Девиз: “ Звезды, в гости ждите нас!”
Цели:
- обобщить представления о геометрических фигурах плоских /квадрат, прямоугольник, треугольник, круг/ и объемных/куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус/;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение творчество, фантазию;
- воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с циркулем, ножницами, клеем.
Оборудование и наглядные материалы:
на доске:
- развертки объемных фигур, кроссворд, “небесные полотна”;
- книжная выставка: портрет К. Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина;
- иллюстрации космических объектов, ракет;
- стол для готовых поделок;
- звуковая запись мелодии ансамбля “Земляне” “ Трава у дома”;
- на столах детей / столы соединены по 4 для
каждого из трёх экипажей/
планшеты с заданиями для каждого члена экипажа, /планшеты различны по цвету, для каждого экипажа свой цвет/; - цветная бумага, клей, ножницы, линейки, карандаши, циркули, куски алюминиевой проволоки, объемные фигуры, изготовленные на уроках труда в центре технического творчества, /дети занимаются по совмещенной программе/;
- живой голос учителя 1 куплет песни:
“Я земля - я своих провожаю питомцев
сыновей, дочерей,
долетайте до самого солнца
и домой возвращайтесь скорей!
/последние 2 строчки 2 раза/
План урока.
- Организационный момент /приветствие гостям./ 1 мин.
- Раскрытие темы урока/отгадывание кроссворда/ 5 мин.
- Индивидуальная работа с детьми / опрос учащихся по карточкам из планшетов с выходом детей к доске к разверткам и объёмным телам /12мин.
- ф и з к у л ь т м и н у т к а. 1 мин.
- Рассказ о К.Э. Циолковском / обращение к выставке/ 3мин.
- Построение экипажами космических летающих объектов по творческому замыслу из объемных тел /итоги работ дети выставляют на стол у доски/ 10мин.
- Рубрика “Оч, умелые ручки!” /моделирование каркасов космических объектов из кусков проволоки /фантазия каждого члена экипажа/ и создание экипажем коллективного космического пространства с этими объектами/, /полотна вывешиваю на доску/10мин.
- Итог урока. 3мин.
Ход урока.
1. Организационный момент /приветствие гостям/.
Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, ребята. Урок ведёт учитель 4 “а” класса Шаркова Любовь Валентиновна, стаж работы 31 год, категория высшая.
Ребята!
Наш урок сегодня необычный. У нас гости. Они познакомились с вами, когда вы учились в 1классе и изучали числа. Сейчас они снова хотят посмотреть на вас, как вы выросли, чему научились, какие знания, умения, навыки приобрели за 4 года учебы, какие вы находчивые, сообразительные, как умеете работать по одному и всем коллективом дружно и быстро.
Поздоровайтесь с гостями, подарите им свои улыбки, садитесь.
Начнем работать.
2. Раскрытие темы урока /отгадывание кроссворда/.
Тема сегодняшнего занятия - повторение об объемных и плоских фигурах. Проведем мы его под девизом: “Звезды, в гости ждите нас”!
Вы любите путешествовать?
Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие, а куда? Отгадайте кроссворд, получите ключевое слово, оно расположено по вертикали сверху вниз, прочитайте его и вы узнаете.
Вам понадобятся знания, полученные на уроках “Ознакомление с окружающим миром” по теме о небесных телах, ваш кругозор.
/на доске сетка кроссворда от 1 до 6 по горизонтали/
- Самая маленькая планета по размеру в солнечной системе. /Меркурий/
- Неизвестный летающий объект. /НЛО/
- Планета, на которой по предположению ученых есть наибольшая вероятность какой-либо жизни. /Марс/
- Название планеты, на которой мы живем. /Земля/
- Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства /метеорит/-/ пояснение: метеорит – тело, метеор – вспышка небесного тела, влетающего в верхний слой атмосферы из космоса./
- Планета, украшенная кольцами от вращения спутников. /Сатурн/
-Кто нашел и прочитал это слово? /К о с м о с /
-Итак – наше путешествие в космос: /учитель/
Далекие звезды над нами горят.
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу не трудно для нас
И вот мы к полету готовы сейчас!
-Как называют группу людей, летящих в космос? /экипаж/
-Вот и мы совершим путешествие в космос 3-мя экипажами. Командирами экипажей будут наши ребята-отличники. Они это заслужили.
Проверим готовность экипажей к полету.
3. Коллективный опрос учащихся и индивидуальная работа детей по карточкам из планшетов/ опрос детей с выходом к доске к развёрткам /
Экипаж – это дружный коллектив, где все помогают друг другу. Ответьте на мои вопросы.
-Какие геометрические фигуры и тела мы изучили? /плоские и объемные/
-Назовите плоские фигуры. /Квадрат, треугольник, и т. д. /
-Почему они относятся к плоским фигурам? /нет объема, имеют 2 измерения: длину и ширину, находятся в 2-х мерном пространстве/
-Назовите объемные тела. /Пирамида, куб, и т.д./
-Почему они относятся к объемным телам? /есть объем, имеют 3 измерения: длину, ширину, высоту, /глубину/находятся в 3-х мерном пространстве/ Хорошо.
Но в полёте у каждого члена экипажа будет и только его определённая работа. Посмотрим как готов каждый из вас.
