Цели:
- Изучить конструкцию одинарного фальцевого шва, а также приемы его выполнения.
- Развивать и отрабатывать приемы выполнения фальцевого шва при изготовлении изделия.
- Учить ориентироваться по чертежу, составлять план работы с использованием технологической карты.
- Воспитывать трудолюбие, упорство, аккуратность, культуру труда, а также экономию и бережливость.
- Продолжать работу по поддержанию здоровья детей (через создание ситуации успеха).
Объект труда:
- Детское ведерко (из жести) цилиндрической формы.
- Инструменты, материалы, оборудование: ножницы по металлу, линейка, чертилка, штангенциркуль, оправки уголковые и круглые, молоток, киянка, фальцмейсель, жесть белая.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Построение.
- Задача рапорта бригадиром.
- Проверка наличия спецодежды.
- Выявление состояния здоровья учащихся.
II. Актуализация знаний.
На демонстрационном верстаке выставлены изделия из жести и кровельной стали. (Ведра, тазы, масленки, клееварки, формочки для печения, элементы водосточной трубы.)
- Обращаю внимание на то, что все эти изделия изготовлены с использованием одинарного фальцевого шва.
- Как вы думаете, каким способом соединены листы, кровельной стали (железа) на крышах домов? (Листы кровельной стали на крышах домов соединены между собой фальцевым швом.)
- Слесарь, который выполняет работы с жестью и кровельной сталью (железом) называют слесарем - жестянщиком, а работы, выполняемые им, называются жестяницкими. (На доске новые термины: слесарь-жестянщик, жестяницкие работы.)
- Повторяем хором вышеуказанные слова, а затем каждый ученик проговаривает отдельно.
- Хороший слесарь-жестянщик на рынке труда пользуется большим спросом.
III. Повторение теории.
- Вспомним, что представляет собой жесть. (Тонкий листовой металл, толщина которого менее 0,5 мм.)
- Показываю два кусочка жести. В какой руке белая жесть, в какой руке черная жесть? (В левой руке белая жесть, в правой черная жесть.)
- Чем отличается белая жесть от черной? (Цветом)
- Каким металлом покрывают белую жесть? (Оловом, поэтому она белая.)
- Для какой цели покрывают белую жесть оловом? (Для того чтобы она не поддавалась коррозии, другими словами не разрушалась).
- Показываю ведерко, изготовленное из белой жести.
- Какую форму имеет корпус ведерка? (Форму цилиндра.)
- Если разрезать цилиндр вдоль высоты и развернуть, какая плоская фигура получится? (Прямоугольник - развертка цилиндра.)
- Чему равна ширина развертки цилиндра? (Высоте детского ведерка.)
- Длина развертки цилиндра равна? (Она равна длине окружности основания цилиндра, то есть длине окружности дна детского ведерка.)
- По какой формуле определить длину окружности? (По формуле L = π Д, где L - длина окружности, π = 3,14, Д-диаметр окружности.)
- Ставлю задачу, определить длину развертки, если диаметр равен 60мм, то есть Д = 60 мм Определяем по формуле L = π Д; L = 3,14 * 60 мм = 188,4 дальше равно 188 мм. (Учащиеся записывают в тетради один ученик у доски.)
IV. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
- Какие бывают соединения деталей? (Разъемные и неразъемные.)
- К каким соединениям относятся фальцевые швы? (Фальцевые швы относятся к не разъемным деталям, так как их невозможно разъединить без порчи частей детали.)
- Что же представляет собой одинарный фальцевый шов? (Беру две полоски из жести с отогнутыми кромками и соединяю их, зацепляя друг за друга.)
Затем легкими ударами киянки ударяю по соединению, затем уплотняю. (Показываю учащимся.)
- Что необходимо знать, чтобы изготовить одинарный фальцевый шов? Необходимо знать ширину фальцевого шва, и на основании этого определить ширину отбиваемых кромок. Ширина одинарных фальцевых швов бывает: 6 мм, 8 мм, 10 мм.
- Запомните правило - ширину кромок берут на 2 мм меньше ширины фальцевого шва.
- Ставлю задачу, определить ширину кромок, если ширина фальцевого шва равна 6мм. Необходимо из ширины фальцевого шва 6 мм вычесть 2 мм. Ширина кромок равна 6 мм - 2 мм = 4 мм.
- Как же изготовить одинарный фальцевый шов? (Объясняю и показываю.) На двух заготовках провожу риски на расстоянии 4 мм от края. На оправке из угловой стали, отгибаю кромки вниз ударами киянки. Далее на правильной плите отгибаю дальше на 180 градусов. Соединяем детали вместе. Обращаю внимание на то, что отгибать кромки необходимо так (показываю), чтобы согнутые кромки были не под острым углом, а образовывали плавный переход. По изгибам нельзя сильно ударять киянкой, так как такое соединение будет не плотным. Наконец шов уплотняется фальцмейселем, слабыми ударами молотка.
Слово фальцмейсель - записываю на доске. (Учащиеся записывают в тетрадь, многократно повторяют за мной, затем каждый повторяет самостоятельно.)
