В состав школьного методического объединения
классных руководителей нашей школы входят
двенадцать педагогов 1–11-х классов. Все они с
высшим образованием. Восемь из них имеют высшую
квалификационную категорию, 3 – первую, 1 –
вторую. Стаж работы в качестве классного
руководителя многих из них составляет десять и
более лет. В большинстве своем они принимают
активное участие в работе методического
объединения: выступают с сообщениями, делятся
опытом практической работы, проводят открытые
классные часы, осуществляют самооценку и оценку
работы коллег.
Главными задачами деятельности методического
объединения классных руководителей являются
следующие:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
– поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.
В качестве основных форм работы для реализации
данных задач определены тематические заседания
методического объединения; участие в работе
педсовета и совещаниях при директоре; рабочие
совещания; районные семинары воспитателей и
классных руководителей на базе нашей школы в
декабре 2006 г. и в апреле 2007 г.; смотр портфолио
классных руководителей и классных коллективов;
открытые воспитательные мероприятия; отчеты о
работе; собеседование, знакомство с новинками
методической литературы и другие.
В 2006–2007 учебном году на заседаниях
методического объединения классных
руководителей были рассмотрены следующие
вопросы:
– Закон Московской области «Об образовании» в новой редакции.
– Приказ Министерства образования и науки РФ « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» № 21 от 3 февраля 2006 г..
– О работе по профилактике употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ несовершеннолетними.
– Об использовании в работе с родителями материалов православного медицинского просветительского центра «Жизнь» города Коломны.
– О работе классных руководителей и воспитателей по реализации школьной методической темы «Формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся» в связи с празднованием 65-летия битвы под Москвой.
– Об итогах диагностики удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
– Информация с совещаний в РУО и семинаров в школах района.
– Обзор новинок педагогической литературы и другие актуальные вопросы воспитательной работы.
На совещаниях при директоре рассматривались такие аспекты деятельности классных руководителей, как:
– О работе классных руководителей и воспитателей в свете современных требований к учебно-воспитательному процессу.
– О проведении первого этапа Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего России».
– О подготовке и итогах районного семинара-практикума классных руководителей на базе нашей школы «Обучение классных руководителей технологии психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы» и другие.
Важная роль в организации практической работы
классных руководителей по обучению и воспитанию
детей принадлежит рабочим совещаниям, которые
проводятся раз в месяц, а в случае необходимости
и чаще.
Темами рабочих совещаний классных руководителей
в 2006–2007 учебном году были:
– Утверждение плана воспитательных мероприятий, посвященных 65-летию битвы под Москвой, а потом итоги данной работы.
– Отчет классных руководителей о содержании воспитательной работы за первое полугодие и за год.
– Об итогах проверки документации классных руководителей.
– О проведении открытых классных часов (воспитательных мероприятий).
– О мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности и культуры.
– Об эффективности взаимодействия с родителями в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе и многие другие вопросы.
Активное участие приняли классные
руководители в заседании педагогического Совета
по теме «Воспитание и обучение успехом».
Важно отметить, что классные руководители
осуществляют свою деятельность в тесном
взаимодействии с воспитателями и педагогами
дополнительного образования. В школе сложилась
хорошая традиция – оказание ими друг другу
методической и практической помощи, посещение
воспитательных мероприятий, совместное их
проведение, принципиальный подход к оценке
работы друг друга и самооценке,
заинтересованность классных руководителей и
воспитателей в совместном обсуждении и
реализации проблем учебно-воспитательного
процесса. В большинстве случаев это
сотрудничество дает положительные результаты на
практике, в том числе и при проведении открытых
воспитательных мероприятий, которые при прочих,
имеют цель – совершенствование педагогического
мастерства классных руководителей и
воспитателей. На высоком методическом и
организационном уровнях были проведены открытые
воспитательные мероприятия:
– «Прощай, Масленица», классные руководители 1–2-х классов Лисун Е.А. и Логвинова Р.М., воспитатель Примакова О.И.
– «Боль и гнев Хатыни», классный руководитель 5-го класса Головерса Г.А.
– «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», классный руководитель 6 класса Петрова В.В., воспитатель Телепова Е.К.
– Уроки мужества в 10–11-х классах, классные руководители Жинкина И.С., Козерацкая В.В., воспитатель Маглели С.А.
Углублению знаний классных руководителей о
методах воспитательной работы,
совершенствованию их педагогического
мастерства, распространению положительного
опыта и созданию нового опыта по воспитанию
учащихся способствует также работа по
самообразованию, взаимопомощь, а также
коллективные творческие дела в классах и в школе.
Среди наиболее значимых коллективных творческих
дел в 2006–2007 учебном году необходимо отметить
заключительный праздник –
литературно-музыкальную композицию «Подвигу
жить в веках!», посвященную 65-летию битвы под
Москвой. В ней приняли участие ветераны воинской
службы и труженики тыла, родители, педагоги,
учащиеся. Неповторимость и эмоциональность
мероприятию придало использование компьютерных
презентаций учащихся, а также творческие работы
детей и родителей «Моя семья – победе под
Москвой». Большую работу по подготовке и
проведению данного коллективного творческого
дела проделали Головерса Г.А, классный
руководитель 5 класса, Белкина О.И., классный
руководитель 8 класса, Примакова О.И.,
воспитатель. Эта литературно-музыкальная
композиция была также представлена участникам
районного семинара воспитателей на базе нашей
школы по теме «Использование современных
(компьютерных) технологий в воспитательной
работе школы» в декабре 2006 года и получила
высокую оценку участников семинара.
Положительным следует признать также
педагогическое руководство классных
руководителей подготовкой и проведением
мероприятий, посвященных Дню славянской
письменности и культуры в Коломне: выпущены
стенгазеты (4 –10 классы), подготовлены творческие
работы по данной тематике (5–11-е классы),
проведены Кирилло-Мефодиевские чтения (5–8-е;
9–11-е классы), заключительный праздник-игра
«Братья-славяне».
Хочется отметить ответственный,
заинтересованный, творческий подход к
проводимой работе классных руководителей
Головерса Г.А. (5-й класс), Петровой В.В. (6-й класс),
Белкиной О.И. (8-й класс), воспитателей Маглели С.А.
и Примаковой О.И.
Изучению, обобщению и распространению
положительного опыта воспитательной работы
способствовало участие нашего методического
объединения в Педагогическом марафоне
«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего
России». В рамках школьного этапа был проведен
смотр портфолио классных руководителей и
классных коллективов. Было выявлено, что
наиболее объемно отражают воспитательную работу
классного руководителя в соответствии с
положением о Педагогическом марафоне материалы
классных руководителей Моисеенко А.В. (3-й класс) и
Белкиной О.И. (8-й класс).
Общими недочетами по итогам анализа
документации классных руководителей были
определены следующие: не на всех учащихся были
заведены карты личностного развития, не в полном
объеме представлены материалы педагогической
диагностики и методическая копилка «Из опыта
работы».
В районном этапе Педагогического марафона
приняла участие Белкина О.И., классный
руководитель 8 класса. В рамках конкурса она
проводила открытый классный час «Ваше
Величество Женщина!». По итогам районного этапа
Белкина О.И. признана лауреатом, награждена
Дипломом и ценным подарком.
Опыт работы многих классных руководителей был
представлен в методических материалах для
творческих групп и в папках классных
руководителей и портфолио классных коллективов
в ходе семинара-практикума классных
руководителей Коломенского муниципального
района в нашей школе в апреле 2007 года по теме
«Обучение классных руководителей технологии
психолого-педагогического анализа процесса и
результатов воспитательной работы».
В течение учебного года в школе действовал
методический уголок «Классному руководителю»,
где были представлены различные теоретические и
практические материалы по воспитательной
работе.
По вопросам планирования, тематике классных
часов, родительских собраний, подготовки КТД,
анализа работы, взаимодействия с классным
коллективом, ведения документации, режиму работы
классных руководителей, работы с
диагностической картой личностного развития
учащихся, критериям оценки деятельности
классных руководителей были подготовлены
методические рекомендации. По многим вопросам
проводились индивидуальные беседы и
консультации со всеми классными руководителями.
В школе с участием самих классных руководителей
и воспитателей создана достаточная методическая
база для повышения теоретического и
практического уровня, она включает пособия по
теории и практике воспитательной работы с
учащимися, родителями, общественностью, аудио,
видео, мультимедиа-материалы, а также
методические папки «Из опыта воспитательной
работы в школе». Ведется подписка на журналы
«Воспитание школьников», «Классный
руководитель» и газету «Классное руководство и
воспитание школьников».
В целях выявления затруднений педагогов при
осуществлении функциональных обязанностей
классным руководителям 1–11-х классов в январе
2007 года была предложена диагностическая карта.
Анализ ответов показал, что педагоги испытывают
некоторые затруднения в вопросах:
– психологии личности ученика;
– создания сплоченного коллектива в классе;
– преемственности в воспитании между детским садом – начальной школой – средним звеном;
– современной теории и практики аутотренинга;
– коррекции взаимоотношений учителя с учеником;
– дисциплины учащихся;
– форм проведения родительских собраний.
По многим вопросам педагогам была подобрана
методическая литература для самообразования,
проведены консультации и обмен опытом работы; не
рассмотренные же детально проблемы были
включены в план работы методического
объединения на следующий год.
В своей практической деятельности
педагоги-воспитатели руководствуются
принципами личностно-ориентированного подхода к
учащимся. Он осуществляется посредством
индивидуальных бесед, постоянных и разовых
общественных поручений, вовлечения детей в
систему дополнительного образования в школе и по
месту жительства, подготовку и проведение
коллективных творческих дел, работу с семьей, в
ходе разнообразной воспитывающей деятельности в
школе и вне школы.
В результате совместных усилий классных
руководителей, воспитателей, педагогов
дополнительного образования, родителей,
общественности воинской части 17204 активность и
заинтересованность учащихся в общественной
жизни, в создании благоприятного микроклимата в
школе, в укреплении и развитии школьных традиций
повышается. По сравнению с прошлым учебным годом
в школе снизилось число учащихся, стоящих на
внутришкольном учете, на 2 человека, а в ИДН на
учете нет ни одного ученика.
Успешно выступают наши воспитанники в различных
конкурсах районного и областного уровней,
например: первое место в районном конкурсе
рисунков «Святыни Московии» в честь 625-летия
Богородице-Рождественского Бобренева мужского
монастыря; первое место в районном конкурсе
компьютерного рисунка; второе место в конкурсе
сочинений «Пою мое Отечество»; первое место в
районном фестивале детского творчества
«Цветущим садом станет вся земля» – хоровой
коллектив и вокальная группа мальчиков; третье
место в областном конкурсе «Пусть песни сегодня
звучат фронтовые!» в связи с 65-летием битвы под
Москвой.
В ходе диагностики удовлетворенности учащихся
школьной жизнью в феврале – марте 2007 года
установлено, что 27,5% опрошенных учащихся 5–11-х
классов имеют высокую степень
удовлетворенности, тогда как в 2002 году их было
24,8%; 66% – со средней степенью удовлетворенности
школьной жизнью, а в 2002 году – 59%; низкую степень
удовлетворенности школьной жизнью имеют 6,5%
опрошенных учащихся против 16,1% в 2002 году. Средний
балл удовлетворенности учащихся школьной жизнью
равен 2,7 (средняя степень). Детальный анализ
проводимой диагностики позволяет увидеть
имеющиеся проблемы и в организации учебной
деятельности детей, и в работе органов
ученического самоуправления, и в развитии
творческих способностей детей, и во
взаимодействии учителя и ученика. Классным
руководителям было рекомендовано тщательно
проанализировать итоги диагностики вместе с
классным коллективом и воспитателями, обратить
особое внимание на те направления, по которым
выявлена низкая степень удовлетворенности
школьной жизнью. Данный вопрос был
проанализирован и на совместном заседании
методического объединения классных
руководителей и воспитателей. Думается, есть
необходимость обратиться к данной теме и в
следующем учебном году.
