Предупреждение дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте является сегодня одной из самых актуальных проблем, так как нарушение чтения и письма - самая распространенная форма речевой патологии у младших школьников. Поскольку эти нарушения являются серьезными препятствиями в овладении грамотой на начальных этапах обучения, поэтому считаю необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма, начиная с детского сада.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но получив за сочинение по русскому языку “неудовлетворительно”, вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги: часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.
Вашему вниманию представляется открытое занятие по обучению грамоте “Полёт на неизведанную планету”.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить:
- правильное произношение звука [с];
- навык выкладывания предложения из “лего-конструктора”;
- составление слои из слогов;
- познакомить с буквой “с”.
Коррекционные:
- Развивать связную речь, зрительную память;
- Совершенствовать тактильные ощущения;
- Обогащать активный словарь по теме “Планеты Солнечной системы”;
- Способствовать речевой активности детей с ОНР;
Воспитательные:
- Воспитывать:
- сотрудничество;
- сопереживание;
- взаимопомощь.
Оборудование: Схема маршрута, макет: ракеты, аквариум с буквами, конверты с заданиями, аудиокассета с космической музыкой, одежда-скафандры, лего-конструктор, демонстрационный материал с напечатанным: текстом: и опорными картинками.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, мы с вами находимся на космодроме. Готовы ли вы через несколько минут занять свое место и совершить полет в космос?!
– Да!
Но все космонавты проходят медицинский осмотр. Давайте проверим как наш аппарат готов к полету. Я буду показывать карточки, а вы будете выполнять упражнения по ним. (Артикуляционная гимнастика.) Все готовы к полету?
– Да!
– А как вы думаете, на каком виде транспорта вы можете попасть в космос и почему?
– На ракете.
– А как вы думаете, что это такое: “Солнечная система и все планеты”? Посмотрите внимательно: инопланетяне оставили нам схему маршрута и указали цифрами те станции, на которых мы побываем. Назовите их. Скоро мы попадем на неизведанную планету, а какая это планета, мы узнаем в конце, получая за каждое задание кристаллик.
Вперёд!!! 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 – пуск!
Первая станция, куда мы попали, называется “Луна”. Ребята, в какой стране впервые изобрели луноход?
– В России.
2. Изучение новой темы
– А как называется специальная одежда для полётов на луну?
– Скафандр.
– Какой первый звук в слове скафандр? (Звук [с].)
– Давайте дадим ему характеристику (Согласный, твердый, глухой.)
Сегодня мы продолжим работать с этим звуком и научимся обозначать буквой. Инопланетяне не знают, на что похожа буква “С”, давайте им поможем.
Ответы детей: на качели, на месяц, на половинку баранки.
– А сейчас давайте сядем вокруг луны и выполним задание:
“Распутай буквы”
У каждого из вас клубочек букв. Нам нужно его распутать. Назовите, какие буквы вы распутали. Скажите, какая общая буква есть у всех в клубочке? Буква “С”.
Мы справились с заданием, но у нас два ключа. Как вы думаете, какой из них нам подойдет: первый или второй?
– Первый.
Мы получаем первый кристалл. Ура!!!
Вторая станция, куда мы попали – это планета Марс. Ребята, как вы думаете, почему про Марс говорят “Красная планета”?
– Потому что она состоит из красного камня.
– Посмотрите: здесь надо стрелками соединить одинаковые рисунки и прочитать слово по слогам.
Мы справились с заданием и получаем еще один кристалл. Теперь у нас два кристалла!!!
Третья станция, куда мы прилетели – это планета “Юпитер”. Что вы знаете об этой планете?
– Она самая, большая: из всех планет.
– А из чего она состоит?
– Из газов и жидкости и не имеет твердой поверхности.
Сейчас нам надо будет разгадать слова. Каждая картинка в слове – это буква. Мы справились с этим заданием и получили еще один кристалл.
3. Физкультминутка
Танец инопланетян с элементами логоритмики.
4. Закрепление
Следующая станция – это планета “Сатурн”. Как вы думаете, из чего состоят кольца этой планеты?
– Из снега и льда.
Нам инопланетяне приготовили какое-то письмо. Нужно его прочитать.
(Чтение плаката.)
– Ребята, сейчас я уберу текст, а вы должны будете воспроизвести его по опорным картинкам.
(Каждый говорит по предложению, а потом полностью всё послание 3 ребёнка.)
Давайте еще сделаем подарок инопланетянам и выложим каждый свое предложение из лего-конструктора.
Какие мы молодцы! И за эти задания инопланетяне дают нам: два кристалла. И вот наконец-то мы подлетаем к неизведанной планете. Мы заработали 5 кристаллов и теперь мы узнаем, как называется эта планета.
(Ребята складывают кристаллы и получают картинку с изображением школы.)
– Мои дорогие, скоро вы действительно попадете все на эту удивительную планету “Школа” и узнаете много интересного и удивительного. Посмотрите, а что это за емкость на планете? Там плавают рыбы? Нет, буквы. Нужно достать каждому по одной букве и определить на ощупь какая это буква и тогда мы узнаем, что хотят нам сказать инопланетяне.
– Спасибо!!!
– А сейчас мы садимся в ракету и возвращаемся домой!
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 – пуск!!!
5. Анализ эмпатии. Итог занятия
– Выберите звездочку, которая соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятая:
- Желтая. Если вам было комфортно, удобно, весело и уютно
- Красная. Если: вам сначала было неуютно, некомфортно, а затем стало весело, радостно,
- Синяя. Если во время занятия у вас был страх, дискомфорт.
Судя по количеству желтых и красных звездочек у вас было хорошее и весёлое настроение. Скажите, что больше всего вам запомнилось на занятии. А теперь давайте попрощаемся с гостями и скажем всем: “До свидания! До новых встреч!”