- объясняю назначение, устройство фальцмейселя и приемы работы.
Физкультминутка
Отдых на физкультминутке.
Занимай свои места.
Шаг на месте, левой, правой.
Раз и два, раз и два.
V. Закрепление нового материала.
- Где применяется одинарный фальцевый шов?
- Фальцевый шов это соединение разъемное или неразъемное?
- Что же представляет собой фальцевый шов?
- Что нужно знать, чтобы соединить две детали одинарным фальцевым швом?
- Определить ширину отбиваемых кромок, если ширина одинарного фальцевого шва равна 8 мм?
- В какой последовательности выполняют одинарный фальцевый шов? (Проводят риски, отбивают кромки 180 градусов, соединяют, ударяют киянкой, уплотняют фальцмейселем несильными ударами.)
- Какие могут быть ошибки при выполнении одинарного фальцевого шва? (Ширина кромок должна быть одинаковой, нельзя сильно ударять киянкой, так как шов будет не плотным.)
- Каждый учащийся выполняет упражнение, целью которого под руководством учителя выполнить одинарный фальцевый шов? (Каждому ученику дано по две полоски жести.)
- Ставлю задачу. Соединить одинарным фальцевым швом шириной 8мм две полоски жести.
- Чему равна ширина отбиваемых кромок? (8 мм - 2 мм = 6 мм)
- Учащимся оказываю помощь в зависимости от глубины умственной отсталости.
- Анализ промежуточных результатов учащихся.
- Анализ конечных результатов.
VI. Анализ образца изделия (обсуждение в форме диалога с учащимися).
- Из каких частей состоит детское ведерко. (Корпус, дно, душка, ушки.)
- Обращаю внимание на размеры и формы частей ведерка.
- Какую форму имеет корпус ведерка? (Цилиндр)
- Из прошлого занятия вы узнали, что развертка цилиндра представляет собой прямоугольник
- На доске изображен чертеж развертки цилиндра
- Подумай, какие размеры (ширина и длина) должны быть?
- Ширина должна быть равна высоте ведерка (100мм) плюс 4 мм на которую нужно отогнуть верхнюю кромку. Показываю на образце изделия.
- А еще на 4мм необходимо увеличить нижнюю часть.
- Для чего? Для того чтобы при помощи отогнутой кромки на 4мм присоединить дно. (Показываю образец цилиндра с отогнутыми кромками.)
- Если высота ведерка 100 мм, то чему будет равна ширина развертки цилиндра? (Ширина равна, 100 мм + 4 мм + 4 мм = 108 мм (считают самостоятельно).)
- Давайте подумаем, какая длина должна быть у заготовки развертки цилиндра, чтобы соединить отогнутые края фальцевым швом?
- Вспомним, что мы раньше вычислили длину развертки. (Она равна L = 3,14 * 60 мм = 188 мм)
- Ставлю проблему. Если мы соединили отогнутые кромки заготовки (развертки) фальцевым швом, то диаметр цилиндра корпуса уменьшится? Почему?
- Потому, что необходимо еще 4мм с каждой стороны отогнутые кромки, чтобы соединить их фальцевым швом.
- Пишу на доске L = 188 мм + 8 мм = 196 мм и ставлю размер на чертеже.
- В быстром темпе показываю порядок изготовления корпуса ведерка и одновременно веду диалог с учащимися, опираясь на технологическую карту, обращая внимание на возможные ошибки.
- Обращаю внимание на аккуратность в работе, культуру труда, эстетику, а также экономию и бережливость.
VII. Составление плана работы (опираясь на технологическую карту в групповой беседе).
План работы (записываю на доске).
- Выправить жесть. (Чем и как правим)
- Разметить заготовку по чертежу. (Каким инструментом, приемы разметки)
- Вырезать заготовку. (Правила и приемы резки листового металла).
- Отогнуть кромки. (Какую оправку использовать, какие могут быть ошибки)
- Изогнуть развертку на круглой оправке. (Какой диаметр оправки)
- Соединить фальцшвом швы. Какие должны быть удары киянки? Каким инструментом уплотняем фальцшов?
- План закрываю. Учащиеся самостоятельно записывают его в тетрадь.
VIII. Правила техники безопасности при работе тонки листовым металлом.
- Для чего на левую руку надевают рукавицу? (Чтобы не порезать руку острыми кромками металла.)
- Почему нельзя держать руку на линии разреза? (Чтобы не поранить руку.)
- Почему ручку ножниц необходимо зажимать прочно в тисках? (Чтобы они не сорвались и не поранили руки.)
- При работе постепенно необходимо перемещать заготовку к середине лезвий ножниц и уменьшать силу нажатия к концу резания. (Показываю) Почему? (Чтобы ножницы не сорвались.)
IX. Самостоятельная работа.
- Фронтальный инструктаж.
- Индивидуальный инструктаж.
X. Отчет учащихся о проделанной работе.
XI. Анализ работ учащихся, оценка.
Выставление отметок в журнал и дневники.