Интегрированный урок (математика + конструирование + трудовое обучение) по теме: "Закрепление знаний о пройденных плоских и объемных геометрических фигурах и телах"

Разделы: Начальная школа


Девиз: “ Звезды, в гости ждите нас!”

Цели:

  1. обобщить представления о геометрических фигурах плоских /квадрат, прямоугольник, треугольник, круг/ и объемных/куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус/;
  2. развивать логическое мышление, внимание, память, воображение творчество, фантазию;
  3. воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с циркулем, ножницами, клеем.

Оборудование и наглядные материалы:

на доске:

  1. развертки объемных фигур, кроссворд, “небесные полотна”;
  2. книжная выставка: портрет К. Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина;
  3. иллюстрации космических объектов, ракет;
  4. стол для готовых поделок;
  5. звуковая запись мелодии ансамбля “Земляне” “ Трава у дома”;
  6. на столах детей / столы соединены по 4 для каждого из трёх экипажей/
    планшеты с заданиями для каждого члена экипажа, /планшеты различны по цвету, для каждого экипажа свой цвет/;
  7. цветная бумага, клей, ножницы, линейки, карандаши, циркули, куски алюминиевой проволоки, объемные фигуры, изготовленные на уроках труда в центре технического творчества, /дети занимаются по совмещенной программе/;
  8. живой голос учителя 1 куплет песни:

“Я земля - я своих провожаю питомцев
сыновей, дочерей,
долетайте до самого солнца
и домой возвращайтесь скорей!
/последние 2 строчки 2 раза/

План урока.

  1. Организационный момент /приветствие гостям./ 1 мин.
  2. Раскрытие темы урока/отгадывание кроссворда/ 5 мин.
  3. Индивидуальная работа с детьми / опрос учащихся по карточкам из планшетов с выходом детей к доске к разверткам и объёмным телам /12мин.
  4. ф и з к у л ь т м и н у т к а. 1 мин.
  5. Рассказ о К.Э. Циолковском / обращение к выставке/ 3мин.
  6. Построение экипажами космических летающих объектов по творческому замыслу из объемных тел /итоги работ дети выставляют на стол у доски/ 10мин.
  7. Рубрика “Оч, умелые ручки!” /моделирование каркасов космических объектов из кусков проволоки /фантазия каждого члена экипажа/ и создание экипажем коллективного космического пространства с этими объектами/, /полотна вывешиваю на доску/10мин.
  8. Итог урока. 3мин.

Ход урока.

1. Организационный момент /приветствие гостям/.

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, ребята. Урок ведёт учитель 4 “а” класса Шаркова Любовь Валентиновна, стаж работы 31 год, категория высшая.

Ребята!

Наш урок сегодня необычный. У нас гости. Они познакомились с вами, когда вы учились в 1классе и изучали числа. Сейчас они снова хотят посмотреть на вас, как вы выросли, чему научились, какие знания, умения, навыки приобрели за 4 года учебы, какие вы находчивые, сообразительные, как умеете работать по одному и всем коллективом дружно и быстро.

Поздоровайтесь с гостями, подарите им свои улыбки, садитесь.

Начнем работать.

2. Раскрытие темы урока /отгадывание кроссворда/.

Тема сегодняшнего занятия - повторение об объемных и плоских фигурах. Проведем мы его под девизом: “Звезды, в гости ждите нас”!

Вы любите путешествовать?

Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие, а куда? Отгадайте кроссворд, получите ключевое слово, оно расположено по вертикали сверху вниз, прочитайте его и вы узнаете.

Вам понадобятся знания, полученные на уроках “Ознакомление с окружающим миром” по теме о небесных телах, ваш кругозор.

/на доске сетка кроссворда от 1 до 6 по горизонтали/

  1. Самая маленькая планета по размеру в солнечной системе. /Меркурий/
  2. Неизвестный летающий объект. /НЛО/
  3. Планета, на которой по предположению ученых есть наибольшая вероятность какой-либо жизни. /Марс/
  4. Название планеты, на которой мы живем. /Земля/
  5. Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства /метеорит/-/ пояснение: метеорит – тело, метеор – вспышка небесного тела, влетающего в верхний слой атмосферы из космоса./
  6. Планета, украшенная кольцами от вращения спутников. /Сатурн/

-Кто нашел и прочитал это слово? /К о с м о с /

-Итак – наше путешествие в космос: /учитель/

Далекие звезды над нами горят.
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу не трудно для нас
И вот мы к полету готовы сейчас!

-Как называют группу людей, летящих в космос? /экипаж/

-Вот и мы совершим путешествие в космос 3-мя экипажами. Командирами экипажей будут наши ребята-отличники. Они это заслужили.

Проверим готовность экипажей к полету.

3. Коллективный опрос учащихся и индивидуальная работа детей по карточкам из планшетов/ опрос детей с выходом к доске к развёрткам /

Экипаж – это дружный коллектив, где все помогают друг другу. Ответьте на мои вопросы.

-Какие геометрические фигуры и тела мы изучили? /плоские и объемные/

-Назовите плоские фигуры. /Квадрат, треугольник, и т. д. /

-Почему они относятся к плоским фигурам? /нет объема, имеют 2 измерения: длину и ширину, находятся в 2-х мерном пространстве/

-Назовите объемные тела. /Пирамида, куб, и т.д./

-Почему они относятся к объемным телам? /есть объем, имеют 3 измерения: длину, ширину, высоту, /глубину/находятся в 3-х мерном пространстве/ Хорошо.

Но в полёте у каждого члена экипажа будет и только его определённая работа. Посмотрим как готов каждый из вас.

Командиры, раздайте индивидуальные планшеты членам экипажей для выполнения заданий. Приступить к выполнению!/работа по карточкам/

Карточка№1

Начерти квадрат со стороной 5см, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения об этой фигуре /свойства, применение/

Карточка№2

Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 10см, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения об этой фигуре /свойства, применение/

Карточка №3

Начерти окружность радиусом 7см, примени нужный инструмент, вспомни правила т/б при работе с ним, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения о ней.

Карточка№4

Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 1).

Карточка№5

Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 2).

Карточка№6

Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 3).

Карточка№7

Найди на столе среди геометрических фигур параллелепипед, подбери к нему на доске развёртку и дай максимальные сведения об этом теле и его применении (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).

Карточка№8

Найди на столе среди геометрических фигур пирамиду, подбери к ней на доске развёртку и дай максимальные сведения об этом теле и её применении (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).

Опрос / 5-6 уч-ся по отведённому времени, у кого описание объемного тела – показать развертку на доске/ (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).

4. Физкультминутка.

А еще надо быть крепким, сильным и физически развитым.

Катя у нас имеет юношеский разряд по спортивной гимнастике. Проведи тренировку, Катя.

-Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт.
Чтобы сильным стать и ловким,
Начинаем тренировку:/дети встают у своих парт/

Руки в стороны поставим
Правой, левую достанем
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок
Повернись еще разок.
Раз, два руки выше
Три, четыре руки шире
Опускаем руки вниз
И работать вновь садись.

5. Рассказ о К. Э.Циолковском /обращение к выставке/

-А на чем совершают путешествие в космос? /на космическом корабле /

-Вы знаете, кто его изобрел? - К.Э. Циолковский. Вот его портрет.

Послушайте об этом человеке:

Давным-давно в городе Калуге жил учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский. Днем он учил в школе ребят, а по вечерам занимался научными работами. Больше всего на свете ему хотелось побывать на луне и на других планетах. Но как добраться туда? Пешком – нет тротуара. На паровозе - нет железной дороги. На корабле – там нет воды. И вот однажды он сделал опыт, где в реактивном двигателе горячие газы вылетают вниз, а тяжелый предмет с силой взлетает вверх. Так он изобрел космическую ракету. С тех пор многие люди побывали в космосе на различных космических кораблях, но К. Э. Циолковского считают отцом космонавтики.

-А кто был первым космонавтом? /Ю.А. Гагарин. /

Он был в космосе 108 минут, сделал один виток вокруг Земли. Он прославил нашу страну и сделал ее первой космической державой.

6. Построение экипажами космических летающих объектов из объёмных тел по творческому замыслу.

Я предлагаю каждому экипажу построить свой космический корабль, и на нём отправиться в полет. Проявите творчество, фантазию. Элементами вашего корабля будут плоские геометрические фигуры и объемные тела, которые вы изучали на уроках “Математика и конструирование” и изготавливали на уроках труда в Центре Технического Творчества. Они лежат у вас на столах рядом с инструментами и цветной бумагой. При работе вам понадобятся ножницы.

Давайте вспомним правила техники безопасности с этими инструментами.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Приступайте к заданию. /После выполнения командиры докладывают об окончании работы и ставят поделку на стол у доски/ (рисунок 12)

Подготовка пройдена, корабли построены– В полёт!

Учитель поёт:

Я - Земля,
Я своих провожаю питомцев
Сыновей, дочерей.
Долетайте до самого солнца
И домой возвращайтесь скорей.
/последние 2 строчки 2 раза/

7. Рубрика “Оч, умелые ручки!” /моделирование каркасов космических объектов из кусков проволоки/

В полете вас окружает космическое пространство.

-Какие космические объекты можно увидеть в иллюминатор? / спутники, планеты, звезды, и т.д./

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” - гласит пословица. Я предлагаю открыть одну из рубрик на наших уроках “Оч, умелые ручки” и попробовать изготовить из проволоки каркас одного из увиденных в космическом пространстве объектов. Подумайте и приступайте, примените все свои умения и навыки.

/Работа идет под звуковую запись мелодии ансамбля “Земляне” “Трава у дома”. Изготовленный каркас каждый ученик приклеивает скотчем к голубому бумажному полотну. Когда работу выполнил весь экипаж, полотно вывешивается на доску для обозрения всем присутствующим/ (рисунок 9, 10, 11, 13). Командиры называют объекты: звезда, падающая звезда, Сатурн, ракета, грузовой корабль Прогресс, спутники, созвездие Большой медведицы./

Отлично! Давайте вернемся на Землю.

8. Итог урока.

Приведите в порядок свои рабочие места и давайте подведем итоги.

-Чем мы сегодня занимались на уроке? /отгадывали кроссворд, строили космические корабли, космические объекты./
-Что нового узнали? /новое слово – метеорит, о К.Э.Циолковском./
-Что понравилось? / работа с проволокой. /

Спасибо всем за активное участие на уроке. Вы молодцы. С вами можно отправляться в настоящий полет!

Урок окончен.