Цель:
Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.
Оборудование:
- шаблоны,
- песок,
- опилки,
- выставка работ.
ХОД УРОКА
1.Приветствие гостям.
2.Организационный момент
Сегодня на уроке нам помогут фразы:
“ Догадался!”
“Хочу сказать!”
“Нужна помощь!”
“Могу помочь!”
Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.
На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!
Прочитайте слова:
Мастер
Мастерица
Мастерская
Мастерить
Мастерство
- Как назвать, одним словом эту группу слов?
- Почему слово мастерская я выделила?
- А кем будете вы?
- Кого называют мастерами, мастерицами?
- Что мы с вами будем делать?
- Мастерство, какого народа вы видели в музее?
Учитель - В каждом селении имелись мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющих создавать новые орнаменты.
- Что такое орнамент? (словарь Ожегова)
- Сегодня работаем в группах. Мы попробуем изготовить одежду, которую украсим узорами по мотивам национального орнамента.
Учитель - Существовала издавна традиция украшения тканевых халатов. Декоративно отделывались определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота. А рукавицы орнаментировались вышивкой, или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обувь украшали по-разному, это и выпуклые амурские завитки, либо рисование красками, или отделывали меховыми мозаичными полосками с узорами.
Цвет в изделиях играл существенную роль. Он должен соответствовать назначению предмета и делать вещь весёлой и радостной.
Какие краски использовали мастера в украшении одежды? (это - цветовые сочетания: белое с красным, белое с чёрным, чёрное с красным).
Какова цветовая гамма этих изделий? (коричневый, фиолетовый, зеленый, желтый).
Учитель - Господствующим мотивом орнамента является парная спираль, напоминающая змея, побеги растений, маска и окраска тигра, совы, оленя, бабочек, рыб, птиц, ящериц. Встречается и геометрический орнамент.
Попробуем сегодня все это переложить на наши модели одежды, используя разные материалы.
- Какие материалы перед вами?
- Какой это материал?
- Назови свойства песка и опилок?
- Каковы приемы работы с опилками и песком?
- Что можете сказать о материале бересте?
- Каковы ее свойства?
- Проведите линию на этом материале. Что вы видите? Сделайте вывод.
- При помощи чего будем скреплять?
- Как наносим клей?
- Какой инструмент нам нужен?
- О чем надо помнить работая с ножницами?
- Составим план работы.
План:
- Работа по шаблонам.
- Составить эскиз.
- Вырезать орнамент.
- Наложить на модель, обвести.
- Украсить тем материалом, который мы выбрали.
- У вас на столах план, который поможет организовать вашу деятельность. (план прилагается)
Работаем под девизом: “Одна пчела немного меда принесет”
- Как понимаете?
Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.
Практическая работа учеников
Выставка работ.
Итог:
Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?
Что вы делили с удовольствием?
Что вам понравилось?
Что было трудным?
Какие открытия вы для себя сделали?
У вас на столах лежат заготовки. Обсудите, нарисуйте общее настроение своей группы.
Я вижу, что у всех отличное настроение.
Спасибо за урок.
Приложение. Рисунки на тему урока.