Создание файловой структуры. Операции с файлами

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Cформировать у учащихся навыки создания папок и файлов.
  2. Познакомить с операциями над файлами и папками.

Учащиеся должны знать:

  • этапы создания папок;
  • назначение и использование контекстного меню.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать папки и простые текстовые и графические файлы;
  • передвигаться по файловой системе в любом направлении.

ХОД УРОКА

К уроку подготовлена презентация, на первом слайде изображена открытая папка Мои документы. В ней имеются другие папки и файлы.

Внимание на экран:

- Что вы видите на экране?

- Как вы различаете файлы и папки?

- Назовите из них папки? Файлы?

- Что такое файл?

Вы знаете, что и программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если не навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура.

Так вот вы знакомы с видами структур данных. Назовите их.

  • линейная (пример);
  • табличная (пример);
  • иерархическая (пример).

Ребята, сейчас я вам раздам файлы – это листочки с информацией; папки – это согнутые пополам листочки.

Найдите ответ на следующий вопрос: “Что уронил Алеша?” (Утюг)

(Пауза)

- Почему вы потратили так много времени на поиск ответа? (Листочки не подписаны, их много, надо их всех прочитать, найти ответ на заданный вопрос)

- Значит нужно навести порядок! А как это сделать? (Дать название каждому листочку (файлу), по которому можно определить содержание, распределить их на группы (по папкам), а полученные папки снова положить в большую папку).

Теперь ответьте на второй вопрос:

“Сколько килограмм картофеля собрали в течении дня?” (1650 кг)

Времени на поиск информации потратили меньше, значит порядок навели не зря.

А теперь, самый важный вопрос: “Структуру какого вида мы получили?” (Иерархический)

Молодцы! Вы смогли навести порядок с листочками. А можно ли это сделать на компьютере? А хотите научиться?

Тогда давайте запишем тему урока – “Создание файловой структуры. Операции с файлами, папками”.

Устали? Сделаем физкультминутку:

- скрестили пальцы рук, вывернули ладонями наружу и подтянулись;

- плечи сжимаем, разжимаем.

Теперь давайте конкретно выясним, что мы должны сделать за компьютером.

Мы должны научиться создавать папки, задавать им названия, создавать, перемещать и переименовывать файлы. Также научиться удалять и восстанавливать файлы.

Все эти действия будем делать с помощью контекстного меню, который появляется на экране нажатием правой кнопки мыши.

Итак, приступаем к практической части урока. Перед вами инструкция к практической работе. Пользуйтесь по мере необходимости.

1. Переименовать файлы и папки.

Выделить нужный файл (папку), вызвать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши, выбрать команду Переименовать, набрать имя файла (папки).

2. Переместить файлы по соответствующим папкам.

Выделить нужный файл, не отпуская левую кнопку мыши, переместить файл в нужную папку.

3. Создать папку Школьные предметы.

Вызвать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши на свободном месте рабочей области. Выбрать команду Создать/Папку. После этого будет создана папка под именем Новая папка. Вести имя папки Школьные предметы и нажать Enter.

4. Открыть папку Школьные предметы. Перенести в нее папки математика, литература и рисование.

5. Создать недостающие файлы в соответствующих папках.

Давайте теперь проверим. Можно проверить с помощью программы проводник:

- на левой панели Проводника отображаются папки и диски;

- на правой панели отображаются содержание открытой папки-файла и вложенных папок.

Оцените свою работу. Оценивает учитель.

А теперь мы научимся удалять и восстанавливать файлы и папки.

  1. Удалим файл Яблоко.
  2. Восстановим его.
  3. Удалим папку Математика.
  4. Восстановим папку Математика.

Вывод: файл или папка восстанавливается на то же место (или по тому же адресу).

Итак, ребята, чему мы с вами научились?

  1. Пользоваться контекстным меню.
  2. Создавать папку.
  3. Создавать файл.
  4. Переименовывать файл и папки.
  5. Перемещать файлы и папки.
  6. Удалять и восстанавливать файлы и папки.

В тетрадях у вас ничего не записано, поэтому эту инструкцию вы забираете домой, приклеите его в свою тетрадь.

Запишите домашнее задание: стр. 168, 172, 176 “Общая информатика”.

В учебнике вы также можете найти другие способы создания, удаления, перемещения файлов и папок. Ознакомьтесь и на следующем уроке мы с вами попробуем это сделать.

- Поняли ли вы тему урока?

- Что было самым трудным на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3