Важное значение в организации деятельности
классных руководителей имеет стимулирование их
труда. В течение учебного года в связи с
проведением различных внеклассных и внешкольных
воспитательных мероприятий многим из них
объявлялась публичная похвала и благодарность.
Все классные руководители получали денежное
вознаграждение в полном объеме, а также
дифференцированную доплату из школьного
надтарифного фонда в размере от 350 до 600 рублей.
По итогам работы в 2006–2007 учебном году поощрения
администрации заслуживают классные
руководители 5-го класса – Головерса Г.А., 6-го
класса – Петрова В.В., 8-го класса – Белкина О.И.; к
награде Районного управления образованием
представлена Головерса Г.А., классный
руководитель 5-го класса и учитель истории, за
большую работу по гражданскому и
патриотическому воспитанию учащихся, в том числе
за большую творческую работу по проведению
воспитательных мероприятий в классе и в школе в
связи с празднованием Всероссийского Дня
славянской письменности и культуры в Коломне.
В июне 2007 года на заседании методического
объединения классные руководители обсудили
основные направления и примерный план работы на
новый учебный год:
Примерный план работы школьного методического объединения классных руководителей на 2007 – 2008 учебный год.
Основные задачи методического объединения классных руководителей:
– совершенствование профессионального
мастерства педагогов – воспитателей;
– освоение современных концепций и
педагогических технологий;
– изучение, обобщение и распространение лучшего
опыта воспитательной работы;
– содействие становлению и развитию системы
воспитательной работы классных коллективов;
– поощрение стремления классных руководителей к
повышению профессионального мастерства путем
самообразования.
Содержание работы:
I. Заседание педагогического Совета:
«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса». Январь.
II. Тематика заседаний методического объединения:
1. Целеполагание и содержание воспитательной
работы с учащимися на 2007 – 2008 учебный
год.
Сентябрь.
2. Традиции воспитания детей у русского
народа.
Октябрь.
3. Развитие индивидуальности учащихся в процессе
воспитания.
Ноябрь.
4. Педагогическая диагностика в работе классного
руководителя.
Март.
5.Круглый стол « Подведем
итоги».
Май.
III. Осуществление педагогического руководства деятельностью учащихся:
– в рамках Вахты памяти, посвященной 65-летию
Сталинградской битвы, прорыва блокады
Ленинграда и битвы на Курской
дуге. Ноябрь – май;
– в рамках года русского языка в течение
учебного года;
– в связи с подготовкой к 25-летию школы в
(сентябре 2008 года).
IV. Неделя творческого мастерства классных руководителей:
– открытые внеклассные мероприятия;
– смотр портфолио классных руководителей;
– смотр портфолио классного коллектива;
– смотр классных уголков;
– диагностика профессиональной позиции
педагога как воспитателя (А.И.Григорьевой).
Февраль – март.
V. В течение года на рабочих совещаниях и заседаниях методического объединения:
– информация о новинках методической
литературы;
– выступления классных руководителей: «Из опыта
работы с классным коллективом».
VI. Участие в Педагогическом марафоне классных руководителей (по плану Районного управления образованием).
Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения классных руководителей муниципального общеобразовательного учреждения Сосново-Борской средней общеобразовательной школы Коломенского муниципального района Московской области Князева Нина Георгиевна.