Программное содержание:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством C.А. Есенина. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать художественный вкус.
- Воспитывать патриотические, нравственные чувства, любовь к Родному краю, к природе, через поэзию С.А.Есенина.
- Формировать навыки ИЗО-деятельности. Учить передавать красоту зимних деревьев, их снежный убор, использовать разные приемы изображения.
- Развивать у детей способность к самоанализу.
Предварительная работа:
- Разучить с детьми стихотворения Есенина: “Черемуха”, “С добрым утром”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.
- Разучить с детьми движения для хоровода и игру “Ручеек”.
Материал:
Портрет С.А. Есенина. Макет березы сделанный из картона, веток (высота 2 м). Магнитофон, аудиозапись русской народной музыки. Бумага голубого цвета, карандаши, вата, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В нашей стране нет человека, который не знает наизусть каких-либо стихов замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Прошло уже более 110 лет со дня его рождения и более 80 лет со дня смерти. (Показать портрет). Сергей Есенин родился в крестьянской семье, рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. До 12 лет его воспитывали любящие бабушка и дедушка. Свое родное село Есенин любил безмерно, Считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Родину, свою Россию – Русь. Вот как он об этом писал:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою."
Где бы не бывал Есенин, будучи знаменитым поэтом: во Франции, в Америке, его всегда тянуло на Родину, в село Константиново, о котором он писал так:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни. Так же он описывал красоту русских деревьев в разные времена года.
- Скажите ребята, какие названия деревьев вы знаете? (Ответы)
- Какое ваше любимое дерево? Чем оно вам нравиться? Почему? (Ответы)
Весной все деревья хороши, все нарядны. Одно из лучших – черемуха – уж так сладко пахнет, когда цветет! ... Послушайте, как увидел ее поэт (стихотворение "Черемуха" читают двое детей).
- Ребята, как описал С.Есенин черемуху? (Ответы)
- А за весной какое время года приходит? (Ответ)
Чудесная пора лето. У С.Есенин очень много стихов о лете. Вот одно из них нам прочитает…(девочка), стихотворение называется "С Добрым утром", а вы внимательно слушайте.
- Какое дерево описал в этом стихотворении С.Есенин? (Ответ)
- Послушайте еще одно стихотворение, прочитает его... (мальчик). (Нивы сжаты, рощи голы)
- А в этом стихотворении поэт описывает какое-нибудь дерево или может деревья? (Ответы)
- О чем это стихотворение? (Ответы)
- Каким настроением оно проникнуто? (Ответы)
Верно, настроение тихое, спокойное, даже немного грустное. Я хочу вам прочитать еще одно стихотворение Сергея Александровича Есенина "Белая береза".
- Красивое стихотворение? (Ответы)
- Какое время года описывает поэт? (Ответ)
- О чем это стихотворение? (Ответы)
Верно, снова о природе, о березе.
- Опишите мне эту картинку – какая погода, какое время дня, какое настроение оно вызывает? (Ответы)
- Как увидел поэт дерево, березу? Как он ее описал? (Ответы)
Правильно, береза эта – как царевна из сказки, вся в серебре, в золоте, в пушистой бахроме. А может быть это спящая царевна? на зиму красавица – березка погрузилась в сон и ждет, когда ее разбудит весеннее солнышко...
- Прослушав все эти стихи, что можно сказать? О чем больше всего любил писать С. Есенин? (Ответы)
О природе, про Родину, про Россию, он раскрывает перед нами удивительный русский пейзаж, русские березы.
- Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы)
Правильно, потому что он любил свой край, Родину и хотел, чтоб каждый русский человек тоже полюбил или хотя бы уважал свою природу, Родину. Давайте и мы с вами проявим свое уважение к природе и поводим хоровод возле самого любимого дерева нашего поэта. (звучит русскиая народная музыка, девочки и мальчики выходят попарно, водят хоровод возле макета березы, играют в ручеек)
А теперь вспомните стихотворение про зимнюю березу и еще раз представьте ее, и опишите, но не словами, а на листах с помощью карандашей и других предметов. (Рисование и аппликация из ваты – снег.)
Анализ:
Попросить нескольких ребят, описать свою работу, рассказать о своей березе. Какая она? Довольны ли они своей работой? Понравилось ли им занятие? Чем оно им понравилось?