Сценарий дидактического спектакля "Страна Фонетика".

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Действующие лица:

Царь - Русский язык.
Дядюшка Ой (звук [Й]).
Принцесса Фонетика.
Стражники – звуки [Ш], [Ж], [Ц].
Фрейлины – звуки [А], [О], [У], [Э].
Декорация - звуки [И], [Ы].
Купцы - буквы Ъ знак, Ь знак.
Бандиты - буква Я, буква Ю, буква Е, буква Е.
Непарные звонкие
- звуки [М], [ Р], [Н],[Л].
Парные звонкие - звуки [Б], [Д], [Г], [З], [В].
Парные глухие - звуки [П], [Т],[Ф], [С],[К].
Непарные глухие – звуки [Щ], [Х], [Ч].

Действие 1. Зала во дворце царя Русского Языка. На сцену из дивана (оформленного в виде рта) выбираются, помогая друг другу три стражника – звуки [Ж], [Ш], [Ц].

Стражник [Ц]: Прямо пойдешь - в страну Фонетики попадешь.
Стражник [Ж]: Прямо пойдешь - к царю попадешь.
Стражник [Ш]: Прямо пойдешь - невесту найдешь.

С надеждой увидеть Принцессу, стражники заглядывают в открытую дверь Принцессы. Принцесса с наклеенным носом в очках выглядывает из двери. Стражники пугаются и разбегаются. Принцесса снимает с себя маскарадный наряд.

Принцесса:

Мне хочется в куклы
И мишки играть.
А папа не дарит игрушки,
Ни шарики и ни хлопушки.
Взгляните, что дарит мне папа.
На год - подарил телефон.
На два – подарил диктофон
На три подарил граммофон. Входит Царь с саксофоном.

Царь: Я дарю тебе, доченька, саксофон.

Принцесса всем видом показывает свое недовольство.

Царь: А захочешь, корону царства вручу!

Принцесса:

Ни чего я не хочу!
Я принцессой быть не могу.
Я из дома сейчас убегу.

Царь:

Стала девочка грустить,
Надо дочь развеселить:
Песню для нее споем,
Хор для песни соберем!
Стражники скорей бегите,
Звуки в песню соберите.

Действие 2. Принцесса хочет спрятаться у фрейлин. Фрейлины друг за другом выходят на сцену через двери - рот, закрывая проход Принцессе.

Звук [А]: Воздух свободно идет через рот
Звук [О]: Нет препятствий разных
Звук [У]: Голос участвует, голос зовет
Звук [Э]: Звук получается гласный
Звук [О]: Гласные тянутся в песенке звонкой
Звук [Э]: Могут заплакать и закричать.
Звук [А]: Могут в кроватке баюкать ребенка.
Звук [О]: Но не желают свистеть и ворчать. В противоположном конце сцены изо рта – дивана начинают друг за другом появляться согласные звуки.
Звук [Б]: А согласные… согласны
Звук [Ш]: Шелестеть, шептать,
Звук [С]: Скрипеть,
Звук [Г]: Даже фыркать и шипеть
Звук [Д]: Но не хочется им петь.
Звук [С]: Ссс..- змеиный слышен свист. Согласные изображают змею.
Звук [Ш]: Шшш… шуршит опавший лист. Согласные изображают, что ловят падающие листья.
Звук [Ж]:Жжж…шмели в саду жужжат. Согласные изображают полет шмеля.
Звук [Р]: Ррр.. моторы тарахтят. Согласные изображают самолеты.

Действие 2. Стражники, маршируя, появляются на сцене.

Звук [Ц]: Направо пойдешь к - гласным придешь
Звук [Ж]: Налево пойдешь к - согласным придешь.
Звук [Ш]: Направо пойдешь – запоешь.
Звук [Ж]: Налево пойдешь – никогда не споешь
Звук [Ц]: Звуки! Звуки! Выходите.
Звук [Ш]: Пойте, дочку веселите.

Согласные называют хором каждый свой звук. Стражники закрывают уши.

Звук [Ж]: Отбор мы сделаем построже.

Стражники подходят к каждому согласному звуку отдельно, прослушивают его и делают заключение.

Звук[Ж]:

Согласен петь, но петь не может.
Согласен петь, но петь не может.
Согласен петь, но петь не может. Стражники обращаются к гласным звукам.

Звук [Ц]: Не слышу ваши голоса. Гласные поют хором несколько раз.

Гласные звуки: [ ОАИЭУЫА], [ОАИЭУЫА], [ОАИЭУЫА].

Все от восторга хлопают в ладоши. Из глубины сцены появляются бандиты (гласные буквы я, е, е, ю, я) и купцы (буквы ъ и ь знаки).

Звук [Ц]:

Что с голосом, те гласные.
Без голоса- согласные

Ь,Ъ,Я,Ю,Е, Е - окружают принцессу.

Звук [Ш]: А почему из хора слов не слышу ваших голосов?
Буква Я: Песни не наша забава
Буква Е: Мы промышляем другим.
Буква Е: Самое лучшее стянем.
Буква Ю: Ну а потом продадим
Звук [Ж]: Они ослушались приказа…
Царь: Лишаю срочно голосов! Выселите за границу!
Звук [Ш]: Двери замка на засов.

Согласные берутся за руки и вытесняют бандитов со сцены.

Согласные: Двери замка на засов.

Царь:

Гласные порадовали пением
Награждаем ударением.
Из звуков слоги составляйте
И по гласным ударяйте!

Звук [А]:

Мы про ударение
Сочиним стихотворение…

Буквы выстраиваются, образуя слово [ЗАМАК], затем [ЗАМОК].

Звук [О]:

Ударный слог, ударный слог
Он назван так не даром.
Эй, невидимка- молоток,
Отметь его ударом.

Звук [У]:

И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Звук [Э]:

Шутник он невидимка-молоток,
Тук - и ударил в безударный слог.
…И сразу же исчез огромный [ЗАМАК],

Согласные изображают стены замка, а потом дверные замки.

И появился маленький [ЗАМОК]…

Звук [А]:

Послушай, молоток,
Не путай слоги…
Опять озорничая, не солги.

Звук [Э]:

Нет, снова - тук…
Шли по морю [ПИРОГИ], Согласные изображают индейские лодки с индейцами.
Вдруг вместо них
Поплыли [ПИРАГИ].

Согласные изображают, как вылавливают из воды и едят пироги.

Царь:

Вы спасли дочь от бандитов.
Становитесь знамениты.
Деньги, щиты, подушки, платки. Согласные звуки примеряют полученные наряды.

Согласные хором: Богаче согласных вам не найти!

На авансцене появляются стражники.

Звук [Ц]: Направо пойдешь - к звонким попадешь.
Звук [Ж]: Налево пойдешь – к глухим попадешь.
Звук [Ш]: Направо – деньги. Налево – платки.
Звук [М]: Мы целый день звеним, звеним
Звук [Р]: Монетой золотой.
Звук [Н]: Мы день и ночь грустим, грустим,
Звук [Л]: Что толку в звоне том.
Звук [Й]: Соседи оглохли от звона монет,
Звук [Б]: И в гости не стали ходить.
Звук [Г]: Мы их приглашали Глухие согласные хором: “А?”
Звук [Д]: На чай. Глухие согласные хором: “А?”
Звук [Ж]: И на торт. Глухие согласные хором: “А?”
Звук [З]: Нам дружно в ответ – нет. Глухие согласные хором кричат – нет.

Принцесса:

На чай и на торт не надо их звать
Давайте с глухими в фанты играть. Принцесса по очереди спрашивает, что сделать этому фанту, до тех пор, пока звонкие и глухие не образуют пары.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Б].

Все согласные: Спеть.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Г].

Все согласные: Кричать.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Д].

Все согласные: Стучать.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Ж].

Все согласные: Шуршать.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [З].

Все согласные: Скрипеть.

Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [В].

Все согласные: В форточку влететь. Пары берутся за руки и строятся для игры в ручеек. Пара, которая выходит вперед произносит слова.

Звуки [Б], [П]: Бабка - пела
Звуки [Г], [К]: Гусь - кричал
Звуки [Д], [Т]: Дед тук - тук, тук - тук стучал
Звуки [Ж], [Ш]: Жук – шуршал,
Звуки [З], [С]: Замок - скрипел
Звуки [В ], [Ф]: Ветер - в форточку влетел.

Из правой и левой кулисы появляются непарные звонкие и глухие согласные.

Принцесса:

Объясните, почему вы друг с другом ссоритесь?
Объясните, почему в пары не становитесь?

Звук [М]: Как ни складывай
Звук [Р]: Умней, что МаРиНа звонко ЛеЙ
Звук [Н]: Не получится у нас.
Звук [Л]: Слушай зритель наш рассказ.
Звук [Й]: Четыре умных Феечки сидели на скамеечке.
Звук [М]: И, съев по булке с маслицем,
Звук [Р]: Успели так замаслица,
Звук [Н]: Что мыли этих Феечек из всех садовых леечек.

Поливают из леек непарные глухие согласные. Они возмущенно отвечают.

Звук [Ч]: Какие мы вам Феечки?
Звук [ Х]: А это, что скамеечки?
Звук [Ц]: За то, что мы глухие, вы вымочили нас?
Звук [Щ]:

Я, Щенок, одеваю Халат,
Лечу от простуды Черепах и Цыплят.

Принцесса: Приказ: Парами не стоять и водой глухих не обливать.

Все звуки: Ура!

Действие 3. На авансцене стражники.

Звук [Ж]: Прямо пойдешь – в другую страну попадешь.
Звук [Ц]: Прямо пойдешь – в страну Графики придешь.
Звук [Ш]:

К бандитам придешь.
Говорить перестанешь.
Молчать станешь.
Смягчать станешь.

Буква Я: А не похулиганить ли нам?
Буква Е: А не отправиться ли нам на разбой в богатую страну?
Буква Ё: В страну звуков?
Буква Я: А не стянуть ли нам, то, что плохо лежит.
Буква Ю:

А что плохо лежит?
А где плохо лежит?
Я готов!

Направляется к дому ъ, ь знаков. Стучится в дверь. Ъ и Ь знаки пьют чай.

Открывайте.

Звуки отдавайте. Буквы Я, Е, Е - покатываются от смеха.

Буква Я:

С них нечего взять.
Они звуков не имеют.
Я предлагаю в карты сыграть.

На огромных картах появляются слова: ЕЛ, ЕЛКА, ЯМА, ЮЛА.

Буква Ю: Смотрите, мы первыми в слове стоим.
Буква Е: Что значит?
Буква Ё: Хватаем два звука.
Буква Я: Бежим. Подбегают, хватают и уводят гласные звуки и звук [Й]. Бандиты делят добычу, дерутся. Все звуки сбегают. Гласные звуки жалуются Принцессе на бандитов.

Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?

Все согласные, кроме звуков [Ж Ш Ц, Ч Щ Й].

Все согласные: Мы!

Принцесса: Нам самые твердые войны нужны.

Все согласные: Мы!

Принцесса: Согласные встаньте у гласных вряд!

Все согласные: Да!

Согласные звуки, маршируя, подходят к гласным звукам. Все стоят вряд ровно, вытянувшись, как лучшие солдаты. Принцесса подпрыгивает от радости.

Принцесса: Верней не найду я себе солдат.

Все согласные:

Да! Как только услышу
Гласные звуки
Твердым воином хочу я стать.

Маршируя, двигаются к другому концу сцены к гласным буквам.

Все согласные:

Как только увижу гласные буквы
Мягче меня вам не отыскать.

Согласные по мере приближения к гласным буквам становятся все мягче и мягче, превращаясь в тряпичных кукол. Принцесса играет в игру “Солдаты - тряпичные куклы”. Согласным надоедает ходить по сцене. Они дружно уходят со сцены. Принцесса не замечает ухода согласных и продолжает командовать.

Принцесса: Солдаты! Куклы! Солдаты! Куклы! Солдаты! Куклы!

Принцесса вылавливает крадущиеся звуки [Й], [Щ], [Ч].

Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?

Звук [Й]: Ой, это не мы… Тела расслаблены.

Принцесса: Нам только твердые войны нужны! Принцесса подводит [Й], [Щ], [Ч] к гласным буквам. Звуки [Й], [Щ], [Ч] остаются в расслабленном состоянии.

Звук [Щ]: Ой, это не мы…

Принцесса: Вы даже не можете дружно встать в ряд.

Звук [Ч]: Ой, это мы..

Принцесса подводит звук [Й], [Щ], [Ч] к гласным звукам. Звуки [Й], [Щ],[Ч] остаются в расслабленном состоянии.

Принцесса: И гласные звуки не могут на твердость влиять?

Звук [Й]: Ой, это мы…

Принцесса: Всегда Вы мягки, куда не пойдете?

Звук [Щ]: Ой, это мы!

Принцесса: Мы мягкие подданными слывете.

Звук [Й]: Ой, это мы.

Принцесса: Кто вы?

Звук [Й]:

Я мягкий дядюшка Ой.
Живу на улице Пушной,
А это мой мягкий Щенок,
А это мой мягкий Чулок.

Принцесса безнадежно машет рукой на звуки [Й], [Щ], [Ч].

Принцесса:

Пусть соберутся шипящие согласные.
Шипением отпугивают буквы гласные

[Щ], [Ч], [Ж], [Ш] изображают дракона. Бандиты играют в карты. На картах появляются слова: СЪЕЛ, ЛИСТЬЯ, ПОДЪЕМ, СОЛЬЮ.

Буква Я: Опасно стало в страну попадать
Буква Ю: Отправим за звуками твердый и мягкий знак
Буква Е: Пусть сходят новые друзья
Буква Ё: Они свободно ходят мимо стражи.
Буква Я: И нам несут по паре звуков сразу

Бандиты радуются удаче. Ь и Ъ знаки приводят в стан гласные звуки и [Й]. Связывают гласные .Дерутся за дядюшку Ой. Делят добычу. Все к себе тянут [Й]. В это время сбегают гласные. Буквы отвлекаются погоней. Сбегает звук [Й].

Принцесса протягивает руки к оставшимся звукам: [Ц ], [Ж], [Ш].

Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?

Звуки [Ц], [Ж], [Ш]: Мы!

Принцесса: Нам самые твердые войны нужны.

Звуки [Ц], [ Ж], [Ш]: Мы!
Звук [Ц]: Согласные встаньте у гласных вряд.
Звуки [Ц], [Ж], [Ш]: Да.

Принцесса: Верней не найду я себе солдат

Звуки [Ц], [Ж], [Ш]:

Да! Как только услышу
Гласные звуки
Твердым воином хочу я стать.

Маршем проходят к гласным буквам и к всеобщему удивлению остаются твердо стаять на ногах.

Как только увижу гласные буквы –
Тверже меня вам не отыскать!

Принцесса:

Поступью твердой к букам идите
Наши родные звуки верните.

Звуки [Ц], [Ж], [Ш]:

Мы твердые согласные,
Куда нас не поставь
Нас не смягчат опасности
Ни в прозе, ни в стихах,
Ни буквы и неясности,
Молчащие, звучащие,
Ни твердый знак
Ни мягкий знак,
Ни Я, Ни Е, Ни Ю.

Согласные всем видом показывают, что они лучшая стража на свете.

Логово бандитов. Бандиты играют в карты. Карты показывают слова: мая, мое, мою.

Буква Я: Как звуки быстрее к себе забрать.
Буква Ю: Давайте их будем в себя влюблять.
Буква Е: Подарим цветы
Буква Е: Или танец станцуем

Буква Я: А сами воруем, воруем. Дарят цветы, танцуют танец. Буквы, расчувствовавшись, не замечают, что звуки провожают обратно домой. Бандиты совещаются. Опять играют в карты. Карты показывают слова: Няня, Сеня Села, люк.

Буква Е: Слова нам сигнал давно подают
Буква Е: Мы можем идти в отчаянный путь.
Буква Ё: Подкупим согласные

Предлагают согласным звукам деньги, а они в замен отдают гласные звуки [А], [О], [У], [Э]

Буква Ю: Деньги предложим
Буква Е: И гласный один унести сможем. Стража на чеку. Мешает бандитам завладеть гласными звуками. На сцену постепенно выходят все герои сказки.
Звук [А]: Мы - не буквы

Все: Мы - звуки речи!

Звук [О]: Изучает фонетика нас
Звук [В]: Мы - не буквы,

Все: Мы - звуки речи!

Звук [Г]: Произносят и слышат нас.
Звук [Ц]: Принцесса пешком прошла по стране.
Звук [Б]: Знакомилась со звуками разными
Звук [Г]: Твердела, звенела, шипела, как все
Звук [У]: Была спасена согласными

Принцесса: Влюбилась в страну свою,

Парные согласные: В парных шесть

Все гласные звуки: И пропевала с гласными.

Звук [М]: Принцессе понравились звуки страны
Звук [Э]: Понравились слоги и гласные.

Царь: Она согласилась корону принять.

Все звуки: Она согласилась царствовать. Ура!

Принцесса: Я согласилась царствовать. Занавес.

Литература.

  1. В. Волиной “Учимся играя”. “Новая школа”: Москва, 1994.
  2. С. Маршака “Из английской поэзии для детей”. Москва: Детская литература, 1967.