Цель: Закрепить ЗУН учащихся о частях речи.
Задачи:
1. Закрепить ЗУН учащихся об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, умения учащихся определять изученные части речи, правильно употреблять их в речи.
2. Развивать мышление, внимание, речь, умение наблюдать, сравнивать делать выводы.
3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: плакат “Весна”, графики иллюстрации “Вестна”, ТСО, текст “Части речи”, карточки.
ХОД УРОКА
I. ОРГ. МОМЕНТ.
1. Психологический настрой.
- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное)
- Какое солнышко вам больше нравиться?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
3. Работать мы будем группами. Каждый ученик в группе за правильный ответ получает жетон, в конце урока количество жетонов будет подсчитано. Группа, набравшая большее количество жетонов, будет победительницей.
II. Всесторонняя проверка знаний.
4. Я предлагаю вам послушать музыку великого композитора П.И. Чайковского. (Звучит музыка “Весна” )
5. - Какое время года вы услышали? (Плакат “Весна”)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА? (Названные ассоциации записываю маркером на плакате)
6. Молодцы. Теперь, используя эти слова составьте рассказ на тему “Весна”.
7. Чтение рассказов. (4–5)
- Хорошие получились рассказы. Какой вам больше понравился? Почему?
8. - Какие части речи вы использовали при составлении рассказов?
9. Постановка цели урока. Сегодня мы повторим всё то, что знаем о частях речи, поговорим о прекрасном времени года – ВЕСНА.
III. Закрепление.
10. - Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на доске.
Весна, весна на улице
Весенние деньки.
Уже стреляют почки
И протирают глазки
Зелёные листочки.
ЗАДАНИЕ:
1 группа. Выписать имена сущ., определить род, число, падеж, склонение.
2 группа. Выписать имена прилагательные, определить род, число, падеж.
3 группа. Выписать глаголы, определить время, число, лицо, спряжение.
- Какие ещё знаете части речи?
11. - Назовите весенние месяцы. Послушайте, откуда пришло название этих месяцев, и что они означают.
МАРТ – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и садов.
АПРЕЛЬ – Родина – Древний Рим. Оно означает “тёплый”, “солнечный”. Наши предки, в древние времена, называли этот месяц – цветень.
МАЙ – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Произошло от собственного имени МАИЛ. Так звали богиню земли и плодородия.
12. Итак, наступила весна. Люди любят весну. Всегда ждут её с нетерпением.
У вас на столах лежат иллюстрации. Подпишите их отрывками из произведений, стихотворений. Зачитайте.
13. Упражнение “Графики”.
На доске записаны словосочетания, которые состоят из глаголов и существительных. Определить время глаголов, падеж сущ. и составить график.
(Держит в руках, вырастил цветок, добрался до кучи, помчится по дороге, любовался природой, наблюдает за погодой)
Самопроверка.
14. Работа с книгой. Упражнение 529. Комментированная работа.
15. Упражнение на логическое мышление.
- Прочитайте зашифрованные слова, составьте предложение, сделайте синтаксический разбор.
Чтобы расшифровать слова, нужно соотнести цифру с фигурой и назвать нужную букву.
17. - Улыбается весеннее солнышко. На лесных полянах расцветают цветы. Земля наряжается в праздничный наряд. Какие весенние цветы вы знаете? Очень трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени в полях, скверах и парках цветут разнообразные растения. Прочитайте тексты, записанные на карточках, найдите ошибку автора.
(“Сказка о подснежнике”, “Первые цветы”, “Колокольчики”)
Ответ – не надо рвать весенние цветы
- Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты?
Правильно. Ведь не даром говориться: “Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем”. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!
Давайте обещаем, не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют нас своим запахом и ярким нарядом.
Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены руками человека.
IV. Итог.
18. - Вот и подошёл к концу наш урок. Чем он вам запомнился? Чему учил? Все старались хорошо работать.
19. Выставление оценок.
20. Инструктаж домашнего задания. Написать несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.