Цель:
- познакомить учащихся с географическим положением Арктики, ее климатом, животным и растительным миром;
- закрепить вычислительные навыки при сложении и вычитании многозначных чисел;
- решение задач и примеров изученного вида.
Оборудование:
- карта “ Природная зона России”, карточки-помощники, Запись песни А.Зацепина “Где-то на белом свете”, сочинение учащихся “Какой я представляю себе Россиюглядя на карту”;
- карточки с уравнениями для устного счета; каточки с задачами для устного счета;
- рисунок корабля с выражениями; карточки с ответами к задаче.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Очень многое узнать.
- Дорогие ребята! Приглашаю вас в удивительное и увлекательное приключение в мир, который нас окружает. Путь наш будет неблизким, нам предстоит узнать много нового и интересного: быть географами и математиками, наблюдателями и исследователями, историками и экологами, зоологами и биологами.
2. Устный счет.
Прежде чем отправится в такое далекое путешествие , сделаем небольшую зарядку для ума.
1) 1 ряд — работа по карточкам — решение уравнений вида:
15 * Х = 90
У * 14 = 70
Х : 16 = 6
15 * Х = 630: 7
У *14 = 560:8
Х : 16 = 2 * 3
2) 2 ученика у доски решают задачи по карточкам.
- До первой остановки поезд прошел 360 километров, а до следующей остановки – на 50 километров меньше. Какой путь поезд прошел до второй остановки?
- До первой остановки поезд прошел 360 километров,а до следующей 310 километров. Какой путь прошел поезд от начала движения до второй остановки?
3) 2-3 ряд коллективная работа
- Мы отправимся в путешествие на таком необычном корабле. Прочитай разными способами выражения, которое находятся в квадрате. Найди его значение. Также разными способами читаются выражения , которые находятся в треугольнике, в правой окружности, в прямоугольнике, в левой окружности, в трапеции.
4) Проверка детей у доски.
- Сравните задачи. Чем они похожи? (В обеих задачах говориться о движении поездов, пользуемся одинаковыми числовыми данными).
- Составьте из двух задач одну, чтобы она решалась в два действия.( До первой остановки поезд прошел 360 километров, а до следующей остановки на 50 километров меньше. Какой путь поезд прошел от начала движения до второй остановки?
- Какое выражение будет являться решением этой задачи?(2)
1) ( 360 + 50) +360 2) ( 360 – 50) +360 3) ( 360 + 50 ) -360 |
-Почему?
3. Сообщение темы урока.
Звучит фрагмент песни “Где-то на белом свете…”
- Закройте глаза. Положите на руки голову. С
сегодняшнего дня мы отправляемся в экспедицию по
природным зонам России.
- На этом уроке природоведения мы отправимся с
вами туда,
- Где царство холода снега и льда!
- В Арктику!
- А на уроке математики - закрепим сложение и
вычитание многозначных чисел.
4. Актулизация знаний, умений, навыков.
- Посмотрите на карту “ Природные зоны России”. Наша страна расположена в разных климатических поясах и благодаря этому ее природа неповторима и разнообразна в разных ее широтах. Дома вы должны были написать сочинения на тему: “Какой я представляю себе Россию, глядя на карту?” Заслушиваются 2-3 сочинения. (В сочинении должна быть объяснена причина разнообразия природных зон.)
5. Работа по карте.
- Итак, мы находимся в Арктике , в зоне арктических пустынь .
“ Арктос” в переводе с греческого –медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны—острова Северо-Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Новосибирские острова, остров Врангеля. Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь. Температура понижается до -40 градусов по Цельсию и ниже, дуют сильные ветры. Летом—круглосуточное освещение ,но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше нуля. Весна и осень очень короткие. Арктика – край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда”.
6. Решение задач.
- Итак, чтобы вам легче было представить суровые климатические условия Арктики, вспомним, где мы проживаем? (республика Башкортостан).
- Какое сейчас время года? (Зима)
Читаем задачу №1 (по карточке).
“ Средняя температура воздуха на территории Башкортостана-15 градусов по Цельсию. Если она понизится в несколько раз, то будут равна средней температуре воздуха в Арктике, т. е. -45 градусам по Цельсию. Во сколько раз температура воздуха в Арктике ниже, чем в Башкортостане?
- Составим уравнение к этой задаче. Неизвестное
число обозначим Х.
- Что нам известно? (средняя температура воздуха в
Башкортостане -15)
- Получается запись: Х 15
- Что происходит с температурой воздуха в
Арктике? ( Она понижается в несколько раз).
- Раз “понижается в несколько раз”, какое
действие выберем * или :?
- Рассмотрим термометр. Когда температура понижается, то ртуть опускается, а числовое значение температуры увеличивается, значит, выберем действие *. Решим уравнение с комментированием.
Х * 15 = 45
Х = 45: 15
Х = 3
3 * 15 =45
45= 45
- Итак, во сколько раз температура воздуха в
Арктике ниже, чем в Башкортостане?
- В 3 раза.
7. Мы убедились, что климат в Арктике очень суровый, поэтому нужно принять все меры для охраны своего здоровья. К нам на урок пришла медсестра. Она расскажет как уберечься от обморожения.
8. Растительный и животный мир.
Работа в бригадах.
- На столах каждой группы лежит конверт с гербарием, рисунками с изображением растений, животных и дополнительный материал на карточке-помощнике. Дополните эту карточку словами, подходящими по смыслу. Таким образом, у вас должен получиться рассказ о растении или о животном, встречающимся в зоне Арктических пустынь.
1 группа - мхи.
2 группа - карликовая береза
3 группа - белый медведь
4 группа- тюлень
5 группа- морж
6 группа- кайра
9. Решение задач.
- Что нового узнали о растительном и животном
мире?
- Читаем задачу №2.(по карточке).
Масса моржа, белого медведя тюленя равна 3 тонны. Масса моржа равна 1т500кг, масса белого медведя 1\3 часть от общей массы животных. Сколько килограммов весит тюлень?
Разбор и решение задачи.
Что известно?
Что неизвестно?
Как найти неизвестное?
Краткая запись.
Масса моржа-1т500кг
Масса белого медведя- 1\3часть
Масса тюленя-? кг
3т=3000кг
1т500кг=1500кг
1)3000:3*1=1000(кг) – масса белого медведя.
2)1000+1500=2500(кг) – масса моржа и медведя.
3)3000-2500=500(кг) —тюлень.
Ответ. Масса тюленя равна 500 килограммам.
- Итак, можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (Несмотря на суровые условия в Арктике растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
10. Физкультуртурная минутка.
11. Арктика и человек.
- Человек не является коренными жителями Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. А чем привлекала человека, вы узнаете, прочитав стр.83 учебника.
- Итак, чем занимается человек на Крайнем Севере? ( Рыболовство, охота, изучение природы, метеослужба, открытие короткого морского пути из Атлантического океана в Тихий через Северо-Ледовитый океан).
- А какие экологические проблемы существуют в этой зоне? (Загрязнение вод, браконьерство, неконтролируемый отлов рыбы). Как решают эту проблему экологи? (Создали заповедники, Таких животных как белый медведь, морж занесены в Красную книгу).
12.Обобщение.
Наша экспедиция по зоне Арктических пустынь завершено. Подвести ее итог нам поможет “научная работа”, выполнение теста по данной теме.
- Какое слово у вас получилось? (Молодец).
13.Итог.
- Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чтение вывода хором стр.85.
14. Домашнее задание. Математика – задачу №2 записать кроткую запись в виде схемы и решить другим способом.
Природоведение – подготовить по плану на стр.20, №13 реферат на тему: “ Изучения разнообразия природы России”. 1 группа - о животных Арктики, 2 группа - о растениях Арктики.
Тест “Царство снега и льда”.
1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “ птичьи базары”.
М) кайра;
А) ласточка;
Б) грач.
2. Близкий родственник тюленя.
А) морской котик;
О) морж;
Б) кит.
3. Растение ледниковой зоны.
М) клюква;
Н) морошка;
Л) лишайники.
4. Пища животных северных морей.
О) рачки;
И) кора деревьев;
Е) ягоды.
5.Толщина льда на реке Белой в декабре 25 см, а в Арктике1м50см. На сколько см толщина льда в Арктике больше чем на реке Белой?
Д) 1м 25см;
Г) 1м 75см;
К) 26м 50см.
6. Масса касатки 8тонн.А масса белухи на 6 тонн меньше. Какова масса белухи?
И) 14 т;
Е) 2 т;
Э) 48т.
7. Длина тела гренландского кита 210см. Его голова с огромным ртом составляет 1\3 часть длины тела. Какова длина головы гренландского кита?
В) 140см;
П) 630см;
Ц) 70 см.
Выпиши буквы и прочитай, как ты справился с заданием.
1. Белый медведь.
Самый крупный _________________. Длина тела 3 метра, вес от 600 до 1000 кг. Меховой покров очень___________ . Под кожей _________________. Хорошо_____________ . Основная пища _____________________.
Слова для справок: густой, хищник, плавает, жир, рыба и тюлени.
2. Тюлень.
Вытянутое тело с маленькой головой. Задние конечности превратились в ___________. Шерсть ___________.Под кожей ___________________.Питаются _________________.
Слова для справок: ласты, слой жира, короткая, крабами, рыбой.
3. Морж.
Длина тела в среднем 3 метра, весит около 1т500кг. Тело крупное , массивное. Кожа ___________. На верхней губе __________________ , ____________________. Питаются ____________________ .
Слова для справок: усы, клыки, толстая, моллюски, рачки, черви.
4. Кайра.
Белогрудые, с ______________ птицы, с массой около 1 кг. Хорошо и глубоко _____________. Кладут яйца _______________.Кормятся ________________.
Слова для справок: плавают, рыбой, на отвесные скалы, черными спинами.
5. Мхи.
Низкорослые растения. Нет _____________. Высота _______. Основное торфообразующее растение. Торф служит ______________ , применяется в качестве удобрения. Слова для справок: корней, а тонкие нитевидные отростки, 5см, топливом.
6. Карликовая береза.
Кустарник. Высота _________________. Толщина ствола _____________. Преобладают стелющие формы. Листья напоминают _____________. Используется как ___________ и _________________. Слова для справок: топливо, монетки, до 1 метра, до 8-10 миллиметров, корм для оленей.