Интегрированный урок (окружающий мир + математика) по теме "Вода и ее свойства. Решение простых и составных задач"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся со свойствами воды.

Задачи:

  • Акцентировать внимание на проблеме загрязнения и возможных способах бережного отношения к воде и её охране.
  • Прививать любовь к родному краю.
  • Развивать экологическое мышление, умение применять знания в непривычной ситуации.
  • Совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Воспитывать познавательные интересы и интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать с учителем и друг с другом.

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, лоточки с лабораторной посудой для каждого ученика, полоски цветной бумаги, лед, глобус, магнитофон.

Ход урока.

I этап Приветствие. Постановка цели урока.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока “Вода и её свойства”

Сегодня на уроке мы поговорим о воде, о её значении для растений, животных и человека. Узнаем о свойствах воды. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Решим несколько природоведческих задач.

Проявив внимание, смекалку, вы сможете показать свои знания, умения, узнать что-то новое, о чем-то задуматься.

“Беречь воду – значит беречь жизнь!”

II этап. Основная часть.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.

- Взгляните на глобус. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Потеря воды опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.

- Ученые посчитали, что человек за день употребляет около 3 литров воды.

Это и супы, и чай, и соки , и овощи, фрукты, которые содержат воду.

А мы с вами сейчас посчитаем сколько воды употребляет человек за неделю.

Решение задачи № 2

1 день – 3 литра

Неделя - ?

Неделя это 7 дней, значит нам нужно узнать сколько литров воды человек употребляет за 7 дней.

Будем делать вычисления методом сложения:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

Посчитаем результат:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21 литр

Запишем ответ: За неделю человек выпивает 21 литр воды.

- Кажется, что воды на земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом чистой воды становится все меньше и меньше, так как люди загрязняют водоемы.

А откуда вода берется в нашем кране? ( Вода попадает к нам из реки Урал или из скважины в земле)

Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос: правильно ли поступил Андрей и его папа?

Да, ребята, всему живому на земле нужна вода, вода чистая, природная. А все ли вы умеете правильно вести себя на реке, озере? Как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.

Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

Сейчас мы с вами будем проводить опыты и узнаем, какими свойствами обладает вода. Какие свойства воды использует человек.

Физминутка

Экспериментально – опытная работа.

1. Какого цвета вода?

- На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Давайте, приложим полоски к стаканчику с водой и сравним цвет воды и цвет каждой полоски.

- Можно ли сказать, что вода синяя, голубая, черная, красная?

(Нет. Цвет полосок не совпадает ни с одной бумажной полоской.)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна.[1]

2. Каков вкус воды?

- Ребята, а знаете ли вы какова на вкус конфетка? А лимон? А соль?
- Можно ли назвать воду соленой, кислой, сладкой, горькой?

Вывод: Ни один из знакомых нам вкусов нельзя отнести к воде, значит она не имеет вкуса.

3. Каков запах воды?

- Ребята, вы помните, как пахнут весной цветы? Какой аппетитный запах у маминых пирогов? Какой аромат издают духи?
- А чем пахнет вода?

Вывод: Вода ничем не пахнет, значит, она не имеет запаха.

Экспериментально – опытная работа

ФИЗМИНУТКА

Вот она какая, наша вода!

Подведем первые итоги.

- Мы часто слышим пословицы и поговорки :

Пар костей не ломит. Весенний лед толст да прост, осенний тонок, да цепок.

Без росы трава не вырастет.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

- О чем в них идет речь? Конечно же, о воде.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности - только .... ВОДА

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это - только ... ВОДА

В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака;
Вот туча идет грозовая,
А в сущности - только ...ВОДА

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда

Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет - все растает,
И будет простая ... ВОДА

На высоких горах вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды.

Лед можно видеть у нас на озерах и реках, когда они замерзают зимой. А еще есть в природе очень интересное явление – плавающие ледяные горы. Кто знает о чем это идет речь?

Правильно – это айсберги

Решение задачи № 1

Надводная часть айсберга 10 метров, а подводная на 65 метров больше чем надводная. Какова высота айсберга? (Надводной и подводной части вместе)

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему? (Мы не знаем сколько метров составляет подводная часть айсберга)
- Как мы это узнаем? ( В задаче сказано, что подводная часть на 65 метров больше надводной. Значит нам нужно 10 увеличить на 65)
- А теперь мы узнаем высоту всего айсберга.

(К 10м. прибавим 75м. получится 85 метров – высота айсберга)

Молодцы ребята. А вы знаете, что айсберги — это и гигантские хранилища пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и особенно в странах с жарким пустынным климатом. Поэтому разрабатываются проекты транспортировки айсбергов для их использования в качестве питьевой воды.

Айсберги Антарктиды поставляют в океан ежегодно около двух тысяч кубических километров пресной воды.

Да, ребята, вода необходима в жизни человека, животных и растений. Но, к сожалению, очень часто мы неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоемы, загрязняя его… А ведь мы с вами хозяева природы. И охранять её - наша главная задача. Земля такая маленькая. Давайте её беречь!

Думаю, что теперь вы знаете, зачем и как охранять воду, беречь её?

Почему люди говорят: “Беречь воду – значит беречь жизнь”?

22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.

Сейчас мы подведем итог нашего урока.

Возьмите лист рефлексии и заполните его. Вы ответите на несколько вопросов и выразите своё мнение о сегодняшнем уроке.

А домашним заданием вам будет - задача на логическое мышление, при решении которой я советую вам использовать выученные сегодня свойства воды. Спасибо вам за активную работу. На память о сегодняшнем уроке вам вручаются буклеты.

Используемая литература:

  1. Ежемесячный научно – методический журнал “Начальная школа” № 1 . 2002 г., № 4. 2005 г., № 7. 2005 г.
  2. Васильев Ю.Г. Занимательное природоведение. М.; Омега 1997
  3. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. Аникина.М.; Худож. Лит.,1988

Приложение здесь.