Командиры, раздайте индивидуальные планшеты членам экипажей для выполнения заданий. Приступить к выполнению!/работа по карточкам/
Карточка№1
Начерти квадрат со стороной 5см, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения об этой фигуре /свойства, применение/
Карточка№2
Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 10см, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения об этой фигуре /свойства, применение/
Карточка №3
Начерти окружность радиусом 7см, примени нужный инструмент, вспомни правила т/б при работе с ним, экономно расходуя бумагу, и дай максимальные сведения о ней.
Карточка№4
Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 1).
Карточка№5
Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 2).
Карточка№6
Определи по техническому рисунку название геометрической фигуры, дай максимальные сведения о ней и её применении (рисунок 3).
Карточка№7
Найди на столе среди геометрических фигур параллелепипед, подбери к нему на доске развёртку и дай максимальные сведения об этом теле и его применении (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).
Карточка№8
Найди на столе среди геометрических фигур пирамиду, подбери к ней на доске развёртку и дай максимальные сведения об этом теле и её применении (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).
Опрос / 5-6 уч-ся по отведённому времени, у кого описание объемного тела – показать развертку на доске/ (рисунок 4, 5, 6, 7, 8).
4. Физкультминутка.
А еще надо быть крепким, сильным и физически развитым.
Катя у нас имеет юношеский разряд по спортивной гимнастике. Проведи тренировку, Катя.
-Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт.
Чтобы сильным стать и ловким,
Начинаем тренировку:/дети встают у своих парт/
Руки в стороны поставим
Правой, левую достанем
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок
Повернись еще разок.
Раз, два руки выше
Три, четыре руки шире
Опускаем руки вниз
И работать вновь садись.
5. Рассказ о К. Э.Циолковском /обращение к выставке/
-А на чем совершают путешествие в космос? /на космическом корабле /
-Вы знаете, кто его изобрел? - К.Э. Циолковский. Вот его портрет.
Послушайте об этом человеке:
Давным-давно в городе Калуге жил учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский. Днем он учил в школе ребят, а по вечерам занимался научными работами. Больше всего на свете ему хотелось побывать на луне и на других планетах. Но как добраться туда? Пешком – нет тротуара. На паровозе - нет железной дороги. На корабле – там нет воды. И вот однажды он сделал опыт, где в реактивном двигателе горячие газы вылетают вниз, а тяжелый предмет с силой взлетает вверх. Так он изобрел космическую ракету. С тех пор многие люди побывали в космосе на различных космических кораблях, но К. Э. Циолковского считают отцом космонавтики.
-А кто был первым космонавтом? /Ю.А. Гагарин. /
Он был в космосе 108 минут, сделал один виток вокруг Земли. Он прославил нашу страну и сделал ее первой космической державой.
6. Построение экипажами космических летающих объектов из объёмных тел по творческому замыслу.
Я предлагаю каждому экипажу построить свой космический корабль, и на нём отправиться в полет. Проявите творчество, фантазию. Элементами вашего корабля будут плоские геометрические фигуры и объемные тела, которые вы изучали на уроках “Математика и конструирование” и изготавливали на уроках труда в Центре Технического Творчества. Они лежат у вас на столах рядом с инструментами и цветной бумагой. При работе вам понадобятся ножницы.
Давайте вспомним правила техники безопасности с этими инструментами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Приступайте к заданию. /После выполнения командиры докладывают об окончании работы и ставят поделку на стол у доски/ (рисунок 12)
Подготовка пройдена, корабли построены– В полёт!
Учитель поёт:
Я - Земля,
Я своих провожаю питомцев
Сыновей, дочерей.
Долетайте до самого солнца
И домой возвращайтесь скорей.
/последние 2 строчки 2 раза/
7. Рубрика “Оч, умелые ручки!” /моделирование каркасов космических объектов из кусков проволоки/
В полете вас окружает космическое пространство.
-Какие космические объекты можно увидеть в иллюминатор? / спутники, планеты, звезды, и т.д./
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” - гласит пословица. Я предлагаю открыть одну из рубрик на наших уроках “Оч, умелые ручки” и попробовать изготовить из проволоки каркас одного из увиденных в космическом пространстве объектов. Подумайте и приступайте, примените все свои умения и навыки.
/Работа идет под звуковую запись мелодии ансамбля “Земляне” “Трава у дома”. Изготовленный каркас каждый ученик приклеивает скотчем к голубому бумажному полотну. Когда работу выполнил весь экипаж, полотно вывешивается на доску для обозрения всем присутствующим/ (рисунок 9, 10, 11, 13). Командиры называют объекты: звезда, падающая звезда, Сатурн, ракета, грузовой корабль Прогресс, спутники, созвездие Большой медведицы./
Отлично! Давайте вернемся на Землю.
8. Итог урока.
Приведите в порядок свои рабочие места и давайте подведем итоги.
-Чем мы сегодня занимались на уроке? /отгадывали
кроссворд, строили космические корабли,
космические объекты./
-Что нового узнали? /новое слово – метеорит, о
К.Э.Циолковском./
-Что понравилось? / работа с проволокой. /
Спасибо всем за активное участие на уроке. Вы молодцы. С вами можно отправляться в настоящий полет!
Урок окончен.