Из опыта работы школьного методического объединения классных руководителей.

Разделы: Классное руководство


В состав школьного методического объединения классных руководителей нашей школы входят двенадцать педагогов 1–11-х классов. Все они с высшим образованием. Восемь из них имеют высшую квалификационную категорию, 3 – первую, 1 – вторую. Стаж работы в качестве классного руководителя многих из них составляет десять и более лет. В большинстве своем они принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями, делятся опытом практической работы, проводят открытые классные часы, осуществляют самооценку и оценку работы коллег.
Главными задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются следующие:

– совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
– поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.

В качестве основных форм работы для реализации данных задач определены тематические заседания методического объединения; участие в работе педсовета и совещаниях при директоре; рабочие совещания; районные семинары воспитателей и классных руководителей на базе нашей школы в декабре 2006 г. и в апреле 2007 г.; смотр портфолио классных руководителей и классных коллективов; открытые воспитательные мероприятия; отчеты о работе; собеседование, знакомство с новинками методической литературы и другие.
В 2006–2007 учебном году на заседаниях методического объединения классных руководителей были рассмотрены следующие вопросы:

– Закон Московской области «Об образовании» в новой редакции.
– Приказ Министерства образования и науки РФ « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» № 21 от 3 февраля  2006 г..
– О работе по профилактике употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ несовершеннолетними.
– Об использовании в работе с родителями материалов православного медицинского просветительского центра «Жизнь» города Коломны.
– О работе классных руководителей и воспитателей по реализации школьной методической темы «Формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся» в связи с празднованием 65-летия битвы под Москвой.
– Об итогах диагностики удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
– Информация с совещаний в РУО и семинаров в школах района.
– Обзор новинок педагогической литературы и другие актуальные вопросы воспитательной работы.

На совещаниях при директоре рассматривались такие аспекты деятельности классных руководителей, как:

– О работе классных руководителей и воспитателей в свете современных требований к учебно-воспитательному процессу.
– О проведении первого этапа Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего России».
– О подготовке и итогах районного семинара-практикума классных руководителей на базе нашей школы «Обучение классных руководителей технологии психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы» и другие.

Важная роль в организации практической работы классных руководителей по обучению и воспитанию детей принадлежит рабочим совещаниям, которые проводятся раз в месяц, а в случае необходимости и чаще.
Темами рабочих совещаний классных руководителей в 2006–2007 учебном году были:

– Утверждение плана воспитательных мероприятий, посвященных 65-летию битвы под Москвой, а потом итоги данной работы.
– Отчет классных руководителей о содержании воспитательной работы за первое полугодие и за год.
– Об итогах проверки документации классных руководителей.
– О проведении открытых классных часов (воспитательных мероприятий).
– О мероприятиях, посвященных Дню славянской  письменности и культуры.
– Об эффективности взаимодействия с родителями в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе и многие другие вопросы.

Активное участие приняли классные руководители в заседании педагогического Совета по теме «Воспитание и обучение успехом».
Важно отметить, что классные руководители осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с воспитателями и педагогами дополнительного образования. В школе сложилась хорошая традиция – оказание ими друг другу методической и практической помощи, посещение воспитательных мероприятий, совместное их проведение, принципиальный подход к оценке работы друг друга и самооценке, заинтересованность классных руководителей и воспитателей в совместном обсуждении и реализации проблем учебно-воспитательного процесса. В большинстве случаев это сотрудничество дает положительные результаты на практике, в том числе и при проведении открытых воспитательных мероприятий, которые при прочих, имеют цель – совершенствование педагогического мастерства классных руководителей и воспитателей. На высоком методическом и организационном уровнях были проведены открытые воспитательные мероприятия:

– «Прощай, Масленица», классные руководители 1–2-х классов Лисун Е.А. и Логвинова Р.М., воспитатель Примакова О.И.
– «Боль и гнев Хатыни», классный руководитель 5-го класса Головерса Г.А.
– «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», классный руководитель 6 класса Петрова В.В., воспитатель Телепова Е.К.
– Уроки мужества в 10–11-х классах, классные руководители Жинкина И.С., Козерацкая В.В., воспитатель Маглели С.А.

Углублению знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, совершенствованию их педагогического мастерства, распространению положительного опыта и созданию нового опыта по воспитанию учащихся способствует также работа по самообразованию, взаимопомощь, а также коллективные творческие дела в классах и в школе. Среди наиболее значимых коллективных творческих дел в 2006–2007 учебном году необходимо отметить заключительный праздник – литературно-музыкальную композицию «Подвигу жить в веках!», посвященную 65-летию битвы под Москвой. В ней приняли участие ветераны воинской службы и труженики тыла, родители, педагоги, учащиеся. Неповторимость и эмоциональность мероприятию придало использование компьютерных презентаций учащихся, а также творческие работы детей и родителей «Моя семья – победе под Москвой». Большую работу по подготовке и проведению данного коллективного творческого дела проделали Головерса Г.А, классный руководитель 5 класса, Белкина О.И., классный руководитель 8 класса, Примакова О.И., воспитатель. Эта литературно-музыкальная композиция была также представлена участникам районного семинара воспитателей на базе нашей школы по теме «Использование современных (компьютерных) технологий в воспитательной работе школы» в декабре 2006 года и получила высокую оценку участников семинара.
Положительным следует признать также педагогическое руководство классных руководителей подготовкой и проведением мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры в Коломне: выпущены стенгазеты (4 –10 классы), подготовлены творческие работы по данной тематике (5–11-е классы), проведены Кирилло-Мефодиевские чтения (5–8-е; 9–11-е классы), заключительный праздник-игра «Братья-славяне».
Хочется отметить ответственный, заинтересованный, творческий подход к проводимой работе классных руководителей Головерса Г.А. (5-й класс), Петровой В.В. (6-й класс), Белкиной О.И. (8-й класс), воспитателей Маглели С.А. и Примаковой О.И.
Изучению, обобщению и распространению положительного опыта воспитательной работы способствовало участие нашего методического объединения в Педагогическом марафоне «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего России». В рамках школьного этапа был проведен смотр портфолио классных руководителей и классных коллективов. Было выявлено, что наиболее объемно отражают воспитательную работу классного руководителя в соответствии с положением о Педагогическом марафоне материалы классных руководителей Моисеенко А.В. (3-й класс) и Белкиной О.И. (8-й класс).
Общими недочетами по итогам анализа документации классных руководителей были определены следующие: не на всех учащихся были заведены карты личностного развития, не в полном объеме представлены материалы педагогической диагностики и методическая копилка «Из опыта работы».
В районном этапе Педагогического марафона приняла участие Белкина О.И., классный руководитель 8 класса. В рамках конкурса она проводила открытый классный час «Ваше Величество Женщина!». По итогам районного этапа Белкина О.И. признана лауреатом, награждена Дипломом и ценным подарком.
Опыт работы многих классных руководителей был представлен в методических материалах для творческих групп и в папках классных руководителей и портфолио классных коллективов в ходе семинара-практикума классных руководителей Коломенского муниципального района в нашей школе в апреле 2007 года по теме «Обучение классных руководителей технологии психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы».
В течение учебного года в школе действовал методический уголок «Классному руководителю», где были представлены различные теоретические и практические материалы по воспитательной работе.
По вопросам планирования, тематике классных часов, родительских собраний, подготовки КТД, анализа работы, взаимодействия с классным коллективом, ведения документации, режиму работы классных руководителей, работы с диагностической картой личностного развития учащихся, критериям оценки деятельности классных руководителей были подготовлены методические рекомендации. По многим вопросам проводились индивидуальные беседы и консультации со всеми классными руководителями.
В школе с участием самих классных руководителей и воспитателей создана достаточная методическая база для повышения теоретического и практического уровня, она включает пособия по теории и практике воспитательной работы с учащимися, родителями, общественностью, аудио, видео, мультимедиа-материалы, а также методические папки «Из опыта воспитательной работы в школе». Ведется подписка на журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и газету «Классное руководство и воспитание школьников».
В целях выявления затруднений педагогов при осуществлении функциональных обязанностей классным  руководителям 1–11-х классов в январе 2007 года была предложена диагностическая карта. Анализ ответов показал, что педагоги испытывают некоторые затруднения в вопросах:

– психологии личности ученика;
– создания сплоченного коллектива в классе;
– преемственности в воспитании между детским садом – начальной школой – средним звеном;
– современной теории и практики аутотренинга;
– коррекции взаимоотношений учителя с учеником;
– дисциплины учащихся;
– форм проведения родительских собраний.

По многим вопросам педагогам была подобрана методическая литература для самообразования, проведены консультации и обмен опытом работы; не рассмотренные же детально проблемы были включены в план работы методического объединения на следующий год.
В своей практической деятельности педагоги-воспитатели руководствуются принципами личностно-ориентированного подхода к учащимся. Он осуществляется посредством индивидуальных бесед, постоянных и разовых общественных поручений, вовлечения детей в систему дополнительного образования в школе и по месту жительства, подготовку и проведение коллективных творческих дел, работу с семьей, в ходе разнообразной воспитывающей деятельности в школе и вне школы.
В результате совместных усилий классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, общественности воинской части 17204 активность и заинтересованность учащихся в общественной жизни, в создании благоприятного микроклимата в школе, в укреплении и развитии школьных традиций повышается. По сравнению с прошлым учебным годом в школе снизилось число учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на 2 человека, а в ИДН на учете нет ни одного ученика.
Успешно выступают наши воспитанники в различных конкурсах районного и областного уровней, например: первое место в районном конкурсе рисунков «Святыни Московии» в честь 625-летия Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря; первое место в районном конкурсе компьютерного рисунка; второе место в конкурсе сочинений «Пою мое Отечество»; первое место в районном фестивале детского творчества «Цветущим садом станет вся земля» – хоровой коллектив и вокальная группа мальчиков; третье место в областном конкурсе «Пусть песни сегодня звучат фронтовые!» в связи с 65-летием битвы под Москвой.
В ходе диагностики удовлетворенности учащихся школьной жизнью в феврале – марте 2007 года установлено, что 27,5% опрошенных учащихся 5–11-х классов имеют высокую степень удовлетворенности, тогда как в 2002 году их было 24,8%; 66% – со средней степенью удовлетворенности школьной жизнью, а в 2002 году – 59%; низкую степень удовлетворенности школьной жизнью имеют 6,5% опрошенных учащихся против 16,1% в 2002 году. Средний балл удовлетворенности учащихся школьной жизнью равен 2,7 (средняя степень). Детальный анализ проводимой диагностики позволяет увидеть имеющиеся проблемы и в организации учебной деятельности детей, и в работе органов ученического самоуправления, и в развитии творческих способностей детей, и во взаимодействии учителя и ученика. Классным руководителям было рекомендовано тщательно проанализировать итоги диагностики вместе с классным коллективом и воспитателями, обратить особое внимание на те направления, по которым выявлена низкая степень удовлетворенности школьной жизнью. Данный вопрос был проанализирован и на совместном заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей. Думается, есть необходимость обратиться к данной теме и в следующем учебном году.
Важное значение в организации деятельности классных руководителей имеет стимулирование их труда. В течение учебного года в связи с проведением различных внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий многим из них объявлялась публичная похвала и благодарность. Все классные руководители получали денежное вознаграждение в полном объеме, а также дифференцированную доплату из школьного надтарифного фонда в размере от 350 до 600 рублей.
По итогам работы в 2006–2007 учебном году поощрения администрации заслуживают классные руководители 5-го класса – Головерса Г.А., 6-го класса – Петрова В.В., 8-го класса – Белкина О.И.; к награде Районного управления образованием представлена Головерса Г.А., классный руководитель 5-го класса и учитель истории, за большую работу по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, в том числе за большую творческую работу по проведению воспитательных мероприятий в классе и в школе в связи с празднованием Всероссийского Дня славянской письменности и культуры в Коломне.
В июне 2007 года на заседании методического объединения классные руководители обсудили основные направления и примерный план работы на новый учебный год:

Примерный план работы школьного методического объединения классных руководителей на 2007 – 2008 учебный год.

Основные задачи методического объединения классных руководителей:

– совершенствование профессионального мастерства педагогов – воспитателей;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– изучение, обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
– содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;
– поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.

Содержание работы:

I. Заседание педагогического Совета:

«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».                                                         Январь.

II. Тематика заседаний методического объединения:

1. Целеполагание и содержание воспитательной работы с учащимися на 2007 – 2008 учебный год.                                                             Сентябрь.
2. Традиции воспитания детей у русского народа.                                                                                                                                                Октябрь.
3. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания.                                                                                                                      Ноябрь.
4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.                                                                                                                       Март.
5.Круглый стол « Подведем итоги».                                                                                                                                                                         Май.

III. Осуществление педагогического руководства деятельностью учащихся:

– в рамках Вахты памяти, посвященной 65-летию Сталинградской битвы, прорыва блокады Ленинграда и битвы на Курской дуге.       Ноябрь – май;
– в рамках года русского языка в течение учебного года;
– в связи с подготовкой к 25-летию школы в (сентябре 2008 года).

IV. Неделя творческого мастерства классных руководителей:

– открытые внеклассные мероприятия;
– смотр портфолио классных руководителей;
– смотр портфолио классного коллектива;
– смотр классных уголков;
– диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (А.И.Григорьевой).                                                                                Февраль – март.

V. В течение года на рабочих совещаниях и заседаниях методического объединения:

– информация о новинках методической литературы;
– выступления классных руководителей: «Из опыта работы с классным коллективом».

VI. Участие в Педагогическом марафоне классных руководителей (по плану Районного управления образованием).

Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения классных руководителей муниципального общеобразовательного учреждения Сосново-Борской средней общеобразовательной школы Коломенского муниципального района Московской области Князева Нина Георгиевна.