.
12) Тест.
1.
- Имя существительное обозначает предмет.
- Имя существительное обозначает признак предмета.
- Имя существительное обозначает действие предмета.
2.
- Имя существительное изменяется по родам.
- Имя существительное не изменяется по родам.
3.
- Падеж имени существительного – это постоянный признак.
- Падеж имени существительного – это не постоянный признак.
4.
- Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
- Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.
5.
- К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
- К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е
Поменяйте карточками с соседом. Проверьте. (Слайд № 18)
1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.
- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!
Я думаю, что Вы сами сможете провести экскурсию по городу Имя существительное.
IV. Итог урока:
- Признаки, о которых мы говорили, (постоянные
и непостоянные), называются МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ. Слайд № 19.
-Дедушка имя Существительное дарит Вам очень
хорошие слова, а вы запомните их. (Вера, надежда,
доброта, человек) Слайд № 20.
Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!
V. Домашнее задание.