Цель: Знакомство с различными жанрами музыки Рождества: духовной, народной, композиторской.
Задачи:
- Знать термины: тропарь, колядки.
- Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.
Музыкальный материал:
- С.В. Рахманинов духовная музыка – слушание.
- РНП “Коляда” - слушание, игра на музыкальных инструментах.
- П.И. Чайковский “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.
- “Рождество Христово” слова и музыка П. Синявского – исполнение.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа (слайды), наглядности: Рождество, народная, композиторская, духовная, тропарь, колядки; алгоритмы: историческая справка, эмоциональное настроение, синквейн, атрибуты Рождества; магнитофон (музыка Рождества, духовная музыка, вальс из балета Чайковского “Щелкунчик”); музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольник, фортепиано.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Проблемная ситуация.
- Составление кластера.
- Слушание и осмысливание.
- Проблемная ситуация.
- Закрепление нового материала в процессе выполнения задания.
- Проблемная ситуация.
- Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
- Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки.
- Вокально-хоровая работа.
- Импровизационная деятельность (игра на музыкальных инструментах).
- Выполнение творческого задания в процессе слушания.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.
ХОД УРОКА
Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, листы).
1. Орг.момент (музыкальное приветствие).
2. Мотивация. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.
3. Проблемная ситуация: определите по музыкальному фрагменту, чему мы посветим урок? (Звучит музыка) Итак ваши мысли? Да, действительно, речь пойдет о Рождестве, а именно о музыке Рождества. Чтобы вы хотели узнать? Наша цель определить виды музыки и где они могут звучать.
4. И так Рождество. С чем ассоциируется это слово (составление кластера, актуализация знаний).
5. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, попробуйте определить, где и почему можно услышать эту музыку в Рождество. Где? Почему прославляют рождение Иисуса Христа. Подумайте, как можно назвать эту музыку?
Вот вы и определили одним из видов музыки Рождества …
6. Сейчас музыка будет звучать, а вам предлагается задание. (Звучит духовная музыка С.В. Рахманинова)
- Выбрать самую важную информацию о музыки Рождества.
- Описать характер музыки, пользуясь таблицей.
- Попробуйте выбрать предметы, связанные с Рождеством.
Хорошо. Спасибо. Вы меня порадовали. Запишите, пожалуйста, в тетрадь.
7. Проблема. А эти инструменты могут быть связаны с духовной музыкой? Это тоже был один из атрибутов рождественских встреч. Как вы думайте, кто мог использовать этот инструмент? Как называется народный обряд, который является главным символом Рождества обряд (Коляда). Знаете, как называются песни (колядки). Кто из вас колядовал? В чем суть? Скоро тоже наступают рождественские праздники и кому-то пригодится.
8. Колядовщики, спасибо.
9. Я предлагаю послушать музыкальный фрагмент (звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”). Можно ли ее назвать народной или духовной. Кто может представить эту музыку? (Это еще один вид – композиторская.) Мы открыли все тайны рождественской музыки. Какую музыку мы можем услышать? Что вас удивило? Какое открытие вы сделали? Да, я очень рада, что помогла вам открыть тайны музыки. Что понравилось и что привлекло? 1 группа – вы художники, 2 группа – вы сегодня поэты, сочиняете стихи, 3 группа – вы будете мудрецы и вам надо подготовить синквейн по нашей теме и защитить его.
10. Первую елку в России наряжали в честь Рождества. Вот и мы с вами нарядим, но у нас будут необычные украшения.
Красные – вы сделали новое открытие.
Желтые – если вы себя чувствовали спокойно, уверенно.
Зеленые – если вы ничего не узнали нового.
Синий – если было не интересно на уроке.
Какая елка у нас с вами получилась? Мне очень приятно, что я помогла вам узнать новое и открыть мир музыки и искусства. И в честь сегодняшнего урока мы с вами исполним песню “Рождество Христово”, и я думаю, что вы ее сможете петь в Рождество. Спасибо! До новых встреч, с наступающими вас рождественскими праздниками и Новым годом!