Обобщающий урок по теме "Цитология"

Разделы: Биология


Тема урока: обобщающий урок по теме «Цитология».

Цели:

  • систематизировать оценку знаний учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов;
  • дать независимую комплексную оценку знаний по теме, подготовка к ЕГЭ;
  • формировать интерес к биологической науке.

Оборудование: таблица «Клетка», индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Постановка цели и задачи урока.

II. Закрепление и повторение материала

1. Устные монологические ответы учащихся по пройденной теме.

А. Учащиеся сжато рассказывают три основные темы:

  • строение клетки;
  • химический состав клетки;
  • метаболические процессы клетки.

Б. После ответов одноклассники дают рецензию ответа с дополнениями и оцениванием ответа.

2. Проведение самостоятельной работы по заданиям из группы А.
Работа проводится по вариантам на индивидуальных карточках, материал включает задания, взятые из контрольно–измерительных материалов ЕГЭ. (Приложение 1).
После выполнения каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу по написанным на доске ответам, затем оценивает задание – за правильный ответ получает один балл.
Далее учитель объясняет, что в ходе урока учащиеся будут получать баллы за предложенные задания и в конце урока, суммируя их, по итоговым баллам будут выставлены оценки.

3. Беседа по вопросам из группы С (задания, на которые надо ответить одним предложением)
Учитель зачитывает вопросы (сюда можно включать различные занимательные материалы), учащиеся по желанию отвечают, заранее объявляется, что за правильный ответ зачисляется три балла.

Примерные вопросы:

а) В XII веке голландский ученый Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя пять лет ученый взвесил, его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,006 кг. Объясните, за счет чего увеличилась масса растения. Какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост? (Масса увеличилась за счет органических веществ, образовавшихся в процессе фотосинтеза, из внешней среды поступали вода и углекислый газ.)

б) В 1881 году биолог Лунин получил сбалансированное по органическим веществам синтетическое молочко, которым он кормил лабораторных мышей. Мыши погибли. Чего не
доставало в молочке? (Витаминов, необходимый комплекс, которых содержится в натуральном молоке.)

в) Восемь лет понадобилось Сенгеру, чтобы установить структуру белка из 50 аминокислот. Этот синтетический дешевый белок спас миллионы людей. Как он называется? (Инсулин)

г) Какое жизненно важное вещество являлось когда–то заменителем денег? ( Поваренная соль.)

д) В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40 градусов, белье с таким порошком не
рекомендовали кипятить. Какое действующее начало порошка, какое вещество ограничивало температурный режим? (Ферменты, они денатурируются при высоких температурах и меняют свои свойства.)

е) В романе Жюля Верна описывается забавный случай. Путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось несъедобно. «Быть может, оно слишком долго
лежало?» – спросил один из путешественников. « Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый Паганель. Действительно мясо ламы съедобно, если оно поймано во время отдыха. Почему? (Во время продолжительного бега в мышцах накапливается молочная кислота.)

ж) Кто должен употреблять больше белка: ученик или учитель? (Ученик, у него идет интенсивный пластический обмен.)

4. Проведение самостоятельной работы по заданиям уровня В.

А) Работа выполняется на индивидуальных карточках, в которую включаются задания различных видов: установление соответствий между определениями или определение последовательности биологических процессов и явлений. Оцениваются работы с учетом требований оценивания ЕГЭ: правильный ответ – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов. (Приложение 2).

Б) Взаимопроверка работ, выставление баллов.

5. Выполнение задания, написанного на доске, взятого из уровня С.

Найти ошибки в приведенном тексте, исправить их, указать номера предложений, в которых они сделаны, записать эти предложения без ошибок. Правильный ответ – 3 балла.

1 .У растений, как у всех организмов происходит обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
З.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофны.
6. Они размножаются и распространяются с помощью семян.

III. Подведение итогов

Подсчет очков, выставление оценок.