Преподавание технологии

Разделы: Технология


Цель:

Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.

Оборудование:

  • шаблоны,
  • песок,
  • опилки,
  • выставка работ.

ХОД УРОКА

1.Приветствие гостям.

2.Организационный момент

Сегодня на уроке нам помогут фразы:

“ Догадался!”

“Хочу сказать!”

“Нужна помощь!”

“Могу помочь!”

Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.

На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!

Прочитайте слова:

Мастер

Мастерица

Мастерская

Мастерить

Мастерство

- Как назвать, одним словом эту группу слов?

- Почему слово мастерская я выделила?

- А кем будете вы?

- Кого называют мастерами, мастерицами?

- Что мы с вами будем делать?

- Мастерство, какого народа вы видели в музее?

Учитель - В каждом селении имелись мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющих создавать новые орнаменты.

- Что такое орнамент? (словарь Ожегова)

- Сегодня работаем в группах. Мы попробуем изготовить одежду, которую украсим узорами по мотивам национального орнамента.

Учитель - Существовала издавна традиция украшения тканевых халатов. Декоративно отделывались определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота. А рукавицы орнаментировались вышивкой, или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обувь украшали по-разному, это и выпуклые амурские завитки, либо рисование красками, или отделывали меховыми мозаичными полосками с узорами.

Цвет в изделиях играл существенную роль. Он должен соответствовать назначению предмета и делать вещь весёлой и радостной.

Какие краски использовали мастера в украшении одежды? (это - цветовые сочетания: белое с красным, белое с чёрным, чёрное с красным).

Какова цветовая гамма этих изделий? (коричневый, фиолетовый, зеленый, желтый).

Учитель - Господствующим мотивом орнамента является парная спираль, напоминающая змея, побеги растений, маска и окраска тигра, совы, оленя, бабочек, рыб, птиц, ящериц. Встречается и геометрический орнамент.

Попробуем сегодня все это переложить на наши модели одежды, используя разные материалы.

- Какие материалы перед вами?

- Какой это материал?

- Назови свойства песка и опилок?

- Каковы приемы работы с опилками и песком?

- Что можете сказать о материале бересте?

- Каковы ее свойства?

- Проведите линию на этом материале. Что вы видите? Сделайте вывод.

- При помощи чего будем скреплять?

- Как наносим клей?

- Какой инструмент нам нужен?

- О чем надо помнить работая с ножницами?

- Составим план работы.

План:

  1. Работа по шаблонам.
  2. Составить эскиз.
  3. Вырезать орнамент.
  4. Наложить на модель, обвести.
  5. Украсить тем материалом, который мы выбрали.

- У вас на столах план, который поможет организовать вашу деятельность. (план прилагается)

Работаем под девизом: “Одна пчела немного меда принесет”

- Как понимаете?

Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.

Практическая работа учеников

Выставка работ.

Итог:

Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?

Что вы делили с удовольствием?

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Какие открытия вы для себя сделали?

У вас на столах лежат заготовки. Обсудите, нарисуйте общее настроение своей группы.

Я вижу, что у всех отличное настроение.

Спасибо за урок.

Приложение. Рисунки на тему урока.