Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе с применением национально-регионального компонента "Секреты здорового питания жителей Сибири"

Разделы: Начальная школа


Цель: воспитание культуры здорового питания на основе традиций сибирской кухни.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с особенностями питания сибиряков;
  2. развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
  3. способствовать воспитанию культуры поведения за столом.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация слайдов,
  • стол,
  • скатерть,
  • самовар,
  • сахарница,
  • заварник,
  • вазочки с вареньем,
  • блины,
  • каравай,
  • пироги,
  • фарфоровый чайный набор.

Раздаточный материал: ручки, меню на каждого ученика, перечень блюд сибирской кухни, тест “Житейские правила вкушения пищи жителей Сибири”.

Оформление доски: пословицы “Щи да каша – пища наша”, “Кашу маслом не испортишь”, “Хлеб на стол и стол – престол”; коллаж “Продукты питания”.

Ход урока

I. Орг. момент.

Есть у повести начало – это первая строка.
Мы урок наш начинаем с дорогого уголка:
С нашей родины любимой да с красавицы тайги
И с людей, что нам поныне
Все богатства сберегли.
Мы секрет откроем с вами, да быть может не один
Обратить прошу внимание на гостей и на зачин.

Презентация Секреты 1

Слайд 1.

- Сегодня мы будем открывать секреты здорового питания жителей Сибири.

II. Активизация и проверка знаний.

- Чем богат сибирский край?

(Наш край богат лесами, где много грибов, ягод и различной дичи. В реках и озёрах много рыбы.)

- Чем занимаются жители нашего края?

(Люди занимаются охотой, рыболовством, собирают грибы и ягоды, выращивают на полях пшеницу, овёс, рожь, гречиху. В огородах выращивают овощи.)

- Правильно. Как это всё назвать одним словом? (продукты питания)

- Зачем человеку нужна пища?

(Человеку нужна пища, чтобы жить.)

Слайд 2

- Перед нами шляпа вопросов. Попробуем на них ответить.

1) Какие питательные вещества вы знаете? (Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества)

2) Назовите главную функцию белков. (Строительный материал организма)

3) Какую функцию выполняют жиры и углеводы? (Источники энергии)

4) Зачем нужны витамины? (Способствуют росту, помогают быть сильными и здоровыми)

Д/игра “ Назови питательное вещество”

- Я называю продукт, а вы название питательного вещества, которое в большем количестве в нём находится. (Показать на коллаже)

Горох - белки, малина - витамины, хлеб - углеводы, молоко - белок, капуста – витамины.

III. Ознакомление с новым материалом.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни “вдруг”.

Вспомним радость сибирской кухни, дедов искренний досуг!

Слайд 3

В старину жили очень скромно. У наших предков не было ни газовых, ни электрических плит, а были русские печи.

Слайд 4

Само устройство печи, набор кухонной посуды позволяли готовить блюда с неповторимым вкусом.

Главным на столе был хлеб и пироги. Не зря в народе родилась пословица “Хлеб на стол и стол престол”. Первоначально пирог означал праздничный хлеб. А само слово “пирог” образовано от слова “пир”.

- С какой начинкой пекли пироги?

Начинка была самая простая: морковь, капуста, сушёные лесные ягоды, грибы.

Одним из самых любимых лакомств были и остаются пряники. Чтобы пряники были вкуснее и ароматнее в тесто добавляли протёртые ягоды. В праздники подавали к столу баранки и калачи, блины и шаньги. Шаньги сибирские пекли и со сметаной, и с сахарным верхом, и творожным, и, конечно, с черёмухой, которую сибиряки очень любят.

Предок наш любил пельмени. Готовили их непременно зимой, делали несколько мешков и хранили в деревянных коробах. Готовили пельмени не только с разным мясом, но и с грибами, капустой. В пост заворачивали рыбу. Пельмени – скорая еда. Кто пришёл, приехал – в чугун, закипело - готово! Скоро, вкусно, сытно.

Из супов центральное место занимают щи из квашеной капусты. Без щей и квашеной капусты наши предки не мыслили жизнь. Они были и остаются повседневным блюдом на домашнем столе. В них содержатся питательные вещества, которые необходимы нашему организму.

Не обходится стол и без каш. Их готовили и в честь праздника, и каждый день. Каши содержат наибольшее количество питательных веществ, легко усваиваются организмом. Чтобы каши были вкуснее, в них добавляют масло или ягоды. Поэтому в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”, “Щи да каша – пища наша”

Сытен сибирский стол, но разве мог он обойтись без сибирского чая с секретом заварки. Пили чай с добавлением сливок, молока, мёда. Особенно ценился чай, заваренный на травах. И здесь почётное место занимал самовар – символ уюта и гостеприимства. На стол рядом с серебряным самоваром ставили фарфоровый чайник. Чай заваривали прямо за столом. К чаю подавали сахар, различные варенья, сливки, пироги, булочки. На сибирском столе разнообразные блюда, богатые витаминами, белками, жирами и углеводами. Растительная пища сочетается с продуктами животного происхождения.

- В этом секрет сибирских поваров.

IV. Самостоятельная работа.

Д/игра “Поварята”. Составление меню

- Сейчас вы будете поварятами и составите меню. Выберите блюда из перечня и запишите в своё меню. Затем свою фамилию после слова “повар”

Меню

Завтрак

---------------------------
-------------------------
-------------------------
Повар -------------------

Меню

Обед

----------------------------
-------------------------
--------------------------
---------------------------
Повар ------------------- -

Меню

Ужин

---------------------------
-------------------------
-------------------------
Повар ----------------------

Блюда сибирской кухни

Первые блюда:
  • Щи
  • Ботвинья
  • Похлёбка
  • Рассольник
  • Уха
  • Солянка
  • Окрошка
Вторые блюда:
  • Гусь или утка фаршированные
  • Мясо шпигованное
  • Грудинка фаршированная
  • Бефстроганов
  • Почки жаренные
  • Печень по-строгановски
Мучные блюда:
  • Пельмени
  • Ватрушки
  • Блины
  • Шаньги
  • Колядки
  • Рыбники
  • Оладьи
  • Блинчики
  • Каравай
Каши:
  • Гречневая
  • Овсяная
  • Пшённая
  • Картофельная
  • Манная

Напитки:

  • Чай
  • Молоко
  • Кисель (молочный, ягодный)
  • Сок

А теперь следующий секрет.

Слайд 5

Сибиряки придерживались режима питания. День начинался рано завтраком, обычно чаем с пирогами. Затем второй завтрак. В половине дня обед - “полдень”. Часа через три – паужин (полдник). Вечером ужин. Режим питания сибиряков изменяется со сменой времён года. Летом ели больше растительной пищи, а зимой мясной. Соблюдались посты, когда ели нежирную пищу, но вкусную и полезную.

- Посмотрим и выполним следующее задание-тест.

Слайд 6

“Житейские правила вкушения пищи сибиряков”.

1. Перед началом трапезы всякая сибирская семья

a) хором пела весёлую песню;
в) громко смеялась;
с) желала приятного аппетита друг другу.

2. За столом каждый уважающий себя и других сибиряк, должен был

е) не говорить за столом и хорошо пережёвывать пищу;
ж) болтать без умолку;
з) молча жевать, чтобы съесть больше остальных.

3. Настоящий сибиряк должен

к) пищу не бранить даже если она не вкусна;
л) требовать заменить блюдо;
м) громко расхваливать даже невкусную пищу.

4. Здоровый сибиряк тот, кто

о) ест побольше и чаще;
п) голодает;
р) есть в одно и то же время 4-5 раз в сутки.

5. Если сибиряк уже насытился, а трапеза ещё не окончена, он должен

з) доесть всё до конца, не выбрасывая ни крошки;
ж) поставить свою тарелку кошке, не пропадать же добру;
е) подождать, когда доедят другие.

6. В конце трапезы каждый сибиряк

д) поглаживал живот;
т) благодарил бога за то, что насытил;
г) молча уходил.

Слайд 7

Проверка

1. Перед началом трапезы всякая сибирская семья

с) желала приятного аппетита друг другу.

2. За столом каждый уважающий себя и других сибиряк, должен был

е) не говорить и хорошо пережёвывать пищу;

3. Настоящий сибиряк должен

к) пищу не бранить даже если она не вкусна;

4. Здоровый сибиряк тот, кто

е) ест в одно и то же время 4-5 раз в сутки

5. Если сибиряк уже насытился, а трапеза ещё не окончена, он должен

р) подождать, когда доедят другие.

6. В конце трапезы каждый сибиряк

т) благодарил бога за то, что насытил;

- И вообще во время еды нужно было не иметь дурных мыслей.

Прочтите слово по вертикали. (Секрет) Мы открыли секрет вкушения пищи.

- В Сибири продолжительные зимы с резкими перепадами температуры воздуха. Весной и осенью тоже можно заболеть простудными заболеваниями.

- Чтобы не болеть или, если заболели, быстрее вылечиться нам помогут продукты-целители. Многие рецепты мы знаем от наших бабушек.

Слайды 8, 9, 10

“Рецепты наших бабушек”.

.- Для укрепления иммунитета весной в течение трёх недель пейте любые свежие соки красного цвета

- Средством, активизирующим работу мозга, народная медицина считает рябину. Ежедневно на протяжении весны съедайте горсть ягод или 2-3 ложки варенья.

- Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.

- Какие рецепты вы знаете?

1. При простуде надо пить чай с малиной, клюквенный или смородиновый морс.

2. От насморка полезен свёкольный сок.

3. При кашле пьют настой редьки на меду.

Слайд 11

- И, наконец, секрет сибирского здоровья хранит наша национальная гордость и богатство – сибирский кедр.

Мамин-Сибиряк писал: “Он стоит на берегу, точно боярин в дорогой зелёной бархатной шубе”. Когда человек говорит “кедр”, то имеет в виду дерево, которое растёт в Сибири и даёт вкусные и питательные орешки.

Слайды 12, 13

Кедровый орех поистине чудесный продукт. В его ядре содержатся масло, углеводы, крахмал, белок и столько витаминов и минеральных веществ, что “если бы детям и взрослым ежедневно давали по горсти кедрового ореха, то предохранили бы население от ряда болезней, повысили бы работоспособность, увеличили бы долголетие”. (Г.В.Крылов)

Слайд 14

V. Итог урока.

- Много секретов мы открыли сегодня. Спасибо, ребята, за работу. Вам и нашим гостям я желаю крепкого сибирского здоровья. Чтобы ваше питание было и вкусным, и полезным.