"Тропический лес" (конспект урока естествознания в 3-м классе)

Разделы: Начальная школа


Цели:

- расширить круг знаний по теме;
- формировать познавательный интерес, экологическое мировоззрение;
- воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки;
- развивать логическое мышление;
- учить связно, лаконично и грамотно преподносить подготовленную по теме информацию;
- учить устанавливать природные взаимосвязи;
- учить классифицировать животных;
- прививать навыки поисковой деятельности.

Оборудование: тематические выставки рисунков «Птицы тропического леса» и «Животные тропического леса», плакат «Тропический лес» (все рисунки в тексте и на фото выполнены автором статьи); макет телевизионного экрана со вставными кадрами «Осенние изменения в природе»; раздаточный материал; географическая карта; атласы; компасы; натуральные экспонаты; магнитофон, видеомагнитофон; выставка книг; растения (комнатные) тропиков; учебники «Естествознание» по системе Занкова Л.В.

P.S. Использование данных материалов в других печатных изданиях без согласия автора запрещается!

Ход урока

1. Прогноз погоды

Учитель: Начинаем нашу встречу с прогноза погоды на сегодня 26 ноября 2006г.

(Учитель показывает детям экран, в который вставляются кадры- рисунки)

  • Какое время года сейчас? Назовите осенние месяцы.
  • Какой сейчас месяц?
  • Каким периодом осени является этот месяц? (поздняя осень)
  • Как в народе называют ноябрь? Почему?
  • Какова температура воздуха в этот период? Почему она понижается осенью? (Это связано с удаленностью Земли от Солнца в данный период времени)
  • Какова облачность в этот период? (рис. 1- на экране)
  • Изменилась ли продолжительность светового дня? (рис. 2)
  • Расскажите об осадках. Сравните их с летними. (рис. 3)
  • Расскажите об изменениях в живой природе: в жизни растений, насекомых, птиц, зверей. (рис. 4)
  • Чем заняты люди осенью? (рис.5)

2. Знакомство с темой и формой проведения урока

а) Вступительное слово учителя

Да! Поздняя осень не балует нас своей погодой. А где-то сейчас жара, солнце ярко светит, ежедневно идут теплые обильные ливни. Пышная растительность и многообразный живой мир. Где это?

У нас сегодня есть уникальная возможность отдалить предзимние холода и ненастья хоть на чуть-чуть и отправиться в волшебный мир тропических лесов. Я приглашаю вас принять участие в популярной программе «Последний герой». Вы готовы?

Накануне игры в поселке Чишмы на базе гимназии был проведен отборочный тур. Из 927 человек только 22 стали участниками этого грандиозного проекта! По счастливой случайности все они являются учениками 3 «А» класса.

Итак, разделимся на команды:

1 команда – «Племя Кокосов»

2 команда – «Племя Колибри»

3 команда – «Племя Обезьян»

Каждая команда садится за свой «круглый» стол – это их остров. Участники команд надевают банданы своего цвета. Каждый участник может заработать для своей команды защитные тотемы. Чем больше у команды тотемов, тем ближе она к победе.

3. Ориентирование

Учитель: Внимание! Сейчас произойдет высадка команд в тропики. С собой брать самое необходимое, т.е. ЗНАНИЯ! Давайте, определим географическое положение:

  • Назовите стороны света.

б) Практическая работа № 1 в группах
«Определение сторон света по компасу»

Каждая команда по компасу коллективно определяет южное направление. На видном месте в классе учитель устанавливает указатель в виде красной стрелки.

в) Практическая работа № 2 в группах
«Определение местоположения материков, океанов и экватора по атласам»

Каждая команда по атласам находит материки, омывающие их океаны, экватор, а ученики по одному выходят к доске и показывают их по карте полушарий.

  • Ребята, какие материки вы знаете?

  • Какие океаны их омывают? (практическая работа в группах по картам)

  • Что такое экватор? (показать по карте)

  • Какой там климат? Почему? (Жаркий, влажный климат, т.к. солнечные лучи падают под прямым углом, траектория падения лучей самая короткая, солнечная энергия не успевает рассеиваться).

  • Следуя вдоль экватора, мы сможем попасть в тропические леса. Где они находятся? (показать по карте).

Учитель: Что ж, высадка команд прошла успешно. Каждый участник проекта получает по одному защитному тотему.

4. Работа по теме «Растения тропического леса»

а) Просмотр видеосюжета «Растения тропиков»

Учитель: Давай те оглянемся вокруг, ведь мы уже в тропическом лесу.

б) Сообщение о ярусном делении леса.

  • Как вы уже заметили, тропический лес имеет свои этажи. О чем идет речь? Посмотрите на мою схему и расскажите о каждом ярусе. (Ответы учеников) ч

в) Обобщение и дополнение информации учителем

Влажные тропические леса произрастают в области близ экватора, где все время тепло и дожди выпадают ежедневно. (Центральная и Южная Америка, Африка, Азия – Индия, Австралия) Так как здесь не бывает ни сухого. Ни холодного сезона, леса вырастают очень высокими. Они растут очень быстро и достигают большой высоты, т.к. им приходится соревноваться друг с другом за солнечный свет. Большинство видов относится к широколиственным породам (эвкалипт, тиковое дерево, гевея) или пальмы. В одном местности может расти 2500 видов деревьев. Деревья второго яруса создают сплошной шатер. В этом ярусе для туристов провели подвесные мостики, по которым люди могут прогуляться под самым куполом кроны деревьев. Страшновато, но безопасно.

Цветки многих деревьев располагаются в кроне, так что до них легко могут добраться насекомые, птицы и летучие мыши, распространяющие их семена и пыльцу.

г) Выступление творческих групп

Каждая команда получила творческое задание: собрать самую интересную информацию по заданной теме.

Племя Кокосов работало над темой «Растения тропического леса». Давайте, послушаем сообщения членов этой команды. (Каждый ученик рассказывает об одном растении, стараясь изложить самую оригинальную информацию о нем).

д) Обобщение и дополнение информации учителем

Шоколадное дерево – его цветки растут прямо на стволе. Из семян какао делают порошок – какао, шоколад.

Орхидеи – растут прямо на стволах деревьев; корни воздушные, высасывают влагу прямо из воздуха, цветы похожи на бабочек.

Лианы - длинные стебли лазающих растений выносятся на вершины деревьев, опутывая своей сетью лес.

Бананы – растут на травянистых растениях, внешне похожих на большие деревья.

Хлебное дерево – его плоды содержат внутри мякоть, напоминающую тесто, из него пекут лепешки.

Конфетное дерево – если высушить его плоды, по вкусу они будут напоминать карамель.

Молочное дерево – сок этого дерева по вкусу и цвету напоминает молоко, местные жители делают надрезы в коре и собирают его в посуду.

Колбасное дерево – его плоды по размеру, форме и цвету похожи на колбасу, но, к сожалению, они не съедобны.

Раффлезия гигантская – на поверхности только цветок, который достигает размеров более 1 метра; это растение-хищник, оно привлекает к себе насекомых, источая запах тухлого мяса.

д) Конкурс «Ботаники»

По два участника из команды завязывают глаза и на ощупь определяют тропические фрукты:

- кокос; - киви; - ананас; - банан ;
- апельсин;  - лимон; - шоколад.  
  • Ребята, почему же среди тропических фруктов оказался шоколад?

е) Сообщение о комнатных растениях (находящихся в классе), выходцах из тропических лесов

5. Работа по теме «Насекомые и птицы тропического леса»

а) Выступление творческой группы

Учитель: Давайте продолжим наше знакомство тропического леса. Понаблюдаем за птицами и насекомыми. Кого смогли разглядеть участники Племени Колибри?

Ребята рассказывают об одной птице или насекомом, иллюстрируя свое сообщение коллекцией рисунков, представленной на выставке:

- колибри;

- райские птицы;

- гарпия;

- попугай Ара;

- тукан;

- птица-носорог;

- гигантские бабочки;

- термиты;

- муравьи;

- цикады;

- птичка-тенте;

- квезал.

6. Музыкальная пауза

Учитель: Наше исследование тропических лесов продолжается. А чтобы было веселее, продолжим путешествие под музыку.

Исполнение песни из кинофильма к/ф «Красная Шапочка»

(Дети выполняют танцевальные движения)

Куплет:

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке.
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!

Припев:

Аа-а! В Африке горы вот такой высоты!
Аа-а! В Африке реки вот такой ширины!
Аа-а! Крокодилы, бегемоты!
Аа-а! Обезьяны, кашалоты!
Аа-а! И зеленый попугай! (2 раза)

7. Работа по теме «Животные тропического леса».

а) Выступление творческой группы

Учитель: Племя Обезьян разбредается по джунглям в поисках удивительных животных. Кого они встретили, сейчас узнаем.

Каждый участник группы рассказывает об одном животном на свой выбор, черпая информацию из разных источников (газеты, журналы, энциклопедии, телевидение, Интернет). Свое сообщение они иллюстрируют коллекцией рисунков, представленной на выставке.

Примерный перечень:

- тапиры;

- окапи;

- черепахи;

- ленивец;

- слон;

- обезьяны;

- ягуар;

- анаконда;

- пираньи;

- крокодилы;

- летучие мыши-вампиры.

  • На какие группы можно разделить этих животных?

б) Дополнительная информация учителя

Ленивец – спит от 15 до 18 ч. в сутки; питается листьями цекропил, дерева, произрастающего в лесах Южной Америки; делает все очень медленно: за 1 минуту передвигается лишь на 4м, а на переваривание листьев требуется 1 месяц.

Крокодил нильский – самый крупный крокодил: длина 6м, вес 1000кг (для сравнения: длина нашего класса 8м).

Кайманы – обитают в Южной Америке, на берегах Амазонки; существует 5 видов кайманов; являются родственниками аллигаторов, но меньше размерами; люди уничтожают их из-за ценной кожи и яиц.

Анаконда (водяной удав) – в длину может достигать 9м и более; может проглотить каймана, окапи, кабана или оленька целиком. Змея обвивается вокруг жертвы, душит и натягивается на нее, как чулок; переваривает пищу несколько лет.

Вампиры – летучие мыши; сосут кровь позвоночных животных. Острыми, как бритва, зубами зверьки делают надрез на коже жертвы, а вещества в их слюне делают кровь плохо свертываемой. Она стекает из ранки, а вампиры слизывают ее.

Летучие лисицы - питаются сочными плодами и нектаром, пыльцой цветков; имеют острое зрение, обоняние и ультразвуковую эхолокацию.

Пираньи – рыбы, размером не больше обычного карася, но зубы у них острые, как лезвие бритвы. Стая пираний может за насколько минут обглодать до костей крупное животное.

Лягушки-листолазы – настолько ядовиты, что некоторые южноамериканские племена смазывают их ядом наконечники стрел. Яда лягушки длиной 2,5см хватает на изготовление множества отравленных стрел.

Планирующие змеи – «расплющивают» свое тело в полете.

Белки-летяги – имеют широкие кожистые перепонки вдоль всего тела.

в) Практическое задание «Составление пищевой цепи»

Пищевая цепь № 1

Пищевая цепь № 2

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Жизнь одного существа зависит то других.

г) Упражнение «Силуэты»

  • На какие группы по типу питания можно разделить этих животых?

д) Кроссворд

1. Птица - нянька, которая всюду следует за ребенком, и если ему грозит опасность, птичка поднимает шум, тем самым привлекая внимание родителей малыша:

а) какаду; б) тенте; в) тукан.

2. Как называются дикие свиньи Южной Америки?

А) повара; б) пекари; в) кулинары.

3. кто является родственником жирафа?

а) окапи; б) агути; в) антилопа.

4. Хищные рыбы, которые за несколько минут обгладывают крупное животное до костей?

а) карась; б) щука; в) пираньи.

5. Самая маленькая птичка на Земле?

а) райская; б) колибри; в) воробей.

6. Самая крупная змея на Земле?

а) анаконда; б) гадюка; в) кобра.

7. Кто чистит зубы крокодилу?

а) стоматолог; б) его родители; в) кулик.

8. Итог урока.

а) Обмен впечатлениями об уроке

Учитель: Мы побывали сегодня в тропическом лесу. Нам открылись лишь некоторые тайны этого удивительного мира. Самое время поделиться впечатлениями о путешествии.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Какое открытие вы сделали лично для себя?

  • Что показалось самым интересным на уроке?

  • О чем еще вы бы хотели узнать?

(Ответы учащихся).

б) Экологическое обобщение-предупреждение

Учитель: Много ценного таят в себе тропические леса. Поэтому людям нужно серьезно задуматься об их сохранении. Ведь к настоящему времени уже более половины тропических лесов вырублено ради ценной древесины, а также в целях расчистки мест для сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Животным и растениям, которые живут в таких областях, грозит серьезная опасность исчезновения, а некоторые из них уже вымерли.

Амазонские тропические леса вырабатывают большую часть кислорода на Земле, необходимого людям и животным для дыхания. Поэтому их называют «легкими планеты».

А еще, ученые считают, что разрушение тропических лесов влияет на равновесие газов в атмосфере и ведет к возникновению парникового эффекта. А это может привести к таянию ледников и затоплению суши.

В местах интенсивных вырубок леса вода быстро вымывает из почвы плодородный слой. Например, огромные площади Амазонской низменности превратились в бесплодные пустыни.

  • Теперь, зная эти проблемы тропических лесов, что бы вы посоветовали сделать взрослым для спасения природы?

  • Как бы вы убеждали их в том, что бережное отношение к ним очень важно для будущего и настоящего нашей планеты?

в) Творческое домашнее задание: сочинить миниатюру – призыв к спасению лесов; нарисовать плакат в защиту лесов.

г) Оценивание работы учащихся на уроке