Тип урока: Урок - открытия новых знаний.
Цель:
- Создать у учащихся первичное представление о понятии “эмоции”, их видах, особенностях и правилах проявления.
- Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции.
- Воспитывать толерантность (терпимость к чужим мнениям, поведению)
Оборудование и методическое обеспечение:
- Парты стоят полукругом;
- Магнитная доска;
- Экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
- Фотографии детей в разном эмоциональном состоянии: Рис.1, Рис.2, Рис.3;
- Карточки с новыми понятиями;
- Презентация Power Point;
- Индивидуально-раздаточные листы на каждого учащегося;
- Цветные карандаши;
- Учебники “Человек и человечество” Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова, С.С. Кузнецова, С.В.Тырин, издательство Москва “Баласс”, 2004 год издания
- Рабочая тетрадь: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова, С.С. Кузнецова, издательство Москва “Баласс”, 2004 год издания.
ХОД УРОКА
Этап урока (пед. техники) |
Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Примечания |
1. Оргмомент | 3-5мин
|
Ребята, встали, замерли, посмотрели друг на друга, улыбнулись и глазами пожелали друг другу всего самого наилучшего. |
|
|
Вход в урок Удивляй! |
|
|
Краткие сообщения уч-ся об особенностях личности человека, начиная с фразы “Знаете ли вы, что...” |
|
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | 10 мин | Однажды к нашим героям учебника Анюте и Илюше в дом пришли знакомые с пятимесячным малышом. Весь вечер малыш был в центре внимания. Даже после ухода гостей разговор о нем продолжался. |
|
|
Театрализация ситуации.
|
|
Сценка. Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось. Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал? Аня. Ну, улыбается - значит радуется. |
Слайд 1 (демонстрация
|
|
Постановка проблемы. | Вам не кажется странным, что Анюта
узнала, какие переживания испытывает
пятимесячный малыш? Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки. На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо. Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? |
Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица. | ||
3. Открытие нового. Вживись в образ “Мордашки” |
10 мин | Представьте, ребята, что к нам сейчас в
класс придет клоун из цирка. Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? |
Рисуют “мордашки” с выражением разных
эмоций
Ученики могут предположить, что это выражение лица, голос, движения. |
Приложение 1
|
Открытие нового (продолжение) Вживись в образ “Мордашки”
|
|
Демонстрация на доске карточек с
понятиями и опорными словами. выражение
лица - мимика Мы видим такие разные лица на доске. Что они означают? Когда у вас бывает такое выражение лица? |
Высказывают предположения 3-4 чел. |
Прикрепить новые понятия на магнитную
доску
(демонстрация |
Вывод учителя.
|
|
Может это наше состояние в данный
момент, может отношение к разным событиям и
людям. Эти переживания называются эмоциями. Эмоции - проявление наших переживаний, отношений к людям и их поступкам, событиям и явлениям природы и окружающего мира. |
|
Демонстрация карточки с новым
понятием
|
|
|
Как вы думаете, какова тема нашего
урока? Подпишите, какие эмоции переживают “мордашки”. |
Высказывают предположения 3-4 чел.
|
Приложение 1
(проверка) |
4. Расширение знаний.
|
10 мин
|
Откройте учебники на с. 10, прочитайте
название темы, какое слово вас удивило? Какое отношение к нашей теме имеют краски? Рассмотрите картину перед текстом. Какая часть картины у вас вызвала более яркие эмоции? Почему? Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. На обратной стороне листа нарисована палитра, представьте, что цвета радуги - это ваши эмоции. Подумайте и соотнесите цвета радуги с различными эмоциями. |
Разукрашивают палитру и соотносят каждый цвет с определенной эмоцией. |
Слайд 4 (демонстрация |
4.1. Палитра эмоций.
|
|
Сравните свои палитры друг с другом и
моей палитрой. Что вы заметили? Почему у каждого из вас один и тот же цвет вызывает разные эмоции? Выскажите свои предположения и догадки. Найдите подтверждение своей догадке в учебнике. |
Высказывают предположения 3-4 чел. (у каждого человека есть любимые и нелюбимые цвета) Зачитывают вывод. |
Слайд 5 (демонстрация 2- 3 мин, закрыть объектив проектора)
|
Динамическая пауза.
|
2 мин
|
Я выбираю игрока, которому даю карточку с названием эмоции. Задача игрока показать при помощи мимики и жестов эмоцию, а вы должны угадать ее и назвать. |
|
Приложение 3
|
4.2. Положительные и отрицательные
эмоции.
|
|
Расположите эмоции по силе проявления,
подберите к каждой эмоции противоположную
эмоцию.
|
Выполняют по парам задание в тетради. Взаимопроверка, обсуждение.
|
Слайд 6 (демонстрация Работа в тетради |
5. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия |
5 мин | Чтобы вы хотели пожелать своим близким,
родным, друзьям, себе и гостям? Тест “Мордашки”. Мое отношение к уроку. Мое отношение к себе на уроке. |
Высказывание пожеланий. | Приложение 2.2
|
Обобщение учителя.
|
Эмоции это не только переживание
происходящего, но и наши чувства, которые
помогают нам справится с различными сложными
ситуациями. Положительные эмоции полезны для
здоровья. Чаще улыбайтесь. И улыбка, без
сомненья, |
Слайд 7
|
||
6. Домашнее задание. | Среди фото семьи выбери те, на которых
ярко выражено эмоциональное состояние человека. Назови эмоции. Поделись впечатлениями с родственниками. Все ли согласятся с вашим мнением. Предложи родным составить палитру эмоций, сравни ее со своей. Сделай вывод. |
Слайд 7
|