Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Power Point.
Учебник: С.В. Громов, Н.А. Родина, физика 9-й класс.
Цели урока:
обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при решении задач;
развивающая: расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности, научить видеть проявление закономерностей законов в окружающей жизни, логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы;
воспитывающая: продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика.
Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи, пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования и выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Используемая литература:
- С.В. Громов, Учебник физики 9 класс.М. Просвещение, 2001.
- Е.А. Марон, Контрольные работы по физике 7–9-й класс. М. Просвещение, 2002.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Решение задач.
- Контрольное тестирование.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайд 1). Презентация
Учитель: Здравствуйте дети! Я в электричесва страну всех приглашаю вас. Сегодня мы все повторим, решим задачи, закрепим. Каждый ученик прежде чем приступить к решению задач должен обладать определенными знаниями. Я предлагаю ответить на следующие вопросы.
2. Актуализация опорных знаний (слайд 2).
- Что такое последовательное соединение? (Последовательным считают, такое соединение проводников при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.)
- Что такое параллельное соединение? (Это такое соединение при котором начало всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы к другой)
Изображение соединений на доске выполняется учениками.
- Сформулируйте закон Ома. (Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)
- Помоги ученику правильно расставить формулы (слайд 3).
Последовательное |
Параллельное |
|
Сила тока | ||
Напряжение | ||
Сопротивление |
На интерактивной доске учениками маркером вносятся в таблицу правильные ответы.
3. Решение задач (слайд 4).
Задача № 1. Четыре одинаковые лампы соединены так, как показано на рисунке, и подключены к источнику постоянного напряжения. Как изменится накал каждой из ламп, если лампа 4 перегорит?
Решение: Перегорание лампы 4 приведет к увеличению сопротивления цепи. Следовательно, полная сила тока в цепи уменьшается, поэтому уменьшается накал лампы 1 и напряжение на ней. Т.к. общее напряжение в цепи не изменяется, увеличивается на участке с параллельным соединением ламп, значит накал лампы 2 и 3 увеличится.
(Cлайд 5)
Задача № 2.
С помощью шторки интерактивной доски решение закрыто.
(Cлайд 6)
Задача № 3. Как нужно соединить четыре резистора, сопротивления которых 0,5 Ом, 2 Ом, 3,5 Ом, 4 Ом, чтобы их общее сопротивление было 1 Ом.
(Слайд 7)
Оформление решения задачи закрыто шторкой интерактивной доски.
4. Контрольное тестирование (слайд 8).
Вариант 1
- Начертите схему последовательного соединения 2 резисторов 1 Ом и 2 Ом. В каком из них сила тока больше.
- Сколько одинаковых резисторов было соединено параллельно, если каждый из них имеет сопротивление 600 Ом, а их общее сопротивление составило 50 Ом?
- Проводники сопротивлением 15 Ом и 20 Ом соединили последовательно. Чему равно их общее сопротивление?
- Опираясь на решение задачи № 3, определить напряжение цепи при силе тока 2 А.
- Вычислить сопротивление цепи, если R1= R2= R3=1 Ом, R4=3 Ом.
Вариант 2
- Начертите схему параллельного соединения 2 резисторов 1 Ом и 2 Ом. В каком из них напряжение больше.
- Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление составило 600 Ом?
- Проводники сопротивлением 10 Ом и 10 Ом соединили параллельно. Чему равно их общее сопротивление?
- Опираясь на решение задачи № 3, определить силу тука при напряжении 12 В.
- Вычислить сопротивление цепи, если R2= R3= R4=2 Ом, R1=6 Ом
Учитель предлагает учащимся обменяться тетрадками для проверки контрольного теста.
5. Ответы (слайд 9).
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, вы выполнили тест и теперь за пять правильных ответов поставьте оценку пять, за четыре-четыре, за три-три менее трех два (в процессе этой работы реализуется самопроверка и самооценка).
Проверку и оценку решения задач у доски осуществляет учитель.
7. Домашнее задание (слайд 10).
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.
2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.
3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.
4. Единица электрического заряда.
5. Прибор для измерения силы тока.
6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.
По вертикали:
1. Процесс сообщения телу электрического заряда.
2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.
3. Единица напряжения.
4. Единица сопротивления.
5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.
6. Направленное движение заряженных частиц.