Урок русского языка в 4-м классе по теме "Части речи" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить ЗУН учащихся о частях речи.

Задачи:

1. Закрепить ЗУН учащихся об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, умения учащихся определять изученные части речи, правильно употреблять их в речи.

2. Развивать мышление, внимание, речь, умение наблюдать, сравнивать делать выводы.

3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: плакат “Весна”, графики иллюстрации “Вестна”, ТСО, текст “Части речи”, карточки.

ХОД УРОКА

I. ОРГ. МОМЕНТ.

1. Психологический настрой.

- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное)

- Какое солнышко вам больше нравиться?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

3. Работать мы будем группами. Каждый ученик в группе за правильный ответ получает жетон, в конце урока количество жетонов будет подсчитано. Группа, набравшая большее количество жетонов, будет победительницей.

II. Всесторонняя проверка знаний.

4. Я предлагаю вам послушать музыку великого композитора П.И. Чайковского. (Звучит музыка “Весна” )

5. - Какое время года вы услышали? (Плакат “Весна”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА? (Названные ассоциации записываю маркером на плакате)

6. Молодцы. Теперь, используя эти слова составьте рассказ на тему “Весна”.

7. Чтение рассказов. (4–5)

- Хорошие получились рассказы. Какой вам больше понравился? Почему?

8. - Какие части речи вы использовали при составлении рассказов?

9. Постановка цели урока. Сегодня мы повторим всё то, что знаем о частях речи, поговорим о прекрасном времени года – ВЕСНА.

III. Закрепление.

10. - Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на доске.

Весна, весна на улице
Весенние деньки.
Уже стреляют почки
И протирают глазки
Зелёные листочки.

ЗАДАНИЕ:

1 группа. Выписать имена сущ., определить род, число, падеж, склонение.

2 группа. Выписать имена прилагательные, определить род, число, падеж.

3 группа. Выписать глаголы, определить время, число, лицо, спряжение.

- Какие ещё знаете части речи?

11. - Назовите весенние месяцы. Послушайте, откуда пришло название этих месяцев, и что они означают.

МАРТ – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и садов.

АПРЕЛЬ – Родина – Древний Рим. Оно означает “тёплый”, “солнечный”. Наши предки, в древние времена, называли этот месяц – цветень.

МАЙ – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Произошло от собственного имени МАИЛ. Так звали богиню земли и плодородия.

12. Итак, наступила весна. Люди любят весну. Всегда ждут её с нетерпением.

У вас на столах лежат иллюстрации. Подпишите их отрывками из произведений, стихотворений. Зачитайте.

13. Упражнение “Графики”.

На доске записаны словосочетания, которые состоят из глаголов и существительных. Определить время глаголов, падеж сущ. и составить график.

(Держит в руках, вырастил цветок, добрался до кучи, помчится по дороге, любовался природой, наблюдает за погодой)

Самопроверка.

14. Работа с книгой. Упражнение 529. Комментированная работа.

15. Упражнение на логическое мышление.

- Прочитайте зашифрованные слова, составьте предложение, сделайте синтаксический разбор.

Чтобы расшифровать слова, нужно соотнести цифру с фигурой и назвать нужную букву.

17. - Улыбается весеннее солнышко. На лесных полянах расцветают цветы. Земля наряжается в праздничный наряд. Какие весенние цветы вы знаете? Очень трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени в полях, скверах и парках цветут разнообразные растения. Прочитайте тексты, записанные на карточках, найдите ошибку автора.

(“Сказка о подснежнике”, “Первые цветы”, “Колокольчики”)

Ответ – не надо рвать весенние цветы

- Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты?

Правильно. Ведь не даром говориться: “Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем”. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!

Давайте обещаем, не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют нас своим запахом и ярким нарядом.

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены руками человека.

IV. Итог.

18. - Вот и подошёл к концу наш урок. Чем он вам запомнился? Чему учил? Все старались хорошо работать.

19. Выставление оценок.

20. Инструктаж домашнего задания. Написать несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.