Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы

Разделы: Иностранные языки, Школьная психологическая служба


Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать. Познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – вот основная цель работы психологической службы начальной школы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние душевного, физического и социального благополучия.

Работа психолога организуется по трем основным направлениям:

  1. Диагностическая работа, которая реализуется в психологическом мониторинге и позволяет изучать динамику развития учащихся;
  2. Коррекционно-развивающая работа, которая и позволяет оказать помощь детям, имеющим проблемы в обучении и развитии, создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации учащихся;
  3. Консультативно- просветительская работа, которая тесно связана с работой методического объединения начальных классов, способствует построению вектора образовательного маршрута и позволяет поддерживать приемственность между начальным и среднем звеном обучения.

В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования. В своей работе методическое объединение начальных классов и психологическая служба ориентируется на следующие, по нашему мнению, наиболее важные новообразования:

  1. Перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
  2. Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
  3. Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  4. Овладение навыками домашнего труда.
  5. Развитие саморегуляции поведения, воли;
  6. Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
  7. Расширение сферы общения, появление новых авторитетов(учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
  8. Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.

Исходя из новообразований в развитии младшего школьника , психологической службой и педагогами начальных классов был создан “портрет выпускника начальной школы”, который и является самоцелью совместной работы психолога и педагогов. Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

  • достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
  • развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
  • обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
  • нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
  • наличие сформированного контроля и самоконтроля
  • наличие положительной самооценки
  • хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как наша школа лингвистическая, а также необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел испанским языком на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.

Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”

Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.

Диагностическое направление.

Для чего мы придерживаемся данного направления работы:

  • во-первых, психологический мониторинг позволяет выявлять определенную категорию учащихся неблагополучных в своем развитии. И своевременное сообщение педагогу информации о трудностях в личностном развитии того или другого ученика позволяет немедленно оказать ему необходимую педагогическую помощь.
  • во-вторых, когда педагог периодически получает такую диагностическую информацию, он учиться видеть сам первые признаки возникающих психологических проблем, и педагог уже сам обращается за консультацией и помощью.

Диагностическая работа проводиться на каждом этапе обучения в начальной школе. Так, например, в 1ом классе приоритет остается за диагностикой уровня психологической готовности первоклассников к школе и диагностикой течения адаптационного периода (анализ мотивации, самооценки, эмоционального состояния).

Во 2-х и 3-х классах более подробно диагностируется познавательная сфера: память внимания, мышления, оценивается уровень сформированности навыков учебных действий и при необходимости анализируется мотивация, самооценка, тревожность.

Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это и есть наши выпускники. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на сформированность определенных психолого-педагогических компонентов.

Диагностическая работа проводиться в два этапа:

  • первый этап проводиться в выпускном классе начальной школы. Его цель – определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуется уровень умственного, интеллектуального развития, самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, особенности развития классного коллектива.
  • второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой учебной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, самооценки, работоспособности и утомляемости.

Полученные результаты диагностики, проведенной в 4-м и 5-м классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации учителям и родителям.

Мы не просто выпускаем учеников из начальной школы и передаем их другому учителю, а передаем определенные психолого-педагогические представления на ученический коллектив в целом и на каждого ученика в отдельности, чтобы новый педагог знал об особенностях развития класса и мог с успехом направлять дальнейшее развитие учащихся в среднем звене.

Немаловажное значение, имеет и коррекционно-развивающее направление в работе психологической службы.

Хочу отметить, что в начальной школе уже в течении 2-х лет в сетке дополнительных часов проводятся развивающие занятия по психологии в рамках программы “Психологическая азбука”, авторами которой являются Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.,

Это программа психологического сопровождения учащихся и рассчитана на 3 года.

Она способствует созданию оптимальных условий для полноценного вхождения ребенка в школьную жизнь, его адаптации в школьной среде, гармоничному становлению психических функций, формированию качеств самостоятельной и нравственной личности, развитию самосознания и рефлексивных способностей ребенка.

А также необходимо отметить, что у каждого ученика есть свой психологический альбом, который заполняется на занятиях в течение 3-х лет, и носит огромный диагностический характер, так как содержит информацию об особенностях развития. И мне как психологу это огромное подспорье в работе, так как позволяет наблюдать за каждым учеником. А также такие занятия позволяют посмотреть на ребенка с другой стороны, не со стороны обычного урока и в тоже время способствует расширению представлению самих педагогов о своих учащихся.

И третье направление работы – психологическое просвещение.

Совместная работа психологической службы и педагогов способствует повышению уровня психологической компетентности учителей начальных классов, благодаря чему многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Тематика психологического просвещения достаточно разнообразная: рассматриваются вопросы педагогической психологии, возрастные и индивидуальные особенности учеников и др.

Психологическое просвещение проводится и с учащимися, как правило, это учащиеся 4-го класса. Рассматриваются вопросы, касающиеся результатов диагностики, ребятам даются практические рекомендации по преодолению различных эмоциональных и поведенческих проблем, также учащиеся формулируют сами совой заказ по интересующим их вопросам.

Исходя из анализа совместной работы методического объединения начальных классов и психологической службы, можно сделать вывод о том, что из года в год в работе начальной школы происходит сдвиг акцентов с обучения на развитие, точнее сказать с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.

Ученик в системе учебно-воспитательного процесса занимает место не пассивного объекта, а активного субъекта. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.

А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов. Именно так работает методическое объединение начальных классов: совместно, плодотворно, позитивно, привлекая к своей работе и педагогов основного звена и педагогов дополнительного образования. И только благодаря такому тесному сотрудничеству учителей между собой и повышению их педагогического мастерства через опыт, создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка.