Цель: воспитание культуры здорового питания на основе традиций сибирской кухни.
Задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями питания сибиряков;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- способствовать воспитанию культуры поведения за столом.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- презентация слайдов,
- стол,
- скатерть,
- самовар,
- сахарница,
- заварник,
- вазочки с вареньем,
- блины,
- каравай,
- пироги,
- фарфоровый чайный набор.
Раздаточный материал: ручки, меню на каждого ученика, перечень блюд сибирской кухни, тест “Житейские правила вкушения пищи жителей Сибири”.
Оформление доски: пословицы “Щи да каша – пища наша”, “Кашу маслом не испортишь”, “Хлеб на стол и стол – престол”; коллаж “Продукты питания”.
Ход урока
I. Орг. момент.
Есть у повести начало – это первая строка.
Мы урок наш начинаем с дорогого уголка:
С нашей родины любимой да с красавицы тайги
И с людей, что нам поныне
Все богатства сберегли.
Мы секрет откроем с вами, да быть может не один
Обратить прошу внимание на гостей и на зачин.
Слайд 1.
- Сегодня мы будем открывать секреты здорового питания жителей Сибири.
II. Активизация и проверка знаний.
- Чем богат сибирский край?
(Наш край богат лесами, где много грибов, ягод и различной дичи. В реках и озёрах много рыбы.)
- Чем занимаются жители нашего края?
(Люди занимаются охотой, рыболовством, собирают грибы и ягоды, выращивают на полях пшеницу, овёс, рожь, гречиху. В огородах выращивают овощи.)
- Правильно. Как это всё назвать одним словом? (продукты питания)
- Зачем человеку нужна пища?
(Человеку нужна пища, чтобы жить.)
Слайд 2
- Перед нами шляпа вопросов. Попробуем на них ответить.
1) Какие питательные вещества вы знаете? (Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества)
2) Назовите главную функцию белков. (Строительный материал организма)
3) Какую функцию выполняют жиры и углеводы? (Источники энергии)
4) Зачем нужны витамины? (Способствуют росту, помогают быть сильными и здоровыми)
Д/игра “ Назови питательное вещество”
- Я называю продукт, а вы название питательного вещества, которое в большем количестве в нём находится. (Показать на коллаже)
Горох - белки, малина - витамины, хлеб - углеводы, молоко - белок, капуста – витамины.
III. Ознакомление с новым материалом.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость сибирской кухни, дедов искренний досуг!
Слайд 3
В старину жили очень скромно. У наших предков не было ни газовых, ни электрических плит, а были русские печи.
Слайд 4
Само устройство печи, набор кухонной посуды позволяли готовить блюда с неповторимым вкусом.
Главным на столе был хлеб и пироги. Не зря в народе родилась пословица “Хлеб на стол и стол престол”. Первоначально пирог означал праздничный хлеб. А само слово “пирог” образовано от слова “пир”.
- С какой начинкой пекли пироги?
Начинка была самая простая: морковь, капуста, сушёные лесные ягоды, грибы.
Одним из самых любимых лакомств были и остаются пряники. Чтобы пряники были вкуснее и ароматнее в тесто добавляли протёртые ягоды. В праздники подавали к столу баранки и калачи, блины и шаньги. Шаньги сибирские пекли и со сметаной, и с сахарным верхом, и творожным, и, конечно, с черёмухой, которую сибиряки очень любят.
Предок наш любил пельмени. Готовили их непременно зимой, делали несколько мешков и хранили в деревянных коробах. Готовили пельмени не только с разным мясом, но и с грибами, капустой. В пост заворачивали рыбу. Пельмени – скорая еда. Кто пришёл, приехал – в чугун, закипело - готово! Скоро, вкусно, сытно.
Из супов центральное место занимают щи из квашеной капусты. Без щей и квашеной капусты наши предки не мыслили жизнь. Они были и остаются повседневным блюдом на домашнем столе. В них содержатся питательные вещества, которые необходимы нашему организму.
Не обходится стол и без каш. Их готовили и в честь праздника, и каждый день. Каши содержат наибольшее количество питательных веществ, легко усваиваются организмом. Чтобы каши были вкуснее, в них добавляют масло или ягоды. Поэтому в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”, “Щи да каша – пища наша”
Сытен сибирский стол, но разве мог он обойтись без сибирского чая с секретом заварки. Пили чай с добавлением сливок, молока, мёда. Особенно ценился чай, заваренный на травах. И здесь почётное место занимал самовар – символ уюта и гостеприимства. На стол рядом с серебряным самоваром ставили фарфоровый чайник. Чай заваривали прямо за столом. К чаю подавали сахар, различные варенья, сливки, пироги, булочки. На сибирском столе разнообразные блюда, богатые витаминами, белками, жирами и углеводами. Растительная пища сочетается с продуктами животного происхождения.
- В этом секрет сибирских поваров.
IV. Самостоятельная работа.
Д/игра “Поварята”. Составление меню
- Сейчас вы будете поварятами и составите меню. Выберите блюда из перечня и запишите в своё меню. Затем свою фамилию после слова “повар”
Меню Завтрак --------------------------- |
Меню Обед ---------------------------- |
Меню Ужин --------------------------- |
Блюда сибирской кухни
Первые блюда:
|
Вторые блюда:
|
Мучные блюда:
|
Каши:
Напитки:
|
А теперь следующий секрет.
Слайд 5
Сибиряки придерживались режима питания. День начинался рано завтраком, обычно чаем с пирогами. Затем второй завтрак. В половине дня обед - “полдень”. Часа через три – паужин (полдник). Вечером ужин. Режим питания сибиряков изменяется со сменой времён года. Летом ели больше растительной пищи, а зимой мясной. Соблюдались посты, когда ели нежирную пищу, но вкусную и полезную.
- Посмотрим и выполним следующее задание-тест.
Слайд 6
“Житейские правила вкушения пищи сибиряков”.
1. Перед началом трапезы всякая сибирская семья
a) хором пела весёлую песню;
в) громко смеялась;
с) желала приятного аппетита друг другу.
2. За столом каждый уважающий себя и других сибиряк, должен был
е) не говорить за столом и хорошо пережёвывать пищу;
ж) болтать без умолку;
з) молча жевать, чтобы съесть больше остальных.
3. Настоящий сибиряк должен
к) пищу не бранить даже если она не вкусна;
л) требовать заменить блюдо;
м) громко расхваливать даже невкусную пищу.
4. Здоровый сибиряк тот, кто
о) ест побольше и чаще;
п) голодает;
р) есть в одно и то же время 4-5 раз в сутки.
5. Если сибиряк уже насытился, а трапеза ещё не окончена, он должен
з) доесть всё до конца, не выбрасывая ни крошки;
ж) поставить свою тарелку кошке, не пропадать же добру;
е) подождать, когда доедят другие.
6. В конце трапезы каждый сибиряк
д) поглаживал живот;
т) благодарил бога за то, что насытил;
г) молча уходил.
Слайд 7
Проверка
1. Перед началом трапезы всякая сибирская семья
с) желала приятного аппетита друг другу.
2. За столом каждый уважающий себя и других сибиряк, должен был
е) не говорить и хорошо пережёвывать пищу;
3. Настоящий сибиряк должен
к) пищу не бранить даже если она не вкусна;
4. Здоровый сибиряк тот, кто
е) ест в одно и то же время 4-5 раз в сутки
5. Если сибиряк уже насытился, а трапеза ещё не окончена, он должен
р) подождать, когда доедят другие.
6. В конце трапезы каждый сибиряк
т) благодарил бога за то, что насытил;
- И вообще во время еды нужно было не иметь дурных мыслей.
Прочтите слово по вертикали. (Секрет) Мы открыли секрет вкушения пищи.
- В Сибири продолжительные зимы с резкими перепадами температуры воздуха. Весной и осенью тоже можно заболеть простудными заболеваниями.
- Чтобы не болеть или, если заболели, быстрее вылечиться нам помогут продукты-целители. Многие рецепты мы знаем от наших бабушек.
“Рецепты наших бабушек”.
.- Для укрепления иммунитета весной в течение трёх недель пейте любые свежие соки красного цвета
- Средством, активизирующим работу мозга, народная медицина считает рябину. Ежедневно на протяжении весны съедайте горсть ягод или 2-3 ложки варенья.
- Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.
- Какие рецепты вы знаете?
1. При простуде надо пить чай с малиной, клюквенный или смородиновый морс.
2. От насморка полезен свёкольный сок.
3. При кашле пьют настой редьки на меду.
Слайд 11
- И, наконец, секрет сибирского здоровья хранит наша национальная гордость и богатство – сибирский кедр.
Мамин-Сибиряк писал: “Он стоит на берегу, точно боярин в дорогой зелёной бархатной шубе”. Когда человек говорит “кедр”, то имеет в виду дерево, которое растёт в Сибири и даёт вкусные и питательные орешки.
Кедровый орех поистине чудесный продукт. В его ядре содержатся масло, углеводы, крахмал, белок и столько витаминов и минеральных веществ, что “если бы детям и взрослым ежедневно давали по горсти кедрового ореха, то предохранили бы население от ряда болезней, повысили бы работоспособность, увеличили бы долголетие”. (Г.В.Крылов)
Слайд 14
V. Итог урока.
- Много секретов мы открыли сегодня. Спасибо, ребята, за работу. Вам и нашим гостям я желаю крепкого сибирского здоровья. Чтобы ваше питание было и вкусным, и полезным.