Действующие лица:
Царь - Русский язык.
Дядюшка Ой (звук [Й]).
Принцесса Фонетика.
Стражники – звуки [Ш], [Ж], [Ц].
Фрейлины – звуки [А], [О], [У], [Э].
Декорация - звуки [И], [Ы].
Купцы - буквы Ъ знак, Ь знак.
Бандиты - буква Я, буква Ю, буква Е, буква Е.
Непарные звонкие - звуки [М], [ Р], [Н],[Л].
Парные звонкие - звуки [Б], [Д], [Г], [З], [В].
Парные глухие - звуки [П], [Т],[Ф], [С],[К].
Непарные глухие – звуки [Щ], [Х], [Ч].
Действие 1. Зала во дворце царя Русского Языка. На сцену из дивана (оформленного в виде рта) выбираются, помогая друг другу три стражника – звуки [Ж], [Ш], [Ц].
Стражник [Ц]: Прямо пойдешь - в страну Фонетики
попадешь.
Стражник [Ж]: Прямо пойдешь - к царю попадешь.
Стражник [Ш]: Прямо пойдешь - невесту найдешь.
С надеждой увидеть Принцессу, стражники заглядывают в открытую дверь Принцессы. Принцесса с наклеенным носом в очках выглядывает из двери. Стражники пугаются и разбегаются. Принцесса снимает с себя маскарадный наряд.
Принцесса:
Мне хочется в куклы
И мишки играть.
А папа не дарит игрушки,
Ни шарики и ни хлопушки.
Взгляните, что дарит мне папа.
На год - подарил телефон.
На два – подарил диктофон
На три подарил граммофон. Входит Царь с
саксофоном.
Царь: Я дарю тебе, доченька, саксофон.
Принцесса всем видом показывает свое недовольство.
Царь: А захочешь, корону царства вручу!
Принцесса:
Ни чего я не хочу!
Я принцессой быть не могу.
Я из дома сейчас убегу.
Царь:
Стала девочка грустить,
Надо дочь развеселить:
Песню для нее споем,
Хор для песни соберем!
Стражники скорей бегите,
Звуки в песню соберите.
Действие 2. Принцесса хочет спрятаться у фрейлин. Фрейлины друг за другом выходят на сцену через двери - рот, закрывая проход Принцессе.
Звук [А]: Воздух свободно идет через рот
Звук [О]: Нет препятствий разных
Звук [У]: Голос участвует, голос зовет
Звук [Э]: Звук получается гласный
Звук [О]: Гласные тянутся в песенке звонкой
Звук [Э]: Могут заплакать и закричать.
Звук [А]: Могут в кроватке баюкать ребенка.
Звук [О]: Но не желают свистеть и ворчать. В
противоположном конце сцены изо рта – дивана
начинают друг за другом появляться согласные
звуки.
Звук [Б]: А согласные… согласны
Звук [Ш]: Шелестеть, шептать,
Звук [С]: Скрипеть,
Звук [Г]: Даже фыркать и шипеть
Звук [Д]: Но не хочется им петь.
Звук [С]: Ссс..- змеиный слышен свист. Согласные
изображают змею.
Звук [Ш]: Шшш… шуршит опавший лист. Согласные
изображают, что ловят падающие листья.
Звук [Ж]:Жжж…шмели в саду жужжат. Согласные
изображают полет шмеля.
Звук [Р]: Ррр.. моторы тарахтят. Согласные
изображают самолеты.
Действие 2. Стражники, маршируя, появляются на сцене.
Звук [Ц]: Направо пойдешь к - гласным придешь
Звук [Ж]: Налево пойдешь к - согласным придешь.
Звук [Ш]: Направо пойдешь – запоешь.
Звук [Ж]: Налево пойдешь – никогда не споешь
Звук [Ц]: Звуки! Звуки! Выходите.
Звук [Ш]: Пойте, дочку веселите.
Согласные называют хором каждый свой звук. Стражники закрывают уши.
Звук [Ж]: Отбор мы сделаем построже.
Стражники подходят к каждому согласному звуку отдельно, прослушивают его и делают заключение.
Звук[Ж]:
Согласен петь, но петь не может.
Согласен петь, но петь не может.
Согласен петь, но петь не может. Стражники
обращаются к гласным звукам.
Звук [Ц]: Не слышу ваши голоса. Гласные поют хором несколько раз.
Гласные звуки: [ ОАИЭУЫА], [ОАИЭУЫА], [ОАИЭУЫА].
Все от восторга хлопают в ладоши. Из глубины сцены появляются бандиты (гласные буквы я, е, е, ю, я) и купцы (буквы ъ и ь знаки).
Звук [Ц]:
Что с голосом, те гласные.
Без голоса- согласные
Ь,Ъ,Я,Ю,Е, Е - окружают принцессу.
Звук [Ш]: А почему из хора слов не слышу ваших
голосов?
Буква Я: Песни не наша забава
Буква Е: Мы промышляем другим.
Буква Е: Самое лучшее стянем.
Буква Ю: Ну а потом продадим
Звук [Ж]: Они ослушались приказа…
Царь: Лишаю срочно голосов! Выселите за
границу!
Звук [Ш]: Двери замка на засов.
Согласные берутся за руки и вытесняют бандитов со сцены.
Согласные: Двери замка на засов.
Царь:
Гласные порадовали пением
Награждаем ударением.
Из звуков слоги составляйте
И по гласным ударяйте!
Звук [А]:
Мы про ударение
Сочиним стихотворение…
Буквы выстраиваются, образуя слово [ЗАМАК], затем [ЗАМОК].
Звук [О]:
Ударный слог, ударный слог
Он назван так не даром.
Эй, невидимка- молоток,
Отметь его ударом.
Звук [У]:
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Звук [Э]:
Шутник он невидимка-молоток,
Тук - и ударил в безударный слог.
…И сразу же исчез огромный [ЗАМАК],
Согласные изображают стены замка, а потом дверные замки.
И появился маленький [ЗАМОК]…
Звук [А]:
Послушай, молоток,
Не путай слоги…
Опять озорничая, не солги.
Звук [Э]:
Нет, снова - тук…
Шли по морю [ПИРОГИ], Согласные изображают
индейские лодки с индейцами.
Вдруг вместо них
Поплыли [ПИРАГИ].
Согласные изображают, как вылавливают из воды и едят пироги.
Царь:
Вы спасли дочь от бандитов.
Становитесь знамениты.
Деньги, щиты, подушки, платки. Согласные звуки
примеряют полученные наряды.
Согласные хором: Богаче согласных вам не найти!
На авансцене появляются стражники.
Звук [Ц]: Направо пойдешь - к звонким попадешь.
Звук [Ж]: Налево пойдешь – к глухим попадешь.
Звук [Ш]: Направо – деньги. Налево – платки.
Звук [М]: Мы целый день звеним, звеним
Звук [Р]: Монетой золотой.
Звук [Н]: Мы день и ночь грустим, грустим,
Звук [Л]: Что толку в звоне том.
Звук [Й]: Соседи оглохли от звона монет,
Звук [Б]: И в гости не стали ходить.
Звук [Г]: Мы их приглашали Глухие согласные
хором: “А?”
Звук [Д]: На чай. Глухие согласные хором: “А?”
Звук [Ж]: И на торт. Глухие согласные хором:
“А?”
Звук [З]: Нам дружно в ответ – нет. Глухие
согласные хором кричат – нет.
Принцесса:
На чай и на торт не надо их звать
Давайте с глухими в фанты играть. Принцесса по
очереди спрашивает, что сделать этому фанту, до
тех пор, пока звонкие и глухие не образуют пары.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Б].
Все согласные: Спеть.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Г].
Все согласные: Кричать.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Д].
Все согласные: Стучать.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [Ж].
Все согласные: Шуршать.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [З].
Все согласные: Скрипеть.
Принцесса: Что сделать этому фанту? Берет за руку звук [В].
Все согласные: В форточку влететь. Пары берутся за руки и строятся для игры в ручеек. Пара, которая выходит вперед произносит слова.
Звуки [Б], [П]: Бабка - пела
Звуки [Г], [К]: Гусь - кричал
Звуки [Д], [Т]: Дед тук - тук, тук - тук стучал
Звуки [Ж], [Ш]: Жук – шуршал,
Звуки [З], [С]: Замок - скрипел
Звуки [В ], [Ф]: Ветер - в форточку влетел.
Из правой и левой кулисы появляются непарные звонкие и глухие согласные.
Принцесса:
Объясните, почему вы друг с другом ссоритесь?
Объясните, почему в пары не становитесь?
Звук [М]: Как ни складывай
Звук [Р]: Умней, что МаРиНа звонко ЛеЙ
Звук [Н]: Не получится у нас.
Звук [Л]: Слушай зритель наш рассказ.
Звук [Й]: Четыре умных Феечки сидели на скамеечке.
Звук [М]: И, съев по булке с маслицем,
Звук [Р]: Успели так замаслица,
Звук [Н]: Что мыли этих Феечек из всех садовых
леечек.
Поливают из леек непарные глухие согласные. Они возмущенно отвечают.
Звук [Ч]: Какие мы вам Феечки?
Звук [ Х]: А это, что скамеечки?
Звук [Ц]: За то, что мы глухие, вы вымочили нас?
Звук [Щ]:
Я, Щенок, одеваю Халат,
Лечу от простуды Черепах и Цыплят.
Принцесса: Приказ: Парами не стоять и водой глухих не обливать.
Все звуки: Ура!
Действие 3. На авансцене стражники.
Звук [Ж]: Прямо пойдешь – в другую страну
попадешь.
Звук [Ц]: Прямо пойдешь – в страну Графики
придешь.
Звук [Ш]:
К бандитам придешь.
Говорить перестанешь.
Молчать станешь.
Смягчать станешь.
Буква Я: А не похулиганить ли нам?
Буква Е: А не отправиться ли нам на разбой в
богатую страну?
Буква Ё: В страну звуков?
Буква Я: А не стянуть ли нам, то, что плохо лежит.
Буква Ю:
А что плохо лежит?
А где плохо лежит?
Я готов!
Направляется к дому ъ, ь знаков. Стучится в дверь. Ъ и Ь знаки пьют чай.
Открывайте.
Звуки отдавайте. Буквы Я, Е, Е - покатываются от смеха.
Буква Я:
С них нечего взять.
Они звуков не имеют.
Я предлагаю в карты сыграть.
На огромных картах появляются слова: ЕЛ, ЕЛКА, ЯМА, ЮЛА.
Буква Ю: Смотрите, мы первыми в слове стоим.
Буква Е: Что значит?
Буква Ё: Хватаем два звука.
Буква Я: Бежим. Подбегают, хватают и уводят
гласные звуки и звук [Й]. Бандиты делят добычу,
дерутся. Все звуки сбегают. Гласные звуки
жалуются Принцессе на бандитов.
Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?
Все согласные, кроме звуков [Ж Ш Ц, Ч Щ Й].
Все согласные: Мы!
Принцесса: Нам самые твердые войны нужны.
Все согласные: Мы!
Принцесса: Согласные встаньте у гласных вряд!
Все согласные: Да!
Согласные звуки, маршируя, подходят к гласным звукам. Все стоят вряд ровно, вытянувшись, как лучшие солдаты. Принцесса подпрыгивает от радости.
Принцесса: Верней не найду я себе солдат.
Все согласные:
Да! Как только услышу
Гласные звуки
Твердым воином хочу я стать.
Маршируя, двигаются к другому концу сцены к гласным буквам.
Все согласные:
Как только увижу гласные буквы
Мягче меня вам не отыскать.
Согласные по мере приближения к гласным буквам становятся все мягче и мягче, превращаясь в тряпичных кукол. Принцесса играет в игру “Солдаты - тряпичные куклы”. Согласным надоедает ходить по сцене. Они дружно уходят со сцены. Принцесса не замечает ухода согласных и продолжает командовать.
Принцесса: Солдаты! Куклы! Солдаты! Куклы! Солдаты! Куклы!
Принцесса вылавливает крадущиеся звуки [Й], [Щ], [Ч].
Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?
Звук [Й]: Ой, это не мы… Тела расслаблены.
Принцесса: Нам только твердые войны нужны! Принцесса подводит [Й], [Щ], [Ч] к гласным буквам. Звуки [Й], [Щ], [Ч] остаются в расслабленном состоянии.
Звук [Щ]: Ой, это не мы…
Принцесса: Вы даже не можете дружно встать в ряд.
Звук [Ч]: Ой, это мы..
Принцесса подводит звук [Й], [Щ], [Ч] к гласным звукам. Звуки [Й], [Щ],[Ч] остаются в расслабленном состоянии.
Принцесса: И гласные звуки не могут на твердость влиять?
Звук [Й]: Ой, это мы…
Принцесса: Всегда Вы мягки, куда не пойдете?
Звук [Щ]: Ой, это мы!
Принцесса: Мы мягкие подданными слывете.
Звук [Й]: Ой, это мы.
Принцесса: Кто вы?
Звук [Й]:
Я мягкий дядюшка Ой.
Живу на улице Пушной,
А это мой мягкий Щенок,
А это мой мягкий Чулок.
Принцесса безнадежно машет рукой на звуки [Й], [Щ], [Ч].
Принцесса:
Пусть соберутся шипящие согласные.
Шипением отпугивают буквы гласные
[Щ], [Ч], [Ж], [Ш] изображают дракона. Бандиты играют в карты. На картах появляются слова: СЪЕЛ, ЛИСТЬЯ, ПОДЪЕМ, СОЛЬЮ.
Буква Я: Опасно стало в страну попадать
Буква Ю: Отправим за звуками твердый и мягкий
знак
Буква Е: Пусть сходят новые друзья
Буква Ё: Они свободно ходят мимо стражи.
Буква Я: И нам несут по паре звуков сразу
Бандиты радуются удаче. Ь и Ъ знаки приводят в стан гласные звуки и [Й]. Связывают гласные .Дерутся за дядюшку Ой. Делят добычу. Все к себе тянут [Й]. В это время сбегают гласные. Буквы отвлекаются погоней. Сбегает звук [Й].
Принцесса протягивает руки к оставшимся звукам: [Ц ], [Ж], [Ш].
Принцесса: Кто станет защитой любимой страны?
Звуки [Ц], [Ж], [Ш]: Мы!
Принцесса: Нам самые твердые войны нужны.
Звуки [Ц], [ Ж], [Ш]: Мы!
Звук [Ц]: Согласные встаньте у гласных вряд.
Звуки [Ц], [Ж], [Ш]: Да.
Принцесса: Верней не найду я себе солдат
Звуки [Ц], [Ж], [Ш]:
Да! Как только услышу
Гласные звуки
Твердым воином хочу я стать.
Маршем проходят к гласным буквам и к всеобщему удивлению остаются твердо стаять на ногах.
Как только увижу гласные буквы –
Тверже меня вам не отыскать!
Принцесса:
Поступью твердой к букам идите
Наши родные звуки верните.
Звуки [Ц], [Ж], [Ш]:
Мы твердые согласные,
Куда нас не поставь
Нас не смягчат опасности
Ни в прозе, ни в стихах,
Ни буквы и неясности,
Молчащие, звучащие,
Ни твердый знак
Ни мягкий знак,
Ни Я, Ни Е, Ни Ю.
Согласные всем видом показывают, что они лучшая стража на свете.
Логово бандитов. Бандиты играют в карты. Карты показывают слова: мая, мое, мою.
Буква Я: Как звуки быстрее к себе забрать.
Буква Ю: Давайте их будем в себя влюблять.
Буква Е: Подарим цветы
Буква Е: Или танец станцуем
Буква Я: А сами воруем, воруем. Дарят цветы, танцуют танец. Буквы, расчувствовавшись, не замечают, что звуки провожают обратно домой. Бандиты совещаются. Опять играют в карты. Карты показывают слова: Няня, Сеня Села, люк.
Буква Е: Слова нам сигнал давно подают
Буква Е: Мы можем идти в отчаянный путь.
Буква Ё: Подкупим согласные
Предлагают согласным звукам деньги, а они в замен отдают гласные звуки [А], [О], [У], [Э]
Буква Ю: Деньги предложим
Буква Е: И гласный один унести сможем. Стража на
чеку. Мешает бандитам завладеть гласными
звуками. На сцену постепенно выходят все герои
сказки.
Звук [А]: Мы - не буквы
Все: Мы - звуки речи!
Звук [О]: Изучает фонетика нас
Звук [В]: Мы - не буквы,
Все: Мы - звуки речи!
Звук [Г]: Произносят и слышат нас.
Звук [Ц]: Принцесса пешком прошла по стране.
Звук [Б]: Знакомилась со звуками разными
Звук [Г]: Твердела, звенела, шипела, как все
Звук [У]: Была спасена согласными
Принцесса: Влюбилась в страну свою,
Парные согласные: В парных шесть
Все гласные звуки: И пропевала с гласными.
Звук [М]: Принцессе понравились звуки страны
Звук [Э]: Понравились слоги и гласные.
Царь: Она согласилась корону принять.
Все звуки: Она согласилась царствовать. Ура!
Принцесса: Я согласилась царствовать. Занавес.
Литература.
- В. Волиной “Учимся играя”. “Новая школа”: Москва, 1994.
- С. Маршака “Из английской поэзии для детей”. Москва: Детская литература, 